ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Почём орган для иностранца


Спецслужбы страны пресекли деятельность транснациональной группы, занимавшейся незаконной торговлей человеческими органами. Следствию предстоит ещё выяснить, как давно работает устойчивый канал и под чьим покровительством оказался этот криминальный бизнес.

 

ЦЕНА ВОПРОСА

 

Суть скандала следующая. По версии следствия, родственница бывшего высокопоставленного чиновника, который в своё время занимал довольно высокую должность в Министерстве здравоохранения, организовала продажу человеческих органов за рубеж для трансплантации.

 

Был чётко отлажен поиск пациентов в зарубежных клиниках, готовых заплатить крупные суммы. По предварительной информации, речь шла о суммах до $80 тысяч.

 

В нашей стране специально подготовленные люди за денежное вознаграждение находили доноров, которых обманным путём склоняли предоставить свои внутренние органы для трансплантации. Они проходили медицинское обследование, где независимо от состояния организма всегда выдавалось положительное заключение, после чего организаторы изготавливали поддельные документы о родстве с пациентом и далее «продавцов» вывозили за рубеж.

 

Следствием уже установлено, что доноры за одну свою почку в среднем получали до семи тысяч долларов, «вербовщики» — до трёх тысяч долларов за каждого направленного донора, и до $70 тысяч доставалось организатору канала.

 

Злоумышленников задержали в аэропорту «Манас» при контролируемой отправке очередного донора для последующей пересадки почки.
Министерство здравоохранения ещё в 2013 году, когда закон «О трансплантации органов или тканей человека» только принимался, призывали пересмотреть порядок отбора органов для трансплантации пациентам клиник. Согласно этому документу, у нас разрешена пересадка органов только от родственников больного. Однако известны случаи, когда близкие люди не могут становиться донорами, поскольку их ткани по разным причинам не всегда подходят для этих целей. Спасти жизнь человеку в подобных обстоятельствах могла бы пересадка органов, взятых у погибших людей, но это считалось незаконным.

 

Уже тогда некоторые специалисты высказывали опасения криминализации этого и даже привели пример. За год до принятия закона у нас задержали гражданина Израиля, который находится в международном розыске по линии Интерпола в связи с подозрением в незаконных сделках по продаже человеческих органов. Прибыл ли иностранец с целью туризма или решил прозондировать почву для развития своего бизнеса, так и осталось тайной.

 

Тогда же эксперты заявляли, что Кыргызстан относится к так называемым странам риска. В связи с высоким уровнем бедности, по мнению специалистов, найдётся достаточно людей, готовых продать свои органы для трансплантации, да и сотрудников медучреждений, которым будет трудно побороть искушение изъять у погибшего тот или иной орган без согласия родственников умершего.

 

КРИМИНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС?

 

Не меньше опасений вызывала инициатива некоторых законодателей разрешить частным клиникам проводить операции по трансплантации органов. С одной стороны, у них, дескать, есть специалисты и оборудование, а с другой, на какой подлог они могут пойти ради получения прибыли?

 

— Общеизвестно, что практически любая коммерциализация ведёт к криминализации, — прокомментировал тогда предложение отдельных нардепов бывший заведующий отделом НИИ хирургии сердца и трансплантации органов, доктор медицинских наук Жамалбек Ашимов. — Сделать донором человека, остро нуждающегося в деньгах, путём подкупа, угроз или насильственных действий, думаю, для «заинтересованных» лиц проблемы не составит.

 

Практически такого же мнения придерживался и депутат Эркин Сакебаев, который считал, что предлагаемые поправки преждевременны.
«На фоне повальной бедности многие люди начнут делать бизнес на продаже органов. Бывали случаи, когда детей воровали для этого», — утверждал законодатель.

 

Правоохранительные органы тоже не исключали, что подобные операции могут проводиться в такой тайне, что силовикам о них вовсе не известно, и приводили примеры из мировой практики. В Казахстане, к примеру, выявлено несколько десятков случаев, когда у скончавшихся людей тайно вырезали внутренние органы.

 

На момент принятия закона было несколько попыток организовать у нас частные центры по трансплантации органов. Но сама медицинская система оказалась не готова к таким инновациям. Слишком уж много подводных камней. В частности, не разработан механизм контроля таких клиник, а мониторинг, согласитесь, здесь необходим. Нужны особые условия хранения, транспортировки.

 

В мировой практике принято создавать банк данных донорских органов. Там они типируются, определяется их клеточный состав, заводится специальный паспорт. У нас же такого банка не существует вовсе. Это достаточно дорогостоящее мероприятие. Есть закон и специальное учреждение, но нет денег. Решение проблемы откладывается. Кроме нуждающихся в пересадке почек, есть больные, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, другими недугами. Но, увы, таким пациентам пока остаётся надеяться только на чудо.

 

Три года шёл спор, стоит ли частным клиникам разрешать операции по пересадке органов. И, наконец, законодатели всё же приняли такой закон, однако бывший в то время главой государства Алмазбек Атамбаев не подписал его. После уже новый состав парламента поддержал Президента.

 

Более того, народные избранники и вовсе посчитали, что при существующем уровне коррупции в стране может появиться новый преступный бизнес и граждан начнут похищать для дальнейшей перепродажи на органы.

 

— У нас может дойти до похищений здоровых людей, как это происходит сейчас в Турции, — утверждала тогда депутат Айсулуу Мамашева. — Трансплантация в частной клинике может превратиться в криминальный бизнес. Из предложенного варианта законопроекта непонятно, кто и как будет контролировать проведение таких операций. Считаю, что закон не просто сырой, он не нужен сейчас вовсе. В предложенном варианте законопроекта даже не предусмотрена уголовная ответственность за проведение незаконных операций по пересадке органов.

 

Поэтому, на мой взгляд, прежде нам необходимо изучить зарубежный опыт. В Таджикистане, к примеру, такой законопроект приняли в 2007 году, а уже через два года создали национальный научный центр по пересадке органов. Лишь 20% пациентов, нуждающихся в пересадке, уезжает из Таджикистана для проведения операций за рубежом. Это говорит о том, что медики в соседней республике добились больших результатов в этой сфере.

 

Айсулуу Мамашеву поддержал коллега Рыскельди Момбеков, который уверен: гарантий успешности операций по трансплантации органов частные клиники не дадут, и никто не будет отвечать за здоровье пациентов впоследствии. Он также напомнил народным избранникам, что обсуждаемый законопроект дважды отклоняли депутаты не только прошлого созыва, но и нынешнего состава парламента. Момбеков тогда назвал документ сомнительным и даже высказал ряд сомнений, почему законопроект ряд парламентариев лоббировал с такой настойчивостью.

 

 

В ОЧЕРЕДЬ ЗА ПОЧКОЙ

 

Между тем кыргызстанцев, которым жизненно необходима пересадка органов, становится всё больше. Самая длинная очередь на трансплантацию, по данным Минздрава, состоит из страдающих почечной недостаточностью: их свыше тысячи человек. Многие не в состоянии заплатить десятки тысяч долларов за пересадку почки в частных клиниках Индии, Турции или Беларуси.

 

— У дочери оказался врождённый сахарный диабет, — рассказала Елена Илдирсова. — Лечились где только можно. Врачи не оставляли никакой надежды, девочке грозил пожизненный гемодиализ. Мы стояли в очереди на пересадку почки несколько лет, но ожидание в таком случае подобно смерти. У нас есть родственники в Корее, они помогли лечь в клинику, донором стал наш папа. Операция прошла успешно, почка прижилась, сейчас дочка живёт полноценной жизнью, собирается замуж.

 

Каким образом нужно развивать в стране трансплантологию, долгое время не знали и сами врачи. Часть медиков соглашается с парламентариями, опасаясь, что после предоставления частным клиникам разрешения на проведение подобных операций мы можем превратиться в чёрный рынок по торговле органами. Другие утверждают, что если всё оставить как есть, то трансплантология вообще не будет развиваться, и люди окажутся вынуждены делать такие операции за рубежом либо просто ждать смерти.

 

Медики уверены, что сделать человека донором органа несложно. Например, путём подкупа, угрозами или насильственными действиями. А если операции можно будет делать ещё и в частных клиниках, работа которых почти никем не контролируется, то последствия трудно себе представить.

 

Именно поэтому они и призвали предупредить криминализацию этого рынка. Прежде всего необходимо провести хорошую разъяснительную работу. Для того чтобы провести операцию подобного рода, необходимо тщательное обследование самого донора. Гарантии, что орган подойдёт больному, нет никакой. Так что те, кто захочет воспользоваться услугами преступников, могут просто потерять деньги. Словом, нужно сделать так, чтобы подобный бизнес стал неинтересен теневикам

 

КАРДИНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

 

Несколько месяцев назад Президент Садыр Жапаров распорядился провести бесплатную трансплантацию почек для всех нуждающихся граждан, находящихся на гемодиализе.

 

По словам главы государства, сегодня в стране гемодиализ получают более 2500 граждан. Из них 50 пациентов нашли донора, прошли полное медицинское обследование и готовятся к пересадке почек.

 

— Сегодня государство тратит $14-15 тысяч в год на каждого нашего гражданина, получающего гемодиализ, — заявил Президент. — Если подсчитать общую сумму, то на 2500 человек расходуется около 3 миллиардов сомов. Поэтому лучше государство выделит $7-8 тысяч пациентам, которые найдут донора и проведут операции на эти средства. Расходов будет намного меньше. Есть люди, находящиеся на гемодиализе по 10-15 лет. Представьте, сколько денег будет сэкономлено. Таких пациентов станет меньше.

 

Между тем, по словам министра здравоохранения Алымкадыра Бейшеналиева, с турецкой стороной договорились проводить операции по трансплантации на базе кыргызско-турецкой больницы «Дружба» в Бишкеке.

 

Первого февраля этого года в отделении трансплантологии Национального центра охраны материнства и детства выполнена первая бесплатная пересадка почки 22-летней пациентке.

 

Любовь БОРИСЕНКО.

Автор: -

Дата публикации: 15:57, 23-04-2024

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова