ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Даря мир образов талантом


Всем авторам новой экспозиции «Композиция без сценария» в столичной «Галерее М» присуще чувство времени. Это очень важный и весомый фактор, который влияет на всех четверых живописцев: народного художника КР Жылыкчы Жакыпова, заслуженного деятеля культуры Кыргызстана Залкара Эсенканова, членов Союза художников КР Бактыбека Мусаева и Шафката Таирова. Их работам присуща духовная наполненность, они захватывают, как перипетии интересного фильма, рождающие целый мир образов. Мир, узнаваемый и одновременно другой, который вызывает подлинные эмоции, где за простотой сюжета скрыта сложная ткань жизненных взаимосвязей и переплетений.

 

 

Живописные работы этих авторов привлекают к себе созвучием интуитивного и рационального, а самым, пожалуй, впечатляющим свойством представленных в музее полотен является их искренность и погружённость авторов в диалог с искусством. Ж. Жакыпов в своих живописных опытах меняет текстуры обычных вещей и наполняет тайным смыслом каждый свой холст. Реалистичные полотна Ш. Таирова интересны публике новым концептуальным подходом. Эти художники применяют в своих художественных поисках новое понимание формы и цвета. Рядом с ними показывают свои произведения близкие им по духу творческого поиска Залкар Эсенканов и Бактыбек Мусаев. Ключевая позиция всех участников новой выставки заключается не в увлечении экспериментом, а в серьёзном осознании происходящего вокруг и внутри каждого из них.

 

Если говорить о работах Ж. Жакыпова и З. Эсенканова («Путь», «Ожидание», «Колыбель», «Ландшафт-2», «Структура», «Резерв», «Коммуникация», «Эмоция», «Древо», «Ала-кыйиз»), то они свидетельствуют о глубоких авторских размышлениях относительно сущности искусства, проблем его восприятия, взаимоотношения искусства и жизни. Если коснуться творческой стилистики уже названных авторов, а также полотен Ш. Таирова, Б. Мусаева («Ветерок», «Вечер», «Винсент», «Ожидание», «Кок-Жар», «Осень», «Без названия», «Остановите время», «Утро нового дня», «Крики», «Эволюция», «Тревожное утро»), то она весьма разнообразна и сочетает элементы реализма, символизма, концептуализма, экспрессионизма, примитивизма.

 

Эти сочетания возникают как художественное средство при создании образов. Причём обращение к тому или иному способу организации изобразительного пространства не препятствует авторам при воплощении их собственных идей, а, наоборот, облегчает доступ к творческим высказываниям самих художников. Это всё позволяет им создавать произведения самобытные и впечатляющие. Изобразительно это реализуется благодаря тому, что творческий авторский импульс исходит изнутри, поисками руководит интуиция художников. Поэтому сложение разнообразных художественных приёмов получается немеханическим и ненадуманным. Художники, как увидят зрители, используют находки мастеров ХХ века, и их живописные аккорды слагаются в мелодию, наполненную подлинными чувствами. Рождается новая волна образов, превосходящих по силе впечатлений многие работы, которые экспонируются на современных выставках. Разумеется, не все работы, выставленные в новой экспозиции, одинакового художественного качества. Одни композиции где-то уступают пейзажам, что в общем нормально и не умаляет значения всего творчества каждого из представленных на выставке художников.

 

Живописные работы, к примеру, З. Эсенканова, как правило, многозначительны и сложны для восприятия, но именно так автор ощущает избранную тему. Живописец работает символами, которые порой сложны и запутаны, но всегда интересны и любопытны. Автору также характерна перемена манеры письма, холсты его непохожи, но он неизменно остаётся глубоко национальным художником. Другой живописец новой кыргызской волны Ж. Жакыпов также один из значительных современных художников КР. Он плодотворно работает и как кинохудожник. Любит творческие эксперименты и смело идёт на них. С другими авторами его объединяют художественные поиски в области станковой живописи. С одной стороны, это отстаивание уже накопленного опыта, с другой — открытость к инновациям, умение использовать наработанный опыт поколений и успешно двигаться в русле современных тенденций.

 

В основе образов Бактыбека Мусаева зримые приметы, проявляющиеся в окружающем живописца мире. В центре его образов лежит сложный сплав творческих поисков, вдохновенной мечты, где-то простодушного восприятия мира и волнующих предчувствий будущего. Художник в своём творчестве желает красками донести до зрителя глубокие тайны жизни. В живописном творчестве Шафхата Таирова также зримо ощущается поиск нового индивидуального пути. Он по-своему познаёт человека и природу, историю и настоящее время в их сложной и неразрывной взаимосвязи. Для него пространство холста — это новая предоставленная возможность для творческой импровизации, где впечатления и мысли передаются сжато и обобщённо, а ключевой смысловой доминантой всегда выступает цвет.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор: -

Дата публикации: 15:52, 26-05-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова