ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Финансы не поют романсы


С 1 января в стране стал действовать Закон «О республиканском бюджете КР на 2024 год и плановом периоде 2025-2026 годов». Но на сайте Минфина его не было. А всё потому, что все ждали, когда документ будет утверждён главой государства. И только в канун старого нового года Президент Садыр Жапаров поставил свою подпись на главном финансовом документе страны — ровно через месяц после того, как закон принял Жогорку Кенеш в третьем чтении.

 

Минфин при разработке законопроекта рассматривал три сценария макроэкономического развития: базовый, пессимистичный и оптимистичный. У нас, как правило, бывают задействованы два первых варианта.

 

Итак, проанализировав и рассчитав внешние и внутренние факторы, которые могут влиять на развитие экономики страны в текущем году, разработчики бюджета вывели основные параметры, придерживаясь которых, можно добиваться устойчивого роста и стабильности в экономике.

 

В этом году номинальный объём ВВП составит свыше 1 триллиона 258,7 миллиарда сомов и вырастет на 5 процентов по сравнению с достигнутым результатом. В последующие годы соответственно 4,7 и 4,3 процента. Эти показатели будут достигнуты за счёт увеличения производства в промышленности, сфере услуг, строительстве, сельском хозяйстве.

 

Относительно роста цен у Кабмина явно оптимистичный прогноз. Уровень инфляции в 2024 году будет равен 9,5 процента, затем в следующие два года этот показатель начнёт снижаться на 3-4 пункта. Напомним, что в прошедшем году, по данным Нацстаткома, рост цен превысил 11 процентов.

 

Доходная часть республиканского бюджета сформирована в основном из налоговых поступлений и составит свыше 378,4 миллиарда сомов, что сопоставимо с 30,1 процента ВВП. По сравнению с 2023 годом больше на 53,3 миллиарда сомов.
Расходы в текущем году предусмотрены в 367,5 миллиарда, или 29,2 процента ВВП. Это больше утверждённого прошлогоднего показателя на 21,16 миллиарда сомов. Но, тем не менее, страна потратит меньше, чем заработает.

 

Профицит бюджета составит около 11 миллиардов сомов, или 0,9 процента валового продукта.

 

На днях председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров заявил, что мы должны привыкнуть к цифре «1 триллион», так как в ближайшие три года объём ВВП будет превышать эту «историческую» цифру. Если всё запланированное исполнится, то и профицитный бюджет станет не исключением, а данностью. По крайней мере, в этом он нас заверил:
— Отныне мы будем закрывать год только так. По предварительным данным, профицит республиканского бюджета составил 13,9 миллиарда сомов, став одним из крупнейших в нашей истории.

 

Прошедший год в экономическом плане был успешным, так как темпы роста выше, чем ожидал Кабмин. Тем не менее, год на год не приходится. Минфин видит следующие риски, которые могут повлиять на исполнение республиканского бюджета.

 

К внешним и внутренним, которые могут оказать воздействие на рост ВВП в 2024-2026 годах, относится снижение экономической активности в странах — основных торговых партнёрах из-за сохранения геополитической напряжённости.

 

В первую очередь имеется в виду Россия, которая находится под жесточайшим санкционным давлением.

 

Это сказывается на волатильности на финансовом рынке, оказывает шоковое воздействие на денежно-кредитную систему стран-партнёров, может вызвать волатильность на сырьевом и продовольственном рынках из-за нарушения цепочек поставок.

 

Есть и другие риски, которых немало, — сокращение потоков инвестиций из-за ослабления деловой уверенности, обесценивания валют, природные катаклизмы: засуха, наводнения, маловодье, которые могут оказать негативное воздействие на развитие агропромышленного комплекса и энергетики.

 

 

Наша страна в зоне риска, так как высока зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственной группы товаров. Если в странах, откуда мы завозим растительное масло, крупы, сахар, горюче-смазочные материалы и другие товары, возникнет дефицит на собственном рынке, то они сократят поставки или даже могут их приостановить. Такое нередко случается.

 

Рост цен, могущий привести к увеличению себестоимости затрат в секторах экономики, — это тоже нежелательный фактор.

 

Всегда существуют вероятности неисполнения доходной части бюджета. Например, если снизилось производство драгоценных металлов, упала цена на золото на мировых рынках, вдруг сократился объём импорта из ЕАЭС и других стран. Эти факторы негативно скажутся на сборах налогов.

 

Один из главных рисков — это невозможность оплаты по внешним заимствованиям и рост долговых обязательств.
Более подробно по каждому разделу главного финансового документа страны остановимся в следующих материалах. Бюджет -2024 содержит много интересного как по доходам, так и расходам.

 

 

Лариса ЛИ.

 

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 24-01-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова