ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Но пораженье от победы…


От полного провала на общественных слушаниях до максимального «одобрям-с» на заседании депутатов.

 

Двадцать пятое октября можно обозначить в истории страны как чёрная среда. Потому что ничего ахового не предвещал светлый вторник 17 октября. Тогда, как мы уже писали («СК», 20 октября — Г. К.) «законодательница репрессивных мод» Надира Нарматова получила отлуп от активистов слушаний. В череде голосов на слушаниях ярко высказался журналист Семетей Аманбеков. Повторим: «Инициаторы поправок предоставляют недостоверную, не подкреплённую доказательствами информацию. Тут сказали, что некоммерческие организации предоставляют отчёт — куда тратят средства, сколько налогов платят, откуда деньги берут. Поэтому вопрос: если отчёты предоставляются, зачем этот законопроект? Также говорят, что НКО организуют политические акции и вмешиваются в политику страны. Есть ли факты, какие НКО проводили акции и какие это акции?

 

Один благотворитель обучает истории Кыргызстана по аниме, создал онлайн-библиотеку на кыргызском языке, внёс кыргызский язык в Google-транслейт и развивает его, помогал во время пандемии, на средства другого сняты сериалы в рамках проекта «Ачык сабак». Я не вижу, чтобы они участвовали в политике. Кабинет министров говорит, что согласен с концепцией законопроекта. Я посмотрел заключение, в нём написано, что неясна необходимость определения понятия «иностранная коммерческая организация», закон об НКО уже регулирует деятельность о регистрации, в законодательстве уже установлен запрет на НКО, которые нарушают устав. В конце написано, что нет необходимости вносить изменения в Уголовный кодекс. Тогда зачем нам этот закон?»

 

Глава Лиги защитников прав ребёнка Назгуль Турдубекова напомнила, что НКО помогают государству в работе с 21 категорией уязвимых граждан, когда те оказываются в кризисной ситуации: «Детские организации за 30 лет оказали содействие государству в создании десятков центров помощи людям с инвалидностью, пострадавшим от насилия. Тысячи детей получают помощь на безвозмездной основе. В рамках проектов детских организаций более 300 воспитанников детских домов и специальных интернатов воссоединены с родителями, в том числе и дети с инвалидностью. Во время пандемии COVID-19 некоммерческие организации смогли оказать помощь более 400 детям с инвалидностью, проживающим в бедности. Для профилактики насилия в отношении несовершеннолетних и конфликтов в школах внедрена горячая линия для детей «111» и воспитательная программа «Школа без насилия». В рамках этих проектов охвачены 40 тысяч человек. Вся эта помощь была предоставлена при поддержке международных организаций»

 

Она перечислила категории уязвимых граждан, которым помогают НКО: бедные, безработные, внутренние и внешние (трудовые) мигранты, дети и семьи в трудной жизненной ситуации, дети с инвалидностью, дети в конфликте с законом, дошкольники, женщины, жертвы насилия, жители отдалённых сообществ, заключённые, люди с инвалидностью, носители ВИЧ, матери и отцы, воспитывающие детей в одиночку, молодёжь, малый и средней бизнес, пациентские сообщества, пожилые люди, школьники, этнические кыргызы за рубежом, этнические сообщества внутри страны.

 

«От имени детских организаций обращаюсь к депутатам: не принимать данный проект закона, так как он нанесёт больший ущерб работе детских организаций, и помощь детям с инвалидностью, детям, пострадавшим от насилия и проживающим в бедности, будет сокращена, уязвимые группы останутся без поддержки», — заявила Назгуль Турдубекова.

 

Постоянный координатор системы ООН в Кыргызстане Антье Граве отметила, что в случае принятия законопроект рискует привести к срыву в лучшем случае и прекращению в худшем случае финансовой поддержки КР со стороны международной организации. Она заметила, что последствия в первую очередь затронут наиболее уязвимых членов общества. И если законодательная инициатива будет принята в нынешнем виде, то она создаст риски для прав человека в республике и для достижения Целей устойчивого развития страны, изложенных в национальных стратегиях развития: «Документ в его нынешней версии не соответствует международным обязательствам Кыргызской Республики в области прав человека, а его принятие может привести к нарушению прав на свободу слова, объединения, частной жизни и недискриминации».

 

Граве подчеркнула, что особое беспокойство вызывает положение, которое вводит уголовную ответственность и лишение свободы до 10 лет за активное участие или поддержку некоммерческих организаций, деятельность которых считается «подстреканием граждан к отказу от выполнения своих гражданских обязанностей или совершению иных противоправных действий». «Это правонарушение имеет неточное определение и допускает субъективную интерпретацию, что может привести к выборочному преследованию лиц, фактически работающих на общественное благо», — сказала она.

 

Другая озабоченность связана с широкими полномочиями, предоставленными в законопроекте Министерству юстиции по проведению внезапных проверок помещений, проверке деятельности и изъятию документации. Он также требует от некоммерческих организаций, занимающихся «политической деятельностью» и получающих финансирование или имущество из иностранных источников, регистрироваться в качестве «иностранных представителей». Несоблюдение этого требования может привести к приостановке их деятельности на срок до шести месяцев без решения суда. «Согласно законодательству о правах человека, такие широкие административные полномочия могут нарушать свободу объединений и автономию НПО и препятствовать их законной работе», — отметила Антье Граве.

 

Она также добавила, что организации гражданского общества наряду с государством играют решающую роль на всех уровнях управления в предоставлении социальных услуг, особенно в охвате сельских или отдалённых районов и уязвимых групп. Они также ключевые партнёры ООН и более широкого международного сообщества доноров. Значительная часть поддержки развития ($22 миллиона) для Кыргызстана, предоставляемая 25 агентствами системы ООН, реализуется в сотрудничестве с организациями гражданского общества, обслуживающими особые уязвимые группы, включая пожилых людей, людей с инвалидностью, женщин и девочек, детей, молодёжь и подростков, матерей и детей, живущих с туберкулёзом или ВИЧ, жертв домашнего насилия, торговли людьми и трансграничных конфликтов, мигрантов, сельские и малообеспеченные семьи и общины, беженцев и просителей убежища, волонтёров, языковые и религиозные меньшинства и других.
«Этот закон рискует привести к срыву этой поддержки, подорвав стремления и надежды народа Кыргызстана на лучшую жизнь и будущее. Это также может подорвать амбициозную цель Президента Садыра Жапарова по вхождению страны в число 30 государств с наибольшим достижением ЦУР к 2030 году, которую он выдвинул на недавнем саммите глав государств по Целям устойчивого развития, прошедшем в Нью-Йорке», — обратила внимание она.

 

Основной инициатор поправок в Закон «О НКО» и Уголовный кодекс, которые предусматривают введение понятия «иностранный представитель» (аналог иноагента в российском законодательстве), Надира Нарматова заявила, что её законопроект необходим, потому что «нет регулирования деятельности некоммерческих организаций, и они не сдают отчёты». Однако это не соответствует действительности.
По словам налогового консультанта Гульнары Ускенбаевой, существующие в настоящее время требования по отчётности НКО чрезмерны и не соответствуют ни международным стандартам, ни положительной международной практике. Однако у НКО есть обеспокоенность, что предлагаемые законопроектом новые требования по отчётности могут стать ещё более обременительными по сравнению с действующими.
Некоммерческие организации, в том числе филиалы и представительства иностранных НКО, сдают регулярные отчёты в ГНС, Социальный фонд и органы статистики. Все отчёты предоставляются на основании законов.

 

Кроме того, в соответствии с действующим законом об НКО (статья 17), некоммерческие организации обязаны ежегодно до 1 апреля размещать на сайте Государственной налоговой службы (ГНС) информацию об источниках своих доходов и направлениях их расходования, а также сведения о приобретённом, используемом и отчуждаемом имуществе. Это положение вступило в силу 29 июня 2021 года и было принято в целях обеспечения прозрачности деятельности НКО.

 

«Таким образом, предлагаемые законопроектом новые виды отчётов будут дублировать уже имеющиеся отчёты. На практике требования по предоставлению новых отчётов могут создать проблемы не только для НКО, но и для самих государственных органов. Даже только для того, чтобы прочитать эти отчёты, нужно будет существенно увеличить штаты государственных органов. Сколько бюджетных денег будет потрачено и целесообразны ли они ввиду реальных потребностей этих органов обеспечивать законность и общественный порядок, бороться с преступностью и предотвращать террористические угрозы? Особенно учитывая, что за все годы независимости не было даже отдельных случаев использования НКО во вред стране в нарушение законодательства страны», — подчёркивает эксперт.

 

Коалиция за равенство считает, что изменения в Закон «Об НКО» и Уголовный кодекс коснутся каждого кыргызстанца: «В инициативе Надиры Нарматовой нарушаются фундаментальные права и свободы человека, закреплённые в Конституции, гарантирующие обязательства в рамках международных договоров по правам человека и свободам каждого гражданина и объединения. Это приведёт к жёсткому правовому регулированию всего неправительственного сектора и в первую очередь правозащитных организаций и правозащитников, которые реализуют соблюдение прав человека, защищённые международно-правовыми документами и нашей Конституцией.

 

К тому же запрещается принятие подзаконных нормативных правовых актов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина (статья 23 Конституции Кыргызской Республики)», — говорится в обращении.

 

Правозащитники напоминают, что международные договоры подлежат неукоснительному соблюдению и обязательному исполнению Кыргызской Республикой с момента вступления в силу. «В связи с этим существует реальная опасность, что демократические институты, включая свободу выражения мнений, свободу объединения и свободу мирных собраний, а также участие граждан в управлении государством и общественный контроль, просто перестанут существовать. Тогда как сильное государство невозможно без сильного гражданского общества, которое сложилось в нашей стране», — подчеркнули в коалиции.

 

 

Почему? По качану

 

Спикер парламента Нурланбек Шакиев: «Вокруг законопроекта было много обсуждений, мы приняли ряд иностранных делегаций и международных организаций, послов. Я всем объясняю, что в этом нет ничего страшного. Ставится только условие чёткой и прозрачной работы. В их странах, Европе и Америке дисциплина, открытость на первом месте. Мы требуем того же. Нет никаких ограничений и давления. Просто их работа должна быть открытой и прозрачной. Они всё правильно поняли. Не надо ничего опасаться. На первом месте для нас — национальная безопасность».

 

После чего Шакиев предложил проголосовать за законопроект без обсуждения и предоставить вопросы в письменном виде. «В режиме второго чтения все предложения будут учтены», — добавил он.

 

— Уважаемый Нурлан мырза, вас даже в списках инициаторов законопроекта нет.

 

— Меня нет в списке, но я поддерживаю этот законопроект, — ответил Шакиев.

 

— А зачем тогда проводите встречи с международными организациями? — не унимался Эрулан Кокулов.

 

— В качестве спикера парламента они попросили меня о встрече, более десяти встреч проведено.

 

— Могли бы в список инициаторов войти. Правильно?

 

— Не вопрос, — парировал Шакиев.

 

Депутат Гуля Кожокулова напомнила коллегам о регламенте парламента и Конституции, на что депутаты должны обращать внимание:
— В регламенте чётко прописано, что мы все свои полномочия осуществляем только в интересах народа и несём полную ответственность перед народом и избирателями. Мы должны соблюдать и уважать общепринятые нормы права. К сожалению, сейчас вносится такой законопроект… Неважно, как назовёшь, иностранным представителем, иностранным агентом. Вопрос даже не в самом законе об НКО. Вопрос именно в уголовной ответственности. Почему вдруг вносится уголовная ответственность? А где Кодекс о правонарушениях? Вначале можно Административный кодекс добавить. Если нарушают какие-то нормы, сперва должны быть хотя бы предупреждение, замечания, штраф, но никак не уголовная ответственность вплоть до 10 лет. Это что за состав преступления «принятие участия в неправительственной организации»? За участие не сажают! Концепция опасна же этим! Много других рычагов у нашей государственной машины, но не уголовная ответственность же».

 

«Было понятно, что законопроект об иностранных агентах пройдёт, потому что его продвижение проходило очень быстро», — об этом в своём Telegram-канале написал депутат Дастан Бекешев: «А общественное обсуждение на прошлой неделе, как я и говорил, было пустым звуком. Это просто игра якобы в демократию. Я так понимаю, раз законопроектом заинтересовался спикер, то он дойдёт до подписи Президентом, и глава государства его подпишет. Это всё-таки геополитика и давление, возможно, отдельных стран. И надо понимать, что продвижение законо-проекта происходит не в парламенте, а вне его, просто делается это руками депутатов. (Весной при встрече в Москве спикер ГД Володин сказал спикеру ЖК Шакиеву: «Иностранные НКО, финансируемые Западом, пытаются размыть суверенитет, государственность. Опыт России, принявшей эффективные законы в этой сфере, может быть полезен Кыргызстану»).

 

 

А кто инициатор, кто соинициатор, поддерживающий не поддерживающий — это не имеет значения. Я думаю, что тихое одобрение большинства уже получено, и законопроект дойдёт до нужной точки».

 

Дастан Бекешев добавил, что ко второму чтению он и, возможно, другие депутаты внесут свои поправки, но не уверен, пройдут ли они: «Но это будет реально последней попыткой что-либо изменить. И если не получится, будем ждать изменения геополитики в мире, и, возможно, тогда наступят перемены. В случае принятия будет нанесён огромный урон кыргызстанцам, занятым в сфере мелкого бизнеса в том числе. Это касается не только некоммерческих организаций. Многие потеряют работу, многие донорские организации закроются. Ну и депутаты перестанут ездить в командировки, так как большую их часть финансируют из донорских средств».

 

Представители медиа- и гражданского общества обратились к посольствам США, стран Европейского союза, Великобритании и Швейцарии.

 

В обращении отмечается, что ситуация с правами человека в Кыргызстане, со свободой слова, свободой деятельности некоммерческих организаций крайне сложная, и она стремительно ухудшается. По оценкам международных и кыргызстанских правозащитных организаций, юристов и медиаэкспертов, это дискриминационный, карательный законопроект, который приведёт к закрытию значительного числа некоммерческих организаций, независимых медиа, к репрессиям в отношении свободных журналистов, блогеров и простых пользователей социальных сетей. Законопроект приведёт к значительному сужению демократического пространства в стране, он противоречит целому ряду взятых Кыргызстаном на себя международных обязательств.

 

Отрицательные отзывы о законопроекте высказали спецдокладчик ООН, представитель БДИПЧ ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, представительство Евросоюза в Кыргызстане, организации Human Rights Watch, Комитет по защите журналистов — фактически всё международное сообщество выступило с чётким призывом отклонить вышеуказанные законопроекты.

 

Руководитель департамента демократизации БДИПЧ ОБСЕ Константин Вардзелашвили отметил, что «закон об иностранных агентах не соблюдает принципы равного обращения и запрета на дискриминацию, и в нём есть много смутных и общих терминов, которые дают возможность слишком широко интерпретировать их».

 

Отрицательные отзывы, касающиеся разных норм законопроекта, дали омбудсмен, Верховный суд, Генеральная прокуратура и Министерство юстиции. Однако, несмотря на это, а также отсутствие всех видов экспертиз, включая правозащитную и гендерную, что считается грубейшим нарушением регламента парламента, главы профильных комитетов ЖК поставили на рассмотрение и приняли законопроект. Торага парламента Нурлан Шакиев призвал без обсуждения принять поправки.

 

В связи с этим гражданские активисты просят диппредставительства рассмотреть вопрос об отказе в выдаче и продлении срока любых видов виз депутатам, а также членам их семей: инициатору законопроекта Надире Нарматовой; главе комитета по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции Суйуну Омурзакову; главе комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК Чолпон Султанбековой; спикеру Нурлану Шакиеву.

 

«Мы считаем недопустимым, что депутаты, которые инициируют и продвигают законопроекты, ограничивающие права на свободу слова, мнений, объединения не только граждан Кыргызской Республики, но и иностранцев, в то же время не отказывают себе в посещении стран Европы и США, открытии там бизнеса, приобретении недвижимости, а также отправляют на обучение, отдых, для постоянного проживания своих детей и близких», — говорится в обращении.

 

ПОД ТЕКСТ

 

Депутат Бекешев обещает (хотя не уверен в успехе) внести поправки ко второму чтению. Общественные организации настаивают на лишении виз этих самых инициаторов закона. Торага Шакиев при этом всех успокаивает: мол, ничего страшного не произойдёт, никто никого преследовать не собирается. Хотя камень за пазухой чётко профилируется во всех этих успокоительных речах. Такое впечатление, что этот законопроект действительно навязан и несёт только одну нагрузку: отчитаться о проделанной работе. Но нам жить здесь и сейчас, а не где-то там и потом.

 

Насколько чреваты такие инсинуации, можно видеть на примере пресловутого закона о фейках, ложной информации при авторстве Асылбековой. Уже сколько судеб порушено, сколько журналистов, блогеров, активных комментаторов наказаны. Чуть ли не на пустом месте. Лишь за сказанное слово.

 

А в случае с НКО под грозную пяту попадут тысячи и тысячи наших активных граждан, в чьём ведении сотни организаций, субсидируемых из-за рубежа. Кто восполнит эти потери? Нарматова? Шакиев? Мы развивающаяся страна (со всеми сопутствующими достоинствами и недостатками), мы лишь пытаемся вписаться в цивилизованный мир, который нам в этом активно помогает. И говорят же: не кусай руку дающего. И ещё сказано у Пастернака: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой не отступаться от лица. Но быть живым, живым и только, живым и только до конца».

 

Всё-таки впереди второе и третье чтения. Ну неужели у нас не хватит ума не пойти ни у кого на поводу и не остановить этот сложный процесс формирования общества. Коего до сегодняшнего дня нет ни в одной стране СНГ. По крайней мере, не было.

 

КСТАТИ

 

А в это время группа депутатов ЖК отправилась в рабочую поездку в Великобританию и встретилась с членами палаты лордов. Это зам. торага Нурланбек Азыгалиев, Чолпон Султанбекова (та самая, против которой предлагается ввести санкции), Марлен Маматалиев, Дастан Бекешев и прочие счастливчики, которым удалось посмотреть на работу парламента действительной демократии, а не её эрзаца. Обсуждались вопросы расширения межпарламентских связей, обмена опытом в законотворческой деятельности и контроля исполнения законов, говорили о тамошнем Кодексе поведения депутатов.

ВОТ НОВЫЙ ПОВОРОТ

 

Депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова просит ГКНБ узнать, кто просит не выдавать визы в США и Великобританию депутатам, инициировавшим закон об НКО.

 

По её словам, в СМИ и соцсетях распространяется информация, где обращаются в дипмиссии в Кыргызстане с просьбой не выдавать визы депутатам — инициаторам законопроекта о НКО.

 

«Прошу дать протокольное поручение ГКНБ. Прошу установить личности и привлечь их к ответственности», — заявила она.

 

Геннадий КУЗЬМИН.

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 31-10-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова