Герои Айтматова в красках

Великий писатель – источник вдохновения для творческих людей любой направленности, будь то режиссёры, поэты, живописцы. Герои его произведений остаются символами культуры, образцами достоинства и справедливости.

 

Вот и лучшие художники страны посвятили своё творчество 95-летию Чингиза Айтматова. Вдохновлённые его произведениями члены Союза художников представили в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева работы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

 

– Многие произведения писателя олицетворяют быт и традиции кыргызского народа, – рассуждает председатель Союза художников Жекшенбек Жунушов. – Поэтому никто из художников не остался в стороне, каждый хотел поучаствовать. Отбор работ для выставки установили серьёзный. Многие отсеивались на начальном этапе. Комиссией выбраны лучшие экспонаты. Задача сложная, но именно это поднимает развитие творчества на новый профессиональный уровень…

 

Большая часть повестей Айтматова пронизана мифологией и обращениями к древним сказаниям, мифам и легендам. Художница по войлоку Асель Есеналиева отобразила в своей работе “Мать – олениха” древние наскальные узоры, символизирующие любовь матери – земли к своим потомкам-людям.

 

Никого не оставила равнодушным композиция “Под стук эшелонных колёс” художника Жылкычы Жакыпова по мотивам повести “Материнское поле”. На двухметровом полотне изображена чёрная железная дорога, уводящая вдаль мечты матери увидеть сына. И лишь его военная шапка в центре картины олицетворяет частицу родного человека. Зритель может дотронуться до головного убора и почувствовать тепло меха, будто только что снятого с головы воина, возвращающегося на фронт.

 

Болотбек Каракеев пишет свои картины несвойственным художникам красками, например, битумным лаком. Никто не может повторить его технику рисования. Посетители выставки рассуждают возле его картин и пытаются отгадать, что за тонкий инструмент вместо кисти он использует. Один говорит, что это скальпель или игла, другой предполагает, что это тонкие инструменты для работы с ювелирными изделиями. Но художник не раскрывает тайну своего ремесла, а лишь хитро улыбается. В его картинах каждый угадывает что-то своё: вот девушка расчёсывает спутавшиеся волосы, она похожа на Асель “Тополёк мой в красной касынке”, а здесь – Данияр из повести “Джамиля” угрюмо смотрит на посетителей выставки.

 

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Поделиться: