ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

День холодной пищи, или Что значит для корейцев 5 апреля?


У каждого народа многонационального Кыргызстана есть священные дни, когда родичи, где бы они ни находились, рвутся в отчий дом, чтобы в семейном кругу совершить обряды, которые своими корнями уходят в далёкое-далёкое прошлое, скорее всего, ещё к язычеству. Для корейцев всего мира — это 5-7 апреля. Хансик — родительский день, когда можно прийти на кладбище, где похоронен кто-то из близких тебе людей. По-другому его называют ещё «День холодной пищи».

 

 

И в этом году с самого утра 5 апреля обязательно будут пробки на дороге, ведущей к Чон-Арыкскому кладбищу в Бишкеке. Можно будет увидеть много автомобилей, припаркованных и у ворот сельских погостов в Маевке, Лебединовке, Грозди. Кыргызстанцы знают о традиции, и если Хансик выпадает на середину недели, то начальники без лишних слов отпускают подчинённых корейцев с работы, чтобы те смогли совершить обряд со спокойной душой.

 

Корейцев в СНГ можно встретить везде. Но есть места компактного проживания, где они ассимилировались и чувствуют себя комфортно. Одно из них — Кыргызстан. Здесь проживали до недавнего времени около 20 тысяч представителей этого этноса. Даже в самые сложные для страны времена они предпочитали выждать-перетерпеть, нежели эмигрировать из страны, гражданами которой себя считают. Например, в Таджикистане, где раньше была большая и сильная диаспора, сейчас не наберётся и сотни корейцев. Многие уехали после распада Союза и из Узбекистана. В основном в Россию. Но и нашу страну тоже выбрали немало семей из Ташкента, Ферганы, Андижана.

 

Несмотря на то, что корейцы стараются сохранить свои традиции и обычаи, они всё равно меняются. Время и жизнь вносят свои коррективы. Тот же Хансик по-разному отмечают в Корее и в бывших советских республиках. Неизменным остаётся дата его проведения.

 

Мои знакомые — супруги Игорь и Галина Ким — уже более 20 лет вместе. Кто-то из них обязательно 5 апреля бывает на могилах своих родителей. Заранее собирают сумку с садовым инвентарём, чтобы расчистить, убрать землю от сорняков, сухой травы и кустарников, покрасить оградки, посадить цветы. У корейцев трепетное отношение к покойникам. Могилы нельзя трогать в другие дни, тем самым беспокоя души усопших. Да и посещать их в любое время запрещалось.

 

Но так было раньше, сегодня уже не так педантично придерживаются заведённых кем-то когда-то правил. Люди вынуждены надолго, а иногда и навсегда уезжать из родных мест в другие края в поисках заработка и лучшей жизни. Они понимают, что для них 5 апреля случится уже в другом месте, на другом конце планеты. Поэтому приезжают на кладбище в любое время года и в любой день, чтобы поклониться родителям и попросить благословения на дорогу.

 

Особое значение имеет еда для 5 апреля. Женщины перед Хансиком всю ночь стоят у плиты. Варят курицу целиком, яйца, готовят несколько видов салатов, жарят рыбу, складывают в сумку тарелки с фруктами и сладостями. Не забывают положить бутылку водки, приборы, стаканы. Таков стандартный набор для стола, который накрывается в честь покойного. При этом вся еда должна быть свежей и из качественных продуктов.

 

Сейчас при подготовке кушаний много зависит от уровня доходов семьи. В прежние времена каждая корейская семья строго соблюдала порядок и, в принципе, могла позволить такое меню. Сегодня же богатые и обеспеченные люди пошли дальше: они заменили речную рыбу дорогой красной или осетринкой, конфеты «Каракум» бельгийским шоколадом. А вот бедные, напротив, ужались в расходах: вместо домашней курицы покупают окорочок, фрукты кладут не целиком, а нарезают дольками, вместо жареной рыбы в ход идёт банка шпрот или килек, вместо свинины — недорогая варёная колбаса. В конце концов, не это главное. Смысл-то в памяти, которая жива и не даёт забыть.

 

На кладбище вначале совершается обряд жертвоприношения духу земли — хозяину могилы. Кто-то из старших родственников наливает в рюмку водку и три раза выливает её рядом с могилой. Затем он кланяется. Только после такой церемонии остальные члены семьи приступают к уборке могилы. Закончив уборку и чистку памятника, родные стелят скатерть, куда кладут еду и спиртное.

 

Каждый должен налить в рюмку водки и до земли поклониться, а затем её выливают у изголовья могилы. По окончании церемонии люди приступают к пище. Каждый должен что-то отведать из принесённой из дома еды. По окончании трапезы в полиэтиленовый мешочек складывается по кусочку, по ложке из каждой тарелки — варёный рис, мясо, печенье, мандарин, яйцо. Еду аккуратно кладут в угол надгробия или оградки. Говорят, что раньше некоторые оставляли и початую бутылку. Но потом отказались от такой практики.

 

Как пишут исследователи-востоковеды, традиция отмечать Хансик пришла в Корею из Китая. В этот день в доме не полагалось разводить огонь, поэтому люди вынужденно ели холодную пищу. Однако сейчас бывшие советские корейцы этого не соблюдают либо подзабыли. Как правило, после кладбища все родственники собираются за общим столом, едят подогретый на плите куриный бульон, пьют горячий чай со сладостями, вспоминают усопших, делятся последними новостями из своей жизни. Плачут, смеются, грустят, радуются общению.

 

Ещё, по сведениям учёных, «характерной особенностью корейских обрядов считается их семейный характер. Были они первоначально заимствованы из китайских предписаний по конфуцианскому ритуалу, куда вносились свои корейские особенности». Они полагают, что нынешним потомкам «для сохранения самобытности и особенного колорита в силу своей сложной судьбы, своеобразия корейского народа важно следовать укоренившимся традициям и обычаям. Ведь они как духовная скрепа, связанная с историей, культурой, мировоззрением, психологией, то есть основополагающим стержнем корейской нации».

 

Корейцев всегда отличало уважительное, почтительное отношение к старшим по возрасту, статусу, званию, стремление к высшему образованию, умение адаптироваться в разной среде для достижения своих целей. А для этого они учились и трудились в поте лица. Пока кыргызстанские корейцы будут стараться сохранить в себе эти качества, стремиться передать потомкам накопленные знания и непременно научат их не забывать обычаи и традиции предков, они останутся самобытными и не потеряются в многоязычной дружной семье народов Кыргызстана.

 

Лика ЧУМАКОВА.
Фото автора.

Автор: -

Дата публикации: 15:46, 05-04-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова