ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Рынок движется и не движется


С начала апреля в России вводится новый размер утилизационного сбора за автомобили. После индексации он ощутимо повысится, что больно ударит по покупательной способности большой части россиян. Причём здесь Кыргызстан? А притом, что через нашу страну в последнее время проходит транзитом в РФ весомая часть товаров из санкционного списка, в том числе транспортных средств. Это в свою очередь отразится на активности местного рынка купли-продажи машин. А он у нас какой-то «двуликий»: внешних сделок — с избытком, внутренних — кот наплакал.

 

 

КРОМЕ ШУТОК

 

Утильсбор — это разовый платёж государству за дальнейшую утилизацию транспорта. Его платят поставщики, дилеры, производители или покупатели. В середине февраля правительство РФ решило уточнить порядок расчёта размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. В Минэкономики и коммерции по этому поводу напомнили, что в России повысят утильсбор на авто с 1 апреля. «Изменения внесены в Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колёсных транспортных средств и прицепов к ним». Исходя из этого, недоплаченные налоги и сборы вследствие занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС (в том числе Кыргызстана), будут учитываться в составе утильсбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами.

 

Государственная таможенная служба нашей страны дала комментарий относительно нововведений российской стороны. Если вкратце, постановлением правительства РФ от 13 февраля 2024 года внесены изменения в прежнюю редакцию от 26 декабря 2013 года. Согласно им, сбор исчисляется по замысловатой формуле, с которой можно ознакомиться на официальных ресурсах таможенных служб КР и РФ.

 

«Необходимо отметить, что даже в случае унификации таможенной стоимости на все пять стран ЕАЭС присутствуют риски доплаты по утильсбору. Согласно указанному постановлению, расчёт пошлины, НДС и акциза для сравнения берётся из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне Минпромторга РФ. Она может быть установлена выше унификации. Таможенная стоимость ввозимого на таможенную территорию КР и ЕЭАС представляет собой стоимость товара, которая определяется в целях исчисления таможенных платежей (таможенных сборов, таможенных пошлин, НДС, акцизов).

 

Согласно постановлению, для расчёта берётся официальный курс рубля, установленный ЦБ РФ на дату подачи расчёта утильсбора. Для ввоза из стран ЕАЭС автомобилей с электрическим двигателем постановлением предусмотрено обязательное требование проводить процедуру их таможенного оформления в Российской Федерации», — объясняют в ГТС.

 

 

МАШИНЫ НА ВЫНОС И С ДОСТАВКОЙ

 

Как данное решение отразится на деятельности поставщиков и повлияет на внутренний рынок страны? Как уже сказано, индексированные расчёты вступят в силу с апреля, то есть через месяц. На данный момент этот вопрос остаётся открытым и вызывает недопонимание у перевозчиков: брать ли им новые заказы на поставки? Специалисты говорят, что за последние полтора года повышенный спрос создал удобные условия для развития автомобильной инфраструктуры, и люди вкладывали в это деньги. Его падение может повлечь закрытие или сокращение бизнеса, а также потерю рабочих мест, так как коснётся не только перевозок, но и сферы оказания сопутствующих услуг.

 

Россиянам в течение последних двух лет было выгоднее покупать авто, которые ранее растаможили в нашей стране. И дело здесь в параллельном импорте. Многие автомобильные марки ушли из России, как и подсанкционные товары. Такая продукция шла в РФ через третьи государства. Следует знать, что правила растаможки автомобилей у нас менее жёсткие, чем в России. При создании Таможенного союза предполагалось свободное перемещение товара внутри этого пространства. Каждая из стран входила в союз в расчёте на получение выгодных условий и некоторых преференций с учётом реалий внутреннего рынка. В Беларуси, например, можно растаможить автомобиль дешевле в два раза, если получатель льготник. А дальше уже продать в Россию.

 

Теперь о динамике поставок авто на данный момент. По мнению экспертов отрасли, поставщики стремятся успеть до апреля пригнать авто и поставить на учёт в РФ. Соответственно, активность сейчас высокая, что отразилось на росте цен. Даже дорогостоящие автомобили в большинстве своём уже распроданы. Но в марте предполагается ощутимый спад.

 

Что касается нашего авторынка, то за последние пару лет внутренний спрос понизился, сделки протекают вяло. Связано это с тем, что торговля в основном выбрала российский вектор.

 

 

АВТОГЕОГРАФИЯ

 

В прошлом году у нас наблюдался автомобильный бум. На это повлияли достаточно мягкие, гибкие законы и традиционно тесные отношения с Россией. Мы экспортировали 8 773 легковых авто, что на 7 725 автомобилей больше, чем в 2022 году. Но превалировали, конечно же, импортные операции. Только за первое полугодие к нам ввезли около 85 тыс. легковых автомобилей, что больше в 4,5 раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года. К концу 2023 года эта цифра увеличилась до 184 789 единиц. Сумма общего импорта — рекордные $2 млрд 766,8 млн. Большинство этих машин в итоге оседает в России, наши соотечественники всерьёз заинтересовались этим рынком ввиду наличия выгодных таможенных правил.

 

Львиная доля машин, особенно новых, задерживается на нашей территории только на время растаможки. Местные посредники называют примерно такие цифры: до 10% продаётся внутри республики, 10-я часть из оставшихся — в Казахстане, а всё остальное идёт на реэкспорт в Россию (около 80%).

 

Откуда прибывают машины? В 2023 году мы импортировали авто из 58 стран (по другим источникам — из 61). В порядке убывания это — Корея, Китай, США. В первую пятёрку также вошли Россия и Япония. Наличие в шорт-листе продукции российского автопрома не должно смущать: здесь она всё ещё пользуется постоянным спросом. По разным причинам. Как видно, в прошлом году Китай занял уже вторую строчку списка по объёму импорта. В 2022-м Поднебесная была на 7-м месте после Грузии, России, Южной Кореи, США, Японии и Литвы. Причина проста — далее «китайцы» едут в Казахстан и преимущественно в Россию. У нас к продукции китайских автозаводов отношение пока настороженное.

 

Откуда взялась столь замысловатая логистика? У нас наиболее выгодные условия для реэкспорта иномарок. Кыргызстан и Россия входят в ЕАЭС, у государств общая таможенная территория, посему при ввозе авто от нас к ним таможенная граница не пересекается. Находящиеся на нашей территории машины уже были растаможены в соответствии с требованиями ЕАЭС, и второй раз проходить эту процедуру не требуется. Достаточно оплатить утилизационный сбор, оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, получить электронный паспорт транспортного средства.

 

У нас наиболее либеральные правила из всех стран ЕАЭС. Таможенная пошлина составляет 15%, а в России она достигает 20-25% в зависимости от года выпуска. Нет сборов за утилизацию, как и ограничений на ввоз люксовых автомобилей стоимостью более $50 тысяч. И, самое главное, множество машин растаможиваются с занижением цены. В России инвойс (по-простому, счёт на оплату экспортируемого товара) занизить нельзя, а у нас таких запретов нет. Как итог — в РФ растаможка обойдётся на 100% дороже, чем в КР, в Казахстане — примерно на 50%.

 

 

«ПОДБЕРУ И ПРИГОНЮ МАШИНУ ИЗ КИРГИЗИИ»

 

Прошлым летом пошли слухи, что российская таможня якобы будет отбирать автомобили с заниженной стоимостью, в первую очередь ввезённые из Кыргызстана. Но позже появилось разъяснение, что такие авто не подлежат конфискации. Если российские таможенники заподозрят, что ввозная пошлина в другой стране была уплачена не в полной мере ввиду занижения стоимости, они лишь оповестят об этом зарубежных коллег для организации постконтроля.

 

Самый большой страх покупателей и посредников: поставки некоторых категорий авто в Россию через страны ЕАЭС, а равно и Кыргызстан, могут сократиться. Правительство РФ ещё в августе прошлого года подняло ставки утилизационных сборов. А с конца октября ведомство ввело ограничения: если физлицо продаст импортную машину менее чем через год после покупки, ему придётся заплатить утильсбор по ставке для юридических лиц. Что существенно влияет на итоговую цену. Российские специалисты разъясняют, что правило, в числе прочего, распространяется и на случаи ввоза иномарок на территорию ЕАЭС, если гражданин РФ потом импортировал машину в Россию.

 

Однако спрос рождает предложение. Стоит открыть соответствующий раздел сайтов бесплатных объявлений, и подобные предложения о продаже «кыргызских» машин посыплются, словно из рога изобилия. «Подберу и привезу машину из Киргизии», — пишет, к примеру, перевозчик из Казани. И поясняет: «Если рассмотреть конкретно Киргизию, то одна и та же модель там будет стоить в среднем на полмиллиона дешевле».

 

Полмиллиона! Да, цены для россиян у нас привлекательные. И речь идёт о машинах 2022-2023 годов выпуска, которым они отдают предпочтение. Пресловутая «невидимая рука рынка» Адама Смита в данной ситуации на редкость действенна.

 

В интернете можно найти и рассказы россиян, которые уже получили уведомление об уплате повышенного утильсбора. Отметим, что речь идёт о прошлогоднем повышении. Так, жительница Омска как раз приобрела иномарку с доставкой через Кыргызстан. По старым правилам, она должна была заплатить утильсбор в 5,2 тысячи рублей — как за машину старше трёх лет, купленную в личное пользование. Однако при оформлении паспорта транспортного средства ей выдали квитанцию на оплату утильсбора на сумму в 525 тысяч рублей — как юридическому лицу.

 

Специалисты предвещают рост рисков для покупателей иномарок в России в новых условиях. Им нужно будет отслеживать больше параметров из истории автомобиля, скажем, срок владения предыдущим покупателем (если он превышает 12 месяцев, то повышенный размер налога платить не придётся).

 

Новые ставки утильсбора для физлиц неминуемо приведут к скачку цен на машины, которые приходят в Россию по параллельному импорту. И в первую очередь относительно авто среднего ценового сегмента и, предположительно, скажется на объёмах поставок и продаж импортных автомобилей на российском рынке.

 

Это японские, корейские, некоторые немецкие марки. Отныне вместо уплаты условно в 5 тысяч рублей по льготной ставке по некоторым из них надо будет платить и 500 тысяч, и 1 млн рублей. Если раньше ввозимая машина стоила, допустим, 3,5 млн рублей, и к этой сумме прибавляется ещё полмиллиона, это весьма ощутимо для кошелька покупателя. Вполне возможно, что реальное проседание продаж будет не таким уж и большим, но оно обязательно произойдёт. Естественно, это отразится и на активности на нашем внутреннем рынке как транзитной страны. Это всё прогнозы экспертного сообщества, а что будет на деле — покажет время.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 05-03-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова