ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

«Преступно русский» композитор, опередивший своё время


У каждого талантливого человека есть свой жизненный путь. Он не всегда мягок и выстлан лепестками царских орхидей, бережно развеянных ангелами. Чаще всего великие и талантливые люди проходят проверку на прочность, которую им преподносит жизнь. Но на пути к признанию их не пугают ни голод, ни лишения, ни даже критика, которая часто необоснованна и порой надуманна. Так было и с Модестом Петровичем Мусоргским — талантливым русским композитором.

 

Солисты Кыргызского национального академического театра оперы и балета имени А. Малдыбаева порадовали поклонников классической русской музыки концертом-лекцией, посвящённой жизни и творчеству Модеста Мусоргского. Мероприятие состоялось в музее Н. Рериха.

 

Лауреат Международных конкурсов Глеб Ким поведал публике о непростой жизни композитора, о непризнании и неприятии его новаторства в русской классической музыке, но наивысшем признании после смерти.

 

«Какой обширный, богатый мир — искусство, если целью взят человек!» — писал как-то композитор своему другу поэту Голенищеву-Кутузову.

 

И правда, мир искусства богат, но и тернист. Это композитор понял с самого начала, когда его новаторство в русской классической музыке многие начали воспринимать в штыки. Бескомпромиссность в служении правде часто играла с ним злую шутку. Прямолинейность, с которой он продвигал свои смелые замыслы, была несколько радикальной, и даже его друзья — единомышленники по «Могучей кучке» — не всегда их одобряли.

 

По словам солиста оперы Глеба Кима, знаменитую оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» современники и критики называли слишком русской или даже «преступно русской» оперой того времени. Он протестовал против модной слащавой западной эстетики, принятой в те времена в оперном искусстве.

 

— Соответственно, за это его любили далеко не все, — считает Глеб. — Он ненавидел лицемерие, лесть, подхалимаж и был твёрд в своих убеждениях. Это и сыграло немаловажную роль в его отношениях с коллегами по «кучке», в которых он в итоге крайне разочаровался.

 

О том, что Модест Мусоргский станет музыкантом и композитором, не думал никто. Да, под чутким руководством матери семилетний мальчуган уже играл несложные произведения Ференца Листа, но никто всерьёз не помышлял о том, что всю свою жизнь Модест свяжет с музыкой. Вот военным ему быть в самый раз — об этом говорили недюжинный рост и стать парня. Но жизнь сложилась иначе. Музыка завлекала и звала, он поддался, о чём никогда не сожалел.

 

Все произведения маэстро пропитаны любовью к простому русскому народу, его судьбам, трагедиям и радостям. Особенно это видно по образцу оперной и музыкальной драмы — лучшему творению композитора — опере «Борис Годунов». В ней олицетворён ход развития народной духовной жизни. Пик его творчества пришёлся на время работы над оперой. Ему хотелось создать много и сразу. Руки горели, мысли играли.

 

Параллельно работая над «Годуновым», он вынашивает замысел «Хованщины». Но желаниям не суждено было воплотиться в полной мере. Хоть Модест Мусоргский и работал интенсивно, жизнь вносила свои коррективы. А дальше «Сорочинская ярмарка» — лёгкая, народная, которую композитор также не завершил.

 

Разочарование соратниками и друзьями, непринятие его новых идей и замыслов, да и скорая кончина любимой матушки не проходят бесследно. Чтобы заглушить боль обиды, композитор всё чаще стал прикладываться к бутылке. Отсюда ещё большее отчуждение бывших друзей и в итоге тяжёлая болезнь. Остаются только самые близкие и верные друзья — Владимир Стасов, Арсений Голенищев-Кутузов и Илья Репин. Они поддерживают его всеми мыслимыми и немыслимыми усилиями и как могут, стараются отвлечь от тяжёлых мыслей.

 

Модест Мусоргский боялся смерти. Любое упоминание о ней ввергало его в длительные депрессии. Он называл её «палачом, бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в её проклятом визите». Тогда Владимир Стасов предложил композитору создать серию вокальных произведений, посвящённых смерти. Стасов считал, что педалирование этой темы позволит Мусоргскому её принять. Так появились знаменитые «Песни и пляски смерти». Совместно с поэтом Арсением Голенищевым-Кутузовым они и принялись работать над идеей друга. Но и это не помогло Мусоргскому избежать болезни и смертельного исхода.

 

А была ли у маэстро муза? Да, любовь у великого русского композитора тоже случилась. Причём на всю жизнь. Не обычная, как у всех, с семьёй и детьми, а особая.

 

Они познакомились в 1849 году, когда будущему композитору было всего 10 лет, Надежде Петровне Опочининой — подруге семьи, 28. Взрослая красивая женщина относилась к юному дарованию с душевной простотой и теплотой, как к родному человеку. По воспоминаниям Владимира Стасова, Надежда Опочинина имела на композитора особое благодетельное влияние и при всей дружбе не щадила его недостатков. Многие годы дружбы Мусоргский беспредельно ей доверял, посвящал в свои замыслы и планы и очень дорожил открытостью и правдивостью её высказываний. Хотя порой суждения её были чрезвычайно суровыми.

 

Верная дружба со временем переросла в чувство глубокой преданной любви. Эта женщина сыграла особую роль в жизни композитора, хотя никаких свидетельств их отношений и упоминаний о ней в письмах Мусоргского нет. Он называл её идеалом настоящей женщины. Но вслед за матерью композитора вскоре умирает и Надежда Петровна, это наносит ещё больший удар его душевному равновесию.

 

В возрасте 42 лет по состоянию здоровья Мусоргский был помещён в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении друг и художник Илья Репин написал известный портрет композитора. Вначале Репин отказывался, потому как по странному стечению обстоятельств многие, чьи портреты он писал, в скором времени уходили в мир иной. Но Мусоргский был непреклонен (рисуй, и всё!). Не верил в эти суеверия. Как оказалось, напрасно. Ровно через месяц композитор скончался.

 

Лишь после смерти творчество Мусоргского было оценено по достоинству. Его единственная законченная знаменитая опера «Борис Годунов» с успехом исполняется по всему миру. А критики называют его музыку одной из самых сложных и наполненных.

 

Символично, что лекция о жизни и творчестве композитора прошла в музее Рериха, ведь Мусоргский дружил с Николаем Константиновичем и был частым гостем в его доме. Маэстро — двоюродный дядя супруги Николая Рериха — Елены. Они с теплотой вспоминали композитора и считали, что современность бы оценила его творчество гораздо выше.

 

На музыкальном вечере солисты оперы Нурлан Сумойналиев, Леонид Рукавишников, Глеб Ким исполнили самые яркие произведения Модеста Мусоргского из оперы «Хованщина», произведений А. Пушкина, а особый интерес у зрителей вызвали исполнение отрывков из серии «Песен и плясок смерти», а также весёлая шуточная «Песня о блохе».

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора
и из интернета.

Автор: -

Дата публикации: 15:39, 18-07-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова