Main Menu

Как “разгрузить” границу?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Зеленый коридор» для пассажиров, следующих без грузов, появится на кыргызско-казахском контрольно-пропускном пункте «Ак-Жол», кроме того, его территория будет расширена. Об этом стало известно по окончании Второго заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству между Жогорку Кенешем и Мажилисом парламента Казахстана, которое состоялось в четверг.

Участники заседания — депутаты и представители госорганов обеих стран — обсудили соглашения о порядке осуществления индивидуальной трудовой  деятельности граждан Кыргызстана в соседнем государстве, мерах доверия в районе границы, деятельности пограничных представителей и внесли поправки в соглашение о пунктах пропуска. Договорились провести следующее заседание весной 2012 года в Астане.
«Горячей» темой стало обсуждение ситуации, сложившейся в пункте пропуска «Ак-Жол». Мы уже сообщали в нашей газете, что со вступлением Казахстана в Таможенный союз на этом посту стали действовать новые правила. Граждане могут бесплатно проносить через границу только 50 килограммов багажа. Поэтому здесь появились люди, так называемые носильщики, предлагающие новую услугу — перенос груза по частям. Они пересекают границу несколько раз в день. При этом казахстанские таможенники и пограничники понимают, что фактически носильщики помогают предпринимателям обходить правила Таможенного союза и ввозить на его территорию китайский ширпотреб, но де-юре законы не нарушены. Вот они и придираются к наемным работникам под разными предлогами, чтобы только отбить у них охоту промышлять подобным образом. А те жалуются властям Кыргызстана.
Мажилисмен Ермуханбет Омаров даже назвал их контрабандистами и пояснил, что из-за них бюджет соседней страны (и весь ТС) терпит убытки. А его коллега Жанибек Карибжанов заявил, что существование носильщиков — придуманная кем-то схема. Между тем, отметим мы, проносимые ими товары попадают и на вещевые рынки Казахстана. Так что, если не будет таких вот контрабандистов,  челноки возместят свои затраты ценовыми надбавками и все это ударит по карманам покупателей из Алматы, Астаны и других городов и весей соседней республики.
Недовольство казахстанских таможенников и пограничников вызывает и отсутствие «солидарности» в борьбе с носильщиками со стороны кыргызстанских коллег. Дело в том, что переносчики поклажи через последних не проходят: они берут товары на складе, нелегально существующем под вывеской магазина Duty Free (беспошлинной торговли), расположенного аккурат между кыргызской и казахской зонами контроля и досмотра. Потому на заседании мажилисмены просили наших законодателей что-то с этим магазином сделать. Но, как поясняют те в ответ, по правилам в аэропортах, пунктах пересечения границы наземным транспортом и так далее должны существовать точки беспошлинной торговли. Во-вторых, частное лицо, арендующее помещение (на 49 лет), отказывается покидать столь выгодную территорию.
Но, как пообещал на пресс-конференции вице-спикер Жогорку Кенеша Асилбек Жээнбеков, кыргызстанские нардепы изучат вопрос.
Впрочем, казахстанцы готовы признать вину и своих стражей границы:
— Не надо говорить: «казахстанская сторона», «кыргызстанская сторона», обе виноваты, — заявил член Мажилиса РК Амангельды Момышев. — Из-за недостатков в работе таможенной и пограничной служб наши правительства «стукаются головами» и мы, депутаты, ссоримся,  потому что болеем каждый за свой народ.
Пока же стороны сообщили друг другу о планах перенаправления грузового транспорта в пункты пропуска — близ Токмока (с преобразованием его в круглосуточный) и новый «Ак-Тилек» (Кара-Суу, с казахстанской стороны), как только он будет достроен. На «Ак-Жоле» создадут «зеленый коридор», то есть возможность быстрого прохождения процедур пассажирами без грузов. Казахстанцы устроят со стороны Кордая 10 полос для автотранспорта, поставят еще четыре кабины для обслуживания граждан, ведется с ними  разговор и о строительстве нового моста. Одновременно кыргызстанские службы обсуждают вопрос выделения дополнительных площадей для расширения территории поста с администрацией Аламудунского района.
На пресс-конференции журналисты интересовались, изменит ли Казахстан сроки пребывания без регистрации наших граждан. На это глава делегации сопредельного государства Жанибек Карибжанов ответил, что Кыргызстану следует обсудить этот вопрос с другими странами-членами ТС: Россией и Беларусью.
На вопрос о том, почему соглашения, заключенные еще в 2001-м, 2003-м и 2009 годах, ратифицируются только сейчас, зампредседателя Мажилиса сказал, что процесс ратификации является непростым, требующим предварительного рассмотрения всеми министерствами и ведомствами. А свою точку зрения по поводу вступления Кыргызстана в Таможенный союз он выразил так:
— Есть регламент этого объединения, требования, процедуры. Любое государство, которое готово соблюдать их, пусть вступает. Мы — за.

Алия МОЛДАЛИЕВА.






Добавить комментарий