ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Год раздора


Дискуссии по поводу того, нужно или нет внедрять в школах республики 12-летнее образование, не утихают с момента, как глава Кабмина Акылбек Жапаров подписал на этот счёт соответствующее постановление. Документ поставил в тупик не только учеников и их родителей, но и педагогов. Министерство образования и науки республики попыталось разъяснить ситуацию, организовав специальную пресс-конференцию главы ведомства Догдуркул Кендирбаевой, президента Академии образования Назиры Душеевой и ректора Толобека Абдрахманова. Но вот были ли ответы чиновников убедительными?

 

 

Расскажите мне про Сингапур

 

Среди прочих вопросов был задан и такой: «Является ли переход на 12-летнее обучением обязательным условием доноров, которые выделяют на эту образовательную реформу средства?» Ответ министра был отрицательным:

 

— Международные доноры не имеют отношения к переходу Кыргызстана на 12-летнее образование, — категорично заявила Догдуркул Кендирбаева. — В Кыргызстане существует образовательный суверенитет, и никто не может навязывать своё мнение. Переход на 12 лет осуществляется за счёт бюджетных средств без донорского финансирования. Мы, возможно, и получим гранты от ООН, поскольку являемся членами этой организации. Средства пойдут на оснащение учебных классов. Цель всей этой реформы — присоединиться к мировому стандарту образования, так как из 197 стран в составе ООН более 150 реализуют программу 12-летнего образования. Нам необходимо дать возможность детям участвовать в международных образовательных программах и соответствовать мировому рынку труда. Сейчас работает большая группа экспертов, которая сравнивает нагрузку первого и нулевого классов. Специалисты проведут приблизительный срез знаний, и только тогда можно будет озвучить сроки внедрения 12-летнего обучения. Оно будет поэтапным. Обязательным для всех будет подготовка к школе.

 

До этого выпускники кыргызстанских школ успешно участвовали в международных образовательных программах и даже успешно учились за рубежом. Досадный казус, о котором рассказал в своё время заместитель главы Кабинета министров Эдиль Байсалов, произошёл с дочерью главы Кабмина Акылбека Жапарова: ей отказали в поступлении в зарубежный вуз из-за того, что не хватило одного года в школе. Но ведь это единичный случай. Девочка талантливая, поступит учиться на родине. Не может же быть так, что обучение в вузах Кыргызстана было настолько непристижным…

 

Министр также заверила, что дети будут оканчивать школу в 16-17 лет, а не в 19, как почему-то решили некоторые родители. По её же словам, возраст для поступления в школу не меняется, а просто нулевой класс станет первым.

 

И всё же, как бы министр ни пыталась убедить всех, что от внедрения 12-летки в школах всем будет только лучше, сомнений по-прежнему много. Оно и понятно, ведь проблемы в школьном образовании копились годами, а решали их через пень колоду.

 

И одна из них — учебники. Их качество и катастрофическая нехватка ощущаются уже сейчас, когда дети учатся 11 лет. Тут Догдуркул Кендирбаева поспешила заверить, что предлагается использовать для обучения учебники, выпущенные в Сингапуре по стандартам Кембриджа.

 

По её словам, закупят 47 наименований школьных книг, которые пройдут апроприацию в Кыргызстане. Они не будут слишком загружены академически, а больше практикоориентированными.

 

Ничего против кембриджской системы никто не имеет, уважаемая госпожа министр, вопрос только в том, готовы ли к ней школьные преподаватели и не придётся ли переучивать их? Ведь в этом случае последуют дополнительные затраты. Конечно, сейчас на систему образования власти выделяют значительно больше средств, но всё же бюджет Минобраза нерезиновый.

 

Если с учебниками более-менее разобрались, то вот с педагогами пока дела обстоят не очень. Их нехватку катастрофической не назовёшь, но она ощутима.

 

По данным Минобразования на 1 сентября 2023-го, в школах по республике не хватало более 841 учителя, в том числе по точным наукам, русскому, английскому языкам и другим предметам. По словам ректора Кыргызского национального университета Толобека Абдрахманова, особого конкурса на педагогические специальности в вузе не было. Выпускники школ поступают учиться, но только на грантовой основе. Так что сказать, что профессия школьного педагога в Кыргызстане популярна, наверное, было бы слишком смело.

 

***

 

— Я сама педагог и считаю, что подобный эксперимент с переходом на 12-летнее обучение кроме положительных моментов может также нанести и серьёзный урон всей системе, — считает депутат Сузакского районного кенеша Юлия Лилиенталь. — Министр утверждает, что это делается для того, чтобы выпускники наших школ могли поступать в вузы западных стран. Но ведь они и так поступали. Например, в Германии учится много наших студентов, у которых аттестат об окончании 11 классов. Единственное условие -это полугодовая языковая подготовка. Не стоит забывать также о том, сколько наших ребят учится в российских вузах, где подготовка не хуже, чем в Европе. Так что этот аргумент министра, как мне кажется, не очень убедительный. Далее по готовности педагогов. Я не знаю, как давно представители министерства были в школах отдалённых сёл, мне же приходится выезжать туда часто. Должна сказать, что там очень мало молодых кадров. Очень много учителей предпенсионного и пенсионного возраста. И это вы им предлагаете перестроить процесс образования на кембриджскую систему?

 

По словам Юлии Лилиенталь, чтобы перейти на 12-летнее обучение, для начала следует разработать стандарты, а просто заявить, что нулевые классы теперь будут первыми, — это не реформа.

 

Упущен и ещё один важный момент — нагрузка на школьных учителей. О них словно забыли, а ведь именно этим людям придётся на практике воплощать в жизнь то, что придумал Минобраз.

 

Любовь БОРИСЕНКО.

Автор: -

Дата публикации: 14:59, 29-03-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова