ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Мать и матчество


Итак, свершилось. Судебная коллегия Конституционного суда признала необходимость разработки института матронима/матчества для детей, достигших 16 лет. Об этом на своей странице сообщила активистка Алтын Капалова, которая на протяжении двух с половиной лет судится с государственными органами страны.

 

Она сообщила, что решение судебной коллегии Конституционного суда имеет два пункта. Первый связан с тем, что любой совершеннолетний кыргызстанец может взять матчество вместо отчества.

 

«Решением Конституционного суда предписывается Кабинету министров внести соответствующие изменения в действующее правовое регулирование, направленное на восполнение правового пробела, обнаруженного в рамках проверки оспариваемых норм, заключающегося в отсутствии института матронима/матчества и права выбора дееспособного гражданина между отчеством и матчеством, что создаёт условия для нарушения принципов равенства и запрета дискриминации по признаку пола. Решение окончательное.

 

Обжалованию не подлежит. Вступает в силу с момента провозглашения. Решение обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц и подлежит исполнению на всей территории республики».
Вот так, коротко и ясно. Любой совершеннолетний может взять матчество.

 

«Я хочу поблагодарить Конституционный суд за это решение и поздравить моего 16-летнего сына — Капалова Данияра Алтыновича, который скоро пойдёт получать паспорт и сможет взять моё имя в качестве матчества. Особо порадовала формулировка Конституционного суда «институт матчества/матронима», — рассказала Капалова.

 

Но есть и второй момент, который заключается в том, что Конституционный суд вынес решение по запрету на матчества для несовершеннолетних детей.

 

По сообщениям СМИ, активистка довольно эмоционально высказалась об этом решении.

 

«Во время суда представители Жогорку Кенеша, аппарата Президента, Минюста и ГРС в микрофон говорили о том, что мои права не ущемляются, что я всё придумала, что есть многовековые традиции, что нужно сохранить запрет на матчество. И я ничего не могла сделать, кроме как вспоминать обо всех кейсах убитых жён; матерей, которые остались одни со своими проблемами. Я успокаивала себя мыслью, что мы дошли до Конституционного суда, что все госслужители запинаются, волнуются при зачитке своей позиции. Кроме представителя аппарата Президента, который выступал не как представитель госоргана, а как женоненавистник, которого я достала лично. Он позволял себе выражения типа «женщина хочет матчества из-за личных обид, невыплаченных алиментов». Да мне плевать на такое узколобое и тупое мнение. Его слова, которые меня вообще не трогают, всё, что я могу сделать, — это пожалеть этого госмужа за узость взглядов. Только жаль, что у него есть возможность говорить в микрофон.

 

Я считаю это победой. Женщины всё ещё не могут дать своё имя своим детям при рождении, но взрослые дети могут взять имя своей мамы. Я поздравляю всех с этой победой! Я считаю, что страна сделала огромный шаг в сторону справедливости и гендерного равноправия.

 

Что касается основного решения, активистка намерена идти в международные суды и сделать всё, чтобы её дочь и племянницы имели право давать своё имя своим детям.

 

 

ДЕЛА ДАВНИЕ

 

Более двух с половиной лет назад Государственная регистрационная служба подала в суд на Алтын Капалову, которая записала своих троих детей на свою фамилию и дала им матчество вместо традиционного отчества. Активистка посчитала: раз отцы детей не участвуют в их жизни, то их имена не должны значиться в свидетельствах о рождении.

 

Государственная регистрационная служба (ГРС) страны оказалась недовольна этим и подала на неё в суд.

 

Дело прошло все судебные инстанции и в итоге дошло до Конституционного суда, который также не поддержал Алтын Капалову в этом вопросе. Но она стала первой на постсоветском пространстве, кто поднял эту тему, прогремев на весь мир со своими инициативами и дав интервью многим СМИ.

 

Матчество — это очень правильно и прогрессивно. Права детей защищены. И горе-папаши не смогут требовать от взрослых детей алименты… Потому как кыргызы — единственный народ в Центральной Азии и вообще на постсоветском пространстве, имеющий равноправие полов испокон веков. Особенно, если вспомнить таких женщин, как Кыз Сайкал, Жаўыл Мырза, Курманжан Датка, Уркия Салиева.

 

Некоторые племена берут своё название именно от матери. И если говорить начистоту, к сожалению, имеется определённый процент мужчин — выродков, садистов, алкашей, сатрапов. Которые не участвуют в жизни своих детей, но под старость хотят, чтобы те за ними ухаживали, требуя алименты. Всё! Теперь (надеемся!) эта лавочка будет закрыта. И правильно.

 

И честно говоря, и отчество, и матчество — это личное дело каждого. Можно вообще без них прожить. Весь мир живёт, и ничего.

 

 

«Я ПРОТИВ»

 

Но нашлись и авторитетные люди, мнение которых общество не может игнорировать. Один из них — глава ГКНБ Камчыбек Ташиев, высказавшийся против матчества, опубликовав свою позицию на странице в Facebook.

 

«Никакого «матчества». Кто принял, тот и должен отменить! Это моя гражданская позиция», — написал он.

 

Но это решение Конституционного суда. И народ бурно обсуждает новость. Многие уверены, что это противоречит традиционным ценностям. В частности, против выступил госсекретарь Суйунбек Касмамбетов. «Род продолжается только по линии отца», — заявил он.

 

Подключился и муфтий Замир Ракиев и привёл свои доводы. По его мнению, каждый ребёнок должен знать свой род.

 

«Понятно, что ребёнка рожает мать, но важно, чтобы было указано имя отца, поэтому в исламе ребёнку присваивают отчество. От Адама до наших дней все поколения людей во всех странах давали и сыновьям, и дочерям отчество», — сказал муфтий. Он отметил, что у кыргызов есть традиция запоминать имена семи предков, благодаря которой каждый знает о своём происхождении.

 

«Переход к матчеству может привести к психологической травме и дискриминации ребёнка обществом. Как мусульмане, как граждане мы должны беречь своих детей и не подвергать их различным сомнительным действиям. Вполне возможно, что такие опасные инициативы уничтожат корни нации», — считает Замир Ракиев.

 

Через некоторое время Конституционный суд сделал разъяснение. Отмечалось, что 30 июня КС рассмотрел дело о проверке конституционности некоторых положений Семейного кодекса КР и Закона «Об актах гражданского состояния» и признал их не противоречащими Конституции. Заявитель Алтын Капалова просила присвоить её ребёнку матчество. Суд отказал в удовлетворении заявления, объяснив, что пребывание ребёнка с матчеством в традиционном обществе может привести к его стигматизации и буллингу (травле). При этом КС подчеркнул, что по достижении совершеннолетия (18 лет) граждане должны иметь право выбора между отчеством и матчеством.

 

А ещё в 2021 году Государственная регистрационная служба подала в суд на писательницу и активистку Алтын Капалову из-за того, что при смене свидетельств о рождении своих троих детей она указала в качестве отчества своё имя, то есть дала детям матчество.

 

25 августа 2021 года Октябрьский районный суд удовлетворил исковое заявление представителей департамента регистрации населения и актов гражданского состояния и аннулировал записи акта о перемене отчества, составленные в отделе загс Свердловского района, 16 ноября городской суд поддержал решение первой инстанции. А 28 апреля 2022 года аналогичное решение вынес и Верховный суд. Адвокаты Капаловой обратились в Конституционный суд, где детям Капаловой не разрешили менять отчество, но судебная коллегия Конституционного суда Кыргызстана признала необходимость разработки института матронима/матчества для детей, достигших 16 лет.

 

 

ТОЛЬКО «ЗА»

 

Из соцсетей:
«Отцовство и материнство — одно и то же. Хватит унижать чью-то мать, которая тоже несёт бремя детей в жизни. Не зацикливайтесь на чьём-то личном выборе. Пусть каждый сам выбирает имя своего отца или матери, а если захочет — пусть имя своего зятя. Это свободный выбор каждого разумного человека. Не преступление выбрать имя матери из-за любви к ней. Матерей унижают те, кто видит в них животное, а не человека».

 

***

«А зачем отчество детям, папашки которых после развода ни разу не навестили их, бегают от алиментов и открыто заявляют, что платить ничего не будут. Они их не помнят. А через 20 лет в силу отчества придёт с детей алименты требовать. Поищите в таком случае беглых отцов и заставьте помогать детям. А то найти беглого папашку должна бывшая жена, а не приставы. Лучше в этом вопросе порядок наводить. А то все законы против женщин и детей».

 

***

«Проблемы с водой, возможные отключения электроэнергии зимой, левая компания-майнер на Токтогулке, чрезмерная инфляция — вот темы, на которые должны обращать внимание и высказываться, а не матчество/отчество. Это право каждого совершеннолетнего гражданина выбрать любое ФИО».

 

***

«И женщины, и мужчины должны иметь равные права. Если отец кинул свою жену с детьми, то с какой стати дети должны носить до конца жизни имя отца как отчество?»

 

***

 

«Исполнительная власть не должна вмешиваться в судебную. Иначе это считается узурпацией».

 

***

«Если мужчины не заботятся о брошенных детях, то дети имеют желание сменить фамилию. Мой двоюродный братишка давно, лет 20 назад, поменял фамилию. Взял фамилию от имени мамы. И ему это позволили. Его мама Жаныл. Он стал Жанылов. А отчество осталось от имени отца. Его родители развелись, когда он был совсем крохой».

 

Александр КИРЬЯНКО.

Автор: -

Дата публикации: 14:52, 21-07-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова