ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Пока закон не писан


В конце октября в парламенте страны запланировано обсуждение изменений в закон «О дорожном движении». Большинство поправок коснутся самокатов, моноколёс и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Инициатива редактуры закона принадлежит депутатам, а поводом стали участившиеся случаи травм пешеходов, нанесённых водителями электросамокатов. Столица оказалась не готова к новому виду транспорта.

Опасность на двух колёсах

 

Рынок электросамокатов — прибыльный, а главное — относительно новый вид бизнеса для нашей страны. Сегодня аренда таких устройств пользуется большой популярностью, особенно среди молодёжи. В обороте огромное количество самокатов, но вопрос их передвижения совершенно не отрегулирован.

 

Парни, девушки и подростки лихачат на них, особенно по вечерам, ловко маневрируя среди пешеходов. Стремительность и риск тешат самолюбие молодых людей, которым, вероятно, нравится, что все уступают им дорогу. Однако опыта вождения у них маловато, отсюда и печальный итог — количество травмированных самокатчиками пешеходов с начала года увеличилось в разы.

 

Гульзат Таирбаева возвращалась с работы около восьми часов вечера. Шла, не спеша, по улице Токтогула. Не успела дойти до бульвара Эркиндик, как ей в спину врезался самокат, которым управлял 17-летний юноша. Ударом женщину отбросило в сторону. Причём так, что она головой ударилась о бордюр дороги. Итог вечерней прогулки — черепно-мозговая травма, закрытый перелом левой руки. Трое суток реанимации и длительное лечение с вытекающими из него финансовыми последствиями.

 

Этот случай неединичный. Многие горожане высказываются за упорядочение передвижения самокатов по улицам, а некоторые и вовсе требуют их запретить. Сегодня эта тема в социальных сетях одна из актуальных.

 

«Меня тоже неделю назад сбил самокатчик: рука сломана и множество ушибов, сотрясение. Шла с работы домой по тротуару», — написала в своём посте в «Фейсбуке» Гульжан Сманкулова. Ещё одна пользователь Гульмира Тыналиева и вовсе назвала самокатчиков «убийцами на тротуаре».

 

— Инициатива позволить в городе передвижение на самокатах по тротуарам была неверна изначально, — считает бишкекчанка Алма Касымбек. — Самокаты и велосипеды — транспортные средства. И это полный абсурд — разрешить им ездить на пешеходных тротуарах. Мало того что отняли у пешеходов часть тротуаров, так ещё создали риски травм и аварий.

 

Не прижились электросамокаты и на проезжей части автодорог. Водители автомобилей завалили жалобами мэрию столицы и городское управление безопасности дорожного движения. Возмущало автовладельцев то, что молодые люди на самокатах не только не соблюдают на проезжей части никаких правил, так ещё и предпочитают ездить в наушниках, слушая на ходу музыку. Естественно, что в этом случае они не обращают внимания на звуковые сигналы машин.

 

— Вообще ситуация странная — самокаты есть, а правил для них не существует, — поделился с «СК» водитель авто Сергей Заходский. — Они много раз становились виновниками дорожно-транспортных происшествий. Причём скрывались с места ДТП, а отвечать приходилось водителям автомобилей. Давно пора расставить все точки над i. Если это транспортное средство, то тогда необходимо внести соответствующие поправки в законодательство, разработать правила дорожного движения. И, наконец, для управления самокатом нужны права. Лично у меня было несколько случаев, когда самокатчик разворачивался чуть ли не под колёсами моего авто. Это хорошо, что я опытный водитель, а если новичок и он не успеет затормозить?

 

В начале марта 2023 года Главное управление безопасности дорожного движения (ГУДД) разместило на своей официальной странице в интернете специальную информацию, касающуюся передвижения самокатов по проезжей части.

 

Как пояснили в ГУБДД, с точки зрения Правил дорожного движения (ПДД) лицо, передвигающееся на средствах индивидуальной мобильности, всё-таки считается пешеходом. Однако он подчиняется общепринятым правилам для водителей транспортных средств. То есть двигаться только по крайней правой полосе и в один ряд. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

 

Кроме того, передвигаться на СИМ можно по тротуарам, где имеется специально выделенная полоса в пределах пешеходных зон, а также в местах, закрытых для движения транспорта: в парках, скверах, дворах и на специально отведённых для катания площадках.

Попытка не пытка

 

В свою очередь владельцы самокатов и пунктов их проката (кикшеринга) утверждают, что обвинять во всех смертных грехах СИМ — это ничто иное, как сгущение красок. В качестве аргументов они приводят довод, что под колёсами автомобилей гибнут ежегодно десятки тысяч людей, но при этом никто не предлагает запретить автотранспорт.

 

— Электросамокаты сейчас набирают большую популярность во всём мире как один из экологически чистых видов транспорта, — пояснил глава компании по предоставлению самокатов в аренду Дооронбенк Абдуллаев. — Кроме того, они очень удобны в эксплуатации. Им не нужно много места для парковки, они не загрязняют окружающую среду, так как нет выхлопных газов, как от автотранспорта. Это для Бишкека, который окутан смогом, актуально. Конечно, всё должно быть по закону, и мы стараемся консультировать наших пользователей, но, согласитесь, мы же не можем контролировать весь их путь. Кроме того, пешеходы очень часто сами ходят по велодорожкам, так что определённая доля их вины тоже есть. Вообще же сервисы аренды самокатов в партнёрстве с местными администрациями и ГИБДД развивают инфраструктуру городской микромобильности и формируют культуру вождения. К тому же, учитывая высокую стоимость самих гаджетов и запчастей к ним, самокатный бизнес нацелен на создание как раз-таки благоприятной и безопасной среды с минимизацией ДТП. В конце концов мы же не можем сами придумывать правила. Это компетенция государственных органов, и не наша вина, что таких нормативов до сих пор нет.

 

Однако тут есть нюанс. Выступая в защиту кикшеринга, Доронбек Абдуллаев упустил одну важную деталь. Автомашины, как и все другие мотосредства, двигаются по своим дорогам и по определённым законами правилам, а электросамокаты заняли пространство пешеходов. Хотя все знают, что здесь не должно быть никаких технических средств на колёсах. Пешеход не должен даже задумываться, что на тротуаре ему что-то или кто-то угрожает. Каждый может спокойно общаться по телефону, глядеть в смартфон или читать на ходу.
Разрешить дилемму, быть или не быть самокатам, попытались законодатели. Депутат парламента Марлен Маматалиев инициировал внесение поправок в Закон

 

«О дорожном движении».

 

По словам парламентария, необходимо прежде всего законодательно разъяснить, кто именно считается пешеходом со средством индивидуальной мобильности, а главное — дать толкование того, что же относится к таковым, и, наконец, определить, где и как им можно ездить.

 

— Электросамокатов, моноколёс и других подобных средств передвижения с каждым днём всё больше, а правила их пользования до сих пор не разработаны. И пока этого не сделано, средства индивидуальной мобильности представляют собой источник повышенной опасности, — считает Марлен Маматалиев. — Вес самоката в среднем составляет 33 килограмма. Теперь представьте, что будет с пешеходом, если такая махина налетит на человека на скорости 40 километров в час. Кроме этого, в законодательстве отсутствует само понятие «средства индивидуальной мобильности», как и не отрегулированы отношения, возникающие при эксплуатации этих средств передвижения. Вот это мы и хотим исправить. Сейчас законопроект проходит стадию общественного обсуждения, а в конце месяца надеемся внести его на рассмотрение профильного комитета парламента.

 

 

Быть или не быть

 

Работая над поправками в Закон «О дорожном движении», депутаты скрупулёзно изучили опыт других стран. Причём как ближнего, так и дальнего зарубежья. К примеру, Казахстана, где поправки в законодательство, устанавливающие правила использования электросамокатов, начали действовать с 30 августа 2023 года.

 

Согласно новому закону, там ездить на них можно на проезжей части автодорог со скоростью, не превышающей 25 километров в час. Причём только по правому краю дороги. Кроме этого, самокатчик должен быть старше 18 лет, иметь водительские права любой категории, на голове должен быть застёгнутый шлем, а в тёмное время суток обязательно наличие светоотражающих элементов.
Кататься на электросамокате можно также по пешеходным дорожкам и тротуарам. Однако в этом случае максимальная скорость движения должна быть не более шести километров в час.

 

В России предложили ограничить скорость прокатных электросамокатов до 15 километров в час и запретить их проезд по пешеходным улицам, а также пользоваться этими средствами передвижения молодым людям до 18 лет. В ряде городов России введено ограничение на использование самокатов на определённых участках мегаполисов. Например, в Сочи определили 23 зоны в городе, где нельзя будет передвигаться на самокатах. Это исторические границы города.

 

1 сентября 2023 года с улиц столицы Франции исчезли электросамокаты. Такое решение власти французской столицы приняли по итогам апрельского голосования, на котором подавляющее большинство парижан поддержало запрет на аренду этого средства передвижения.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Автор: -

Дата публикации: 15:45, 11-10-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова