ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

«Самоцветы» явили лица, или Синтез образа и смысла


Новая художественная выставка под несколько интригующим названием «Самоцветы», открывшаяся в Национальном музее изоискусств имени Г. Айтиева, стартовала с показа экспериментальных документальных фильмов из семи сюжетных мини-новелл о женщинах-художницах Кыргызстана, имеющих удивительную творческую судьбу.

 

Название у фильма режиссёра Айшоолы Айсаевой точно такое же — «Самоцветы», а посвящён этот кинорассказ неординарным творческим судьбам женщин — участниц выставки. Её экспозиция как бы представляет зрителям репрезентацию их творчества и повествует о том, как они стали художницами вопреки обстоятельствам собственной жизни.

 

У всех авторов экспозиции нет академического фундаментального образования, но они активно и плодотворно погружены в художественный процесс и создают произведения, поднимая в них социальные темы или делясь с публикой своими внутренними переживаниями. Необходимое образование каждая из авторов не смогла получить в силу разных причин: кому-то помешало рождение ребёнка, семья и дети забирали всё время, третья думала, что недостаточно талантлива, чтобы быть живописцем, необходимо серьёзно осваивать другую профессию, чтобы кормить младших братьев и сестёр, и т. д. И всё-таки, несмотря на сложности патриархального мира, все женщины смогли занять достойное место на творческой арене.

 

Эти женщины-авторы под стать самоцветам — самобытные, яркие и разные по возрасту, опыту, образованию.

 

Свои работы создают в разных техниках и стилях. Мы видим коллажи Адели Исмаилхановой, панно и другие работы из курака Маншук Есдаулет, скетчи Мохиры Суяркуловой, живописные композиции Нинель Феденко, инсталляции Нурпери Орунбаевой, графические листы Жазгуль Мадазимовой и рисунки Бермет Борубаевой. Кроме произведений из экспозиции показаны также короткие документальные фильмы о художницах, снятые способным режиссёром Айшоолой Айсаевой (идея самих фильмов принадлежит Алтын Капаловой, а куратором всей выставочной экспозиции выступила искусствовед Оксана Капишникова). Профинансирован же художественный проект правительством Швейцарии.

 

По своей профессиональной деятельности Мохира Суяркулова доцент кафедры психологии АУЦА. На выставке она представила любопытную книгу с графическими иллюстрациями «Советы о счастье». А в её будущих творческих планах заявлено создание графического романа по мотивам собственных исследований жизни. Жазгуль Мадазимова по диплому специалист в области международной политики. Журналистам она рассказала, что с детских лет любит путешествия и дорогу, которые помогают ковать личный характер.

 

Искусству училась у известного мастера Эмиля Тилекова, который обучил её мыслить свободными абстрактными линиями на бумаге. Её графика в экспозиции — это и есть фрагменты этих линейных образов.
Маншук Есдаулет — преподаватель экономических дисциплин. Закончила семимесячную Высшую школу дизайна и ремесленничества, её увлечение — композиции из курака. Она сшивает остатки тканей, лоскутов из швейных остатков и создаёт ценности из ничего не стоящих ресурсов. Уже многие годы курак не перестаёт её удивлять, как и само искусство работы с ним. Другой участник выставки и, пожалуй, самый старший из всех представивших на ней свои произведения — живописец Нинель Феденко. Она взялась за кисть в 71 год, настоял внук-художник, увидевший тягу бабушки к изобразительному творчеству. Она научилась рисовать на самых разных поверхностях — досках, картоне, холсте. Экспериментирует рисованием в разных стилях и техниках, учится у мастеров прошлого и современных художников. На выставке представила яркие пейзажи тех уголков Кыргызстана и мира, где успела побывать.

 

Бермет Борубаева по специальности — политолог, но во время учёбы в университете у неё был курс графики и рисунка. Это и сыграло решающую роль в выборе жизненного призвания. Она поступила в Школу современного искусства Art Fasd. Для участия в выставке написала книгу по исследованию женской велокультуры и путеводитель для начинающих велосипедистов. Ещё один автор — Нурпери Орунбаева рисованием увлеклась со школьных лет. Однако выбрала профессию стоматолога. Страсть к живописи не утихала, и она начала пробовать себя в портретном жанре, изображая лики выдающихся известных людей. В итоге пришла к жанру инсталляции. Она полагает, что инсталляции — это крепкие невидимые нити, которые прочны, но незаметны, как и роль женщины в семье. С этими образными творениями Нурпери и предстала перед посетителями выставки «Самоцветы».

 

Также детское увлечение рисованием и лепкой из пластилина через всю жизнь пронесла Адель Исмаилханова. В школе оформляла и писала в стенгазету, что и подтолкнуло к поступлению на журфак. Затем увлеклась созданием коллажей, через которые пыталась выразить свои мысли об окружающем мире.

 

Она создаёт их быстро, как бы на автомате, но уже точно зная, что хочет изобразить в итоге. Автор считает, что потенциал коллажей не имеет границ, а потому не перестаёт давать в своих композициях привычным уже для глаза образам новые смыслы. Как, собственно, стараются это делать в своих произведениях и все другие художницы, которые явили на выставке «Самоцветы» своё подлинно талантливое творческое лицо.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор: -

Дата публикации: 15:43, 20-06-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова