ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Школа на выживание с тюремными замашками


О том, что буллинг в школах Бишкека цветёт буйным цветом, ни для кого не секрет. Проблема настолько актуальна и на слуху, что вынуждает реагировать на неё на самом высоком уровне.

 

Буллинг дословно переводится как травля, как правило, выражается проявлением агрессии в адрес одного человека в коллективе, со стороны другого, более агрессивного, неуправляемого. В ситуации буллинга объект травли подвергается систематическим оскорблениям, унижениям, психологическим воздействиям.

 

Об этом рассказала недавно заместитель директора по воспитательной работе средней школы №24 Лариса Купавцева. Она выступила на круглом столе «Конфликты в школах — как защитить учителей и детей» в мультимедийном пресс-центре Sputnik Кыргызстан. По её словам, это одна из актуальных проблем среди школьников.

 

— Появляются ребята физически здоровые и эмоционально устойчивые. И есть, допустим, ребёнок, который хорошо учится, дома у него нет проблем, но он слабее. Эти ребята не требуют с него денег, а подходят и говорят: «Знай, у нас есть лидер, который отвечает за эту параллель. Если ты не будешь подчиняться требованиям (например, они хотят похулиганить или прогулять уроки), будешь иметь дело с ним! По её словам, недавно в одной из школ раскрыли целую цепочку, которая действовала с восьмого до пятого класса.

 

«Восьмые классы, как они говорят, «прессуют» седьмые, седьмые — шестые, шестые — пятые. Потом пятиклассник жалуется брату-восьмикласснику, а тот, спортсмен, начинает разбираться с шести-
классниками. Появилась сила власти в школьном коллективе», — объяснила Купавцева.

 

При этом, по её словам, странная реакция родителей, чьи дети задействованы в подобном: они не готовы признать, что их ребёнок виноват, не объясняют, что старшие должны защищать младших, а не обижать их.

 

***

А ещё в одной из столичных школ существуют так называемые тотализаторы, когда старшеклассники делают ставки, заставляя драться между собой учеников пятых-шестых классов. Милые детки с милыми развлечениями.

 

Факты настолько вопиющие, что говорили об этом и на круглом столе в феврале этого года с участием представителей профильных министерств, парламента, организаций по общественному здравоохранению и СМИ, где представили результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», которое проводилось Национальным центром охраны материнства и детства при поддержке ВОЗ и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

 

В ходе исследования изучались 9649 школьников в возрасте 11, 13 и 15 лет в 172 школах в том числе буллинг и насилие, травматизм, социальное и психическое благополучие, отношение к школе и поведение в социальных медиа. Результаты выявили тревожные тенденции: 31,8% опрошенных детей подвергались буллингу, а 27,7% подростков сами участвовали в травле других детей. Половина опрошенных отмечала значительную поддержку со стороны сверстников, однако 33,6% подростков сообщили, что за прошедшие 12 месяцев они испытывали грусть практически каждый день на протяжении двух и более недель подряд. Этот показатель существенно увеличивается с возрастом.

 

«Вложение ресурсов в защиту благополучия подростков может принести многочисленные дивиденды для здоровья и благосостояния подростков прямо сейчас, в будущем и для следующих поколений. Это способствует наращиванию человеческого капитала. Согласованные капиталовложения в здравоохранение и образование, приносящие пользу сразу в нескольких аспектах, — это самые разумные вложения средств», — отметил специальный представитель Европейского регионального директора ВОЗ в Кыргызской Республике и врио руководителя странового офиса д-р Shahin Huseynov.

 

В школах Первомайского района стартовал цикл лекций на эту тему. Считается, что цель таких мероприятий — это повышение информированности, ответственности и сопричастности по созданию позитивного климата в школах и предотвращению буллинга, школьного рэкета, снижения насилия и конфликтных ситуаций.

 

 

СТАВКИ СДЕЛАНЫ

 

Но существует, к большому сожалению, не только школьный, но ещё и «учительский» буллинг.

 

В школе слишком много негатива. Такое впечатление, что основной приём нашей школы — оказывать на ребёнка давление, запугивать, требовать зубрёжки и послушания. «А голову ты дома не забыл?» — и любые другие фразы, цель которых — привлечь внимание класса к «провинившемуся». Для ребёнка крайне важно отношение к нему со стороны сверстников. К сожалению, нередко именно учителя становятся причиной появления «изгоев» в классе. Подобные фразы, воспринятые серьёзно, больно бьют по самооценке ребёнка.

 

И поощрять, если ребёнок попадает в интересы взрослых. В общем, в нашей же школе ребёнок — исполнитель чьих-то задач, дети чаще всего не понимают, зачем им это, и делают только для того, чтобы от них отстали. Наши дети ходят в кружки и спортивные секции. Там у них есть социум, и он дружелюбный. А в школе ребёнок не имеет права выйти из среды, даже если ему в ней неуютно, даже если в нём не видят личности.

 

Социализация может быть разной. В классе, где душно и буллинг, где система требует подчиняться, ребёнок начнёт выживать и усвоит, что вот именно это и есть жизнь. Или он идёт в общество, где люди уважают друг друга, занимаются общим интересным делом. В этом тоже социализация. Когда ребёнок не надломлен, когда нет установки, что взрослому нельзя дать отпор, тогда у него не будет каких-то ложных идеалов. Он успеет сформировать крепкий и здоровый стержень и будет сам выбирать себе кумиров. Дети на семейном обучении добрее, потому что им не надо защищаться.

 

ПО-ДОМАШНЕМУ…

 

Во многих странах есть сложившаяся практика, а в некоторых уже лет 20, когда ребёнок прикрепляется к школе, и она проводит раз в полгода аттестацию. Тогда есть и контроль над знаниями, и уверенность, что ребёнок не отстаёт.

 

Меня больше всего коробит система убийства личности — того, чем издавна славится наша школа. Учитель — это позиция всегда авторитарная. На домашнем образовании ребёнок не сможет спрятаться за одноклассников. Он обязан отвечать сам за себя и за свои знания. Нет лазеек. Нет шпаргалок. В школе у него не развивается критическое мышление, не вырабатывается способность генерировать идеи. Их не обучают подвергать сомнению факты и знания, насаждаемые школой.

 

В любом случае из интроверта экстраверта не сделаешь: кому-то подходит домашнее обучение, кому-то — нет. Детям с явными лидерскими качествами трудно будет без такого социума, как в школе. В общем, не всем детям и не всем родителям подходит семейное обучение. Надо взвешивать и выбирать.

 

Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был ещё и третий — экстернат, но его упразднили.

 

Часто необходимость в смене школы ребёнком появляется, когда он взрослеет и понимает, что ему в какой-то среде некомфортно. Домашнее обучение — это когда ребёнок прикреплён к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий.

 

На домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных или детей с тяжёлой формой диабета.

 

При семейном обучении ребёнок не прикреплён к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нём указать, что ребёнок будет аттестовываться за учебный год именно в этой школе. Тогда его внесут в списки на аттестацию. Существует несколько форматов годовой аттестации, один из них — очный: можно прикрепиться к любой школе и прийти туда на аттестацию в мае.

 

 

…ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

 

Плюсов семейного обучения, на мой взгляд, куда больше, чем минусов. Например, нестандартная программа, при которой появляются интерес и желание учиться. Дома нет школьных проблем с жестоким отношением учителей к ученикам, драки, буллинга.

 

С домашней формой обучения детям проще распределить нагрузку. Кроме учёбы они свободно посещают кружки. А то ведь как зачастую бывает: учёба во вторую смену начинается около 12 часов дня. Домой дети приходят в 17.30 и сразу бегут на тренировки или в кружки, с которых возвращаются часам к девяти. На уроки остаётся только утро.

 

А ещё существенный плюс — материальный. Во сколько обходится обычная школа? Каждый год на сборы уходит уйма денег. Школьная одежда: даже если нет формы, есть требования к рубашкам, юбкам и брюкам. Школьная обувь: туфли в школу, уличная обувь, спортивная обувь для улицы, спортивная обувь для зала. Канцелярские принадлежности.

 

Но некоторые считают, что школа всё же необходима ребёнку. Прежде всего из-за круга общения, который там формируется. Что в школе дети социализируются, учатся выживать, быть устойчивыми к стрессу, находить общий язык с окружающими.

 

Но… Никогда не поздно вернуться в обычную школу, если что-то пойдёт не так. Раз в год нужно проходить итоговую аттестацию. Если ребёнок её не пройдёт, придётся вернуться в обычную школу. На семейном обучении дети не останутся без общения и социализации. Новые друзья находятся даже по «Скайпу» или «Вотцапу». Интересно, какими вырастут дети, чья психика не исковеркана школой…

 

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ

 

Руководитель ОО «Гражданская позиция» Адилет Уланов рассказал одному из информагентств, что нужно делать, если вы столкнулись с этими явлениями. По его мнению, только с помощью перевода ребёнка в другую школу проблему не решить.

 

«Перевод ребёнка в другие учебные заведения не всегда может быть выходом. Всё зависит от обстановки в школе. Если администрация школы, учителя, классный руководитель, соцпедагог, класс выступают против ребёнка, создавая отрицательный образ, искажая суть проблемы, максимально превращая жизнь вашего ребёнка в ад, значит, сложилась трансгрессивная обстановка. Ситуация вышла из-под контроля. В таких случаях в качестве преждевременной меры с целью сохранить психологическое здоровье ребёнка перевод в другую школу необходим. Но это не решает проблему.

 

И этот ярлык в дальнейшем будет преследовать его в повседневной жизни, дома, в школе (независимо от того, другое это учреждение или нет) и в будущем. При этом сформирует ложную фобию роли «перманентной жертвы», негативную коннотацию, с сопутствующими психологическими атаками, стрессом и посттравматическим синдромом.

 

Если своевременно подойти к этому вопросу, задействовав специалистов в области решения конфликтов, других профильных инстанций, то есть вероятность не довести ситуацию до плачевных последствий.
Первое, что нужно предпринять, — это на время оградить своего ребёнка от коллектива, пусть пока не ходит в школу, написать заявление директору учреждения и зарегистрировать его или зафиксировать на фото, после написать в суд и омбудсмену, потребовать в заявлении предоставить детского психолога, обратиться в мэрию города или же лично на приём к министру образования. Не нужно пускать дело на самотёк».

 

***

 

А ещё при плохом коллективе сверстников или педагогов можно получить больше знаний дистанционно при меньших затратах времени и нервов. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, её нормы регулируются законом Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2023 г. № 92.

 

Александр КИРЬЯНКО.

 

Автор: -    

Дата публикации: 14:59, 10-11-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ: