ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Попрошу не вмешиваться в наши дела


Пресс-секретарь Президента Аскат Алагозов опубликовал на своей странице в соцсетях ответ Садыра Жапарова на обращение Энтони Блинкена. Госсекретарь США ещё 17 января направил письмо Президенту Садыру Жапарову, выразив обеспокоенность по поводу законопроекта о внесении изменений в закон «О некоммерческих организациях», который находится на рассмотрении парламента Кыргызстана. 9 февраля министр иностранных дел Жээнбек Кулубаев передал послу США в Кыргызстане Лесли Вигери ответное послание.

 

 

Письмо С. Жапарова:

 

«Государственному секретарю Соединённых Штатов Америки господину Энтони Блинкену.

 

Уважаемый господин Блинкен, подтверждаю получение Вашего письма в мой адрес от 17 января 2024 года.

 

Я признателен за Вашу высокую оценку по итогам прошедшего в сентябре прошлого года в Нью-Йорке на полях 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Саммита С5+1 и выражаю готовность совместно работать по продвижению общих приоритетов сотрудничества в многостороннем и двустороннем форматах. В то же время вынужден с сожалением отметить, что содержание Вашего письма имеет признаки вмешательства во внутренние дела нашего государства. Поясню, почему. Вы пишете, что «ваше гражданское общество уже давно является самым сильным в регионе и ключевой частью демократии в Кыргызстане». Да, это так. Я не только разделяю Ваше мнение, но и хочу подчеркнуть, что стремление к справедливости и свободе является генетическим кодом нашего народа. Относительно Ваших опасений по поводу законопроекта об иностранных агентах (на самом деле это проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (закон Кыргызской Республики «О некоммерческих организациях» в Уголовный кодекс) хотел бы отметить следующее. Данный проект закона был инициирован группой депутатов Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики и предусматривает поправки в действующий закон «О некоммерческих организациях», принятый ещё в октябре 1999 года. В настоящее время вышеназванный проект закона принят парламентом в первом чтении. Цель проекта закона — внести ясность и упорядочить деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в Кыргызской Республике. На сегодняшний день насчитывается десятки тысяч неправительственных/некоммерческих организаций, которые успешно работают по всему Кыргызстану, занимаясь решением многих проблем, по которым раньше у государства не было ни воли, ни желания что-то делать. В то же время следует признать, что часть неправительственных/некоммерческих организаций получает финансирование из-за рубежа, причём не только из США и стран Евросоюза. Естественно, существует проблема, напрямую связанная с защитой законных интересов кыргызского государства, — насколько может и должен быть государственный контроль за деятельностью средств массовой информации и неправительственных организаций, финансируемых иностранными государствами или с иностранным участием. Речь идёт о том, что кыргызское государство, как это ему положено по статусу, намеревается контролировать, откуда приходят деньги в эти неправительственные/некоммерческие организации, кем, как и на какие цели они расходуются. Проектом закона, инициированным депутатами Жогорку Кенеша (парламента) и принятым в первом чтении, в действующий Закон «О некоммерческих организациях» вводятся положения, связанные с деятельностью некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного представительства, и предусматривается ведение уполномоченным государственным органом Реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного представителя. При этом следует отметить, что концепция инициированного депутатами кыргызского парламента проекта закона близка к концепции действующего закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), принятого в США в 1938 году. Как нам известно, в законе FARA статус иностранного агента предусмотрен не только для средств массовой информации, но и для других юридических и физических лиц.

 

Нарушения — задержка регистрации или отказ от неё чреваты не только административным, но и уголовным наказанием. В этой связи не может не возникнуть вопрос: почему вам можно, а нам нельзя? Господин Блинкен, за последние три года в Кыргызстане многое поменялось и меняется в лучшую сторону. Объективная международная оценка усилий руководства страны вселяет оптимизм. Так, если в настоящее время по реализации Целей устойчивого развития (ЦУР) мы стали 45-ми в мире из 166 стран, мы намерены к 2030 году войти в число 30 лучших стран. Перемены к лучшему также воочию ощущают наши соотечественники, у которых появилась надежда на лучшее будущее, они стали больше зарабатывать, у них появилась уверенность в завтрашнем дне.

 

Государство по мере своего укрепления активизирует взаимодействие с гражданским обществом. Налажена обратная связь между властью и народом — через Народный курултай. Кабинет министров Кыргызской Республики старается решать стратегические задачи по экономическому и социальному развитию страны и общества. Проблемных вопросов, которые не решались десятилетиями, множество, тем не менее существуют политическая воля и стремление вывести наше государство на траекторию ускоренного развития и роста, коренного реформирования всей системы государственного управления, стремление сделать власть подотчётной народу. Я как Президент и глава исполнительной власти нацелен на бескомпромиссную борьбу с коррупцией, невзирая на должности, положение, звания и заслуги. Это видит и поддерживает наш народ, который даёт свою оценку нашим усилиям. Это видят и наши международные партнёры.

 

Господин Блинкен, мы приветствуем и на самом деле поддерживаем деятельность неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации, в том числе и тех, которые много лет работают с иностранными партнёрами, получая от них финансирование. Главные наши требования: исполнение норм Конституции и законов Кыргызской Республики, в том числе Налогового кодекса; обеспечение прозрачности деятельности неправительственных/некоммерческих организаций, средств массовой информации и их подотчётности перед налоговыми органами. Общество, государство должны видеть, откуда, из каких иностранных источников и на какие цели идёт финансирование той или иной неправительственной/некоммерческой организации. Наши требования к ним понятны и поддерживаются в обществе, полностью соответствуют как Конституции Кыргызской Республики, так и нашим международным обязательствам. Однако представителями так называемых «свободных СМИ и НПО» в Кыргызстане инициируемые государственными органами законопроекты об иностранных агентах, средствах массовой информации, неправительственных организациях были приняты в штыки. Законопроекты вызвали бурю негодования со стороны ряда СМИ и НПО, финансируемых за счёт средств налогоплательщиков государств — членов Евросоюза и США, поскольку они опасаются выхода из тени и реального налогового контроля со стороны государства. К критике законопроектов подключились международные организации, такие как Евросоюз, ПРООН, ОБСЕ, ЮСАИД, посольства Евросоюза и США, и другие доноры кыргызских НПО и СМИ, депутаты и политики иностранных государств. В этой связи по моему поручению начальник управления правового обеспечения администрации Президента КР М. Укушов в середине июля 2023 года провёл брифинг с послом США Лесли Вигери, а также с послами стран Евросоюза в Кыргызской Республике. На этих встречах представителями администрации Президента Кыргызской Республики были даны исчерпывающие разъяснения по всем вопросам, которые вызывали озабоченность представителей посольств, представлены сравнительные анализы законопроектов с международно-правовыми документами. Кроме того, летом 2023 года были проведены круглые столы по обсуждению законопроектов с участием представителей средств массовой информации, неправительственных/некоммерческих организаций, депутатов парламента, представителей администрации Президента, Кабинета министров Кыргызской Республики. На этих мероприятиях представители государственных органов также давали пояснения по всем вопросам, связанным с законопроектами и соответствием их международно-правовым документам. В соответствии с нормами Конституции и законов Кыргызской Республики государство не вмешивается и не собирается вмешиваться в уставную деятельность неправительственных/некоммерческой организации, средств массовой информации. Поэтому мне непонятно, как вышеназванный проект закона в случае принятия парламентом может поставить, как Вы пишете, «под угрозу доступ ваших граждан к жизненно важным услугам, таким как здравоохранение и образование, через программы, осуществляемые неправительственными организациями при поддержке правительства США и международных партнёров»? Критикуемые законопроекты опираются на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц: Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 10); Всеобщая декларация прав человека (п. 2 ст. 29); Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 19 и ст. 20); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10); Декларация Совета Европы о средствах массовой информации и правах человека (1970 г.); и другие. Хочу подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики права и свободы человека и гражданина, в том числе право на свободу слова, право на объединение, могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (часть 2 статьи 23). То есть в этом праве мы ничем не отличаемся от США или какой-то другой страны мира.

 

Господин Блинкен, при этом хочу отметить, что, как мне кажется, Вы, являясь руководителем внешнеполитического ведомства Соединённых Штатов Америки — нашего давнего доброго друга и партнёра, поделились со мной своими опасениями по поводу вышеназванного проекта закона, опираясь на недостоверную информацию со стороны отдельных неправительственных/некоммерческих организаций, действующих в нашей стране. Это, к сожалению, не позволило Вам составить объективную картину о реальной ситуации с правами и свободами человека в нашей стране, в том числе права на объединение. На самом деле подавляющее большинство неправительственных/некоммерческих организаций достойно и честно работают у нас в стране. Лишь небольшая по численности, но очень громогласная группа этих структур, финансируемых иностранными государствами, и их отдельные представители являются источником недостоверной информации для своих грантодателей. Кроме того, эти же неправительственные структуры зачастую распространяют лживую, недостоверную информацию среди народа, что приводит к судебным тяжбам по иску потерпевших или оболганных. В результате рассмотрения дел в суде распространители лживой информации часто вынуждены заявлять ходатайство о примирении с истцами. И таких дел в судах множество. Следует отметить, что за последние три десятилетия в нашей стране появилась «прослойка» неправительственных/некоммерческих организаций, получающих финансирование из-за рубежа (в кыргызском обществе их называют «грантоедами»), руководители которых превратили их на самом деле в «семейные предприятия», занимающиеся «распиливанием» денег, поступающих от иностранных спонсоров. Об этом много раз писали в средствах массовой информации нашей страны. При необходимости мы готовы пре-
доставить Вам соответствующую информацию. Можно заметить, что подобные ненадёжные источники информации спекулируют на своих «трудностях» и «гонениях», что в свою очередь вынуждает спонсирующие иностранные структуры идти у них на поводу, заниматься расточительством, тратя деньги налогоплательщиков США и стран Евросоюза. В связи с чем я предлагаю провести аудит использования финансовых средств неправительственными/некоммерческими организациями, финансируемыми правительственными организациями США, хотя бы за последние 10 лет. Я надеюсь, что Вы, уважаемый господин государственный секретарь, основываясь на моих вышеотмеченных разъяснениях и гарантиях, сможете развеять опасения «некоторых американских партнёров по реализации», чтобы они и дальше продолжали свою деятельность в Кыргызской Республике. Пользуясь случаем, имею честь пригласить Вас, уважаемый господин Блинкен, посетить нашу страну и воочию убедиться в том, что права и свободы человека в Кыргызстане находятся под надёжной защитой Конституции и законов Кыргызской Республики. Уверен, что в Кыргызстане Вы всегда найдёте надёжных друзей. Я также хочу подчеркнуть, что мы выступаем за равноправное сотрудничество и готовы работать вместе со всеми странами и международными партнёрами, в том числе и с США. Единственная моя просьба — не вмешивайтесь во внутренние дела нашей страны. С наилучшими пожеланиями и искренним уважением, Садыр Нургожоевич Жапаров, Президент Кыргызской Республики».

 

Фото из интернета.

Автор: -

Дата публикации: 15:57, 13-02-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова