ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Укрепление Союза


Председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров выступил на заседанииЕвразийского межправительственного совета в узком и расширенном форматах в Ереване.

 

В своей речи в узком формате он отметил, что мероприятие проходит в условиях сложной геополитической и геоэкономической конъюнктуры. «В этот непростой период наш Союз, я считаю, должен продемонстрировать своё главное предназначение — улучшение качества жизни граждан посредством устранения барьеров и упрощения процедур во взаимной торговле. Для этого у нас есть всё необходимое, причём главным является политическая воля глав наших государств. За нами остаётся сделать всё зависящее от правительств для подлинного взаимовыгодного экономического партнёрства. Мы все являемся приверженцами единой цели — укрепление Союза через продвижение четырёх главных постулатов нашего интеграционного объединения во благо процветания наших стран и народов», — сказал Акылбек Жапаров.

 

Он отметил, что повестка дня заседания содержательна и включает наиболее важные и актуальные для Евразийского экономического союза вопросы.

 

На заседании в широком формате Акылбек Жапаров заявил, что с учётом нынешних непростых условий внешнеэкономической деятельности, трансформации логистических цепочек и финансовых расчётов, а также одностороннего санкционного давления на наших стратегических партнёров по Союзу экономики стран ЕАЭС переживают серьёзные изменения. «Хочу подчеркнуть, что антикризисные стабилизационные меры, принятые как на национальном, так и на уровне органов Евразийского экономического союза, демонстрируют свою эффективность, это подтверждается реальными цифрами.

 

Несмотря на значительные внешние неблагоприятные факторы, удалось избежать резкого спада общесоюзного ВВП, который по итогам семи месяцев сохранился практически на уровне аналогичного периода 2021 года. Положительные показатели наблюдаются и в промышленном производстве. Индекс его физического объёма в январе — августе 2022 года составил 100,8%. Укрепляется потенциал Союза в производстве сельскохозяйственной продукции. В январе — августе он увеличился на 4,4%. Также наблюдается положительная динамика притока инвестиций в государства — члены ЕАЭС с приростом на 6,6%.

 

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения в Союзе, снизилась на 28,2%, при этом реальная заработная плата имеет тенденцию роста. По итогам полугодия объёмы внешней торговли с такими ключевыми партнёрами, как Китай, Индия и страны АСЕАН, демонстрируют уверенный рост. Так, объёмы увеличились на 31,9%, 31,7% и 11,3% соответственно. Несмотря на существующие ограничения, объём торговли с Европейским союзом вырос на 28,4%.

 

Динамика экономического развития Кыргызстана по итогам девяти месяцев складывается также положительно. Так, ВВП подрос на 7,2% по сравнению с тем же периодом 2021 года.

 

В январе — июле товарооборот нашего государства со странами ЕАЭС составил около $2,5 млрд. и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 35%, при этом экспорт равен $682,3 млн. (рост в 1,6 раза), а импорт — $1,7 млрд. (рост на 27,5%).

 

В условиях нарастающих вызовов и ограничений на внешних рынках и санкционного давления со стороны отдельных стран по отношению к нашим партнёрам по экономическому Союзу нам необходимо создавать максимально комфортные условия для бизнеса на внутренних рынках. Если не принимать меры смягчающего характера, можем столкнуться с более серьёзными последствиями для наших экономик.

 

Следует отметить, что прогнозы по экономическому развитию в мире не очень утешительные. Ожидается резкое снижение темпов роста и рецессия мировой экономики в последующие годы. В этой связи считаю, что Рабочей группе высокого уровня по созданию условий для повышения устойчивости экономик государств — членов ЕАЭС необходимо проводить постоянный мониторинг экономической конъюнктуры на мировом и региональном уровнях и в случае необходимости предложить необходимый пакет антикризисных мер.

 

За прошедшие девять месяцев согласованы меры для обеспечения экономической устойчивости и продовольственной безопасности, поддержания бизнеса и дальнейшего развития интеграционных процессов в Союзе. Принято 55 решений органов ЕАЭС, три пакета мер, по итогам которых на временной основе обнулены ставки ввозных таможенных пошлин по 1310 товарным позициям — продовольственной и сырьевой группы для производства продуктов питания, продукции лёгкой промышленности и фармацевтической, машиностроения и других.

 

В целях создания благоприятных условий и поддержки бизнеса в условиях кризиса смягчены требования по ряду технических регламентов Союза. Во избежание дефицита товаров первой необходимости и критичного импорта увеличен порог беспошлинного ввоза продуктов для физических лиц до 1000 евро. Усилена работа по координации мер по обеспечению продовольственной безопасности стран Союза, в том числе путём утверждения совместных индикативных балансов по основным социально значимым товарам. Благодаря оперативно принятым мерам весной нам удалось избежать дефицита продовольствия.

 

Для обеспечения лекарствами упрощены процедуры их регистрации, а также технические процедуры ввоза оборудования и сырьевой продукции для их производства. Кроме того, для минимизации контрольных мероприятий на внутренних границах Союза, повышения транзитной привлекательности государств-членов, обеспечения прослеживаемости товаров и их законного оборота на территории ЕАЭС подписано Соглашение о применении навигационных пломб в Союзе. Созданы условия для участников ВЭД в части развития гарантийных механизмов при совершении транзитных перевозок, снижения размеров финансовых гарантий и развития института поручительства. Соответствующее Соглашение также подписано в этом году.

 

Обращаясь в начале этого года к главам государств — членов Союза, Президент Садыр Жапаров обозначил приоритеты председательства Кыргызстана в органах Евразийского экономического союза. Прежде всего это необходимость достижения целей, заложенных в Стратегических направлениях развития экономической интеграции до 2025 года, обеспечение принципа «четырёх свобод» на внутреннем рынке объединения, наращивание сотрудничества в промышленной и агропромышленной сферах, разработка и реализация совместных проектов по импортозамещению, создание и развитие транспортной инфраструктуры, развитие международного сотрудничества.

 

Благодаря нашим слаженным действиям проделана масштабная работа по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Надеюсь, что в четвёртом квартале воплотятся в жизнь оставшиеся мероприятия, заложенные в плане. Для развития и последовательного роста взаимной торговли между государствами-членами выработаны рекомендации для национальных, центральных банков и правительств государств-членов по увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах между государствами Союза и хозяйствующими субъектами, также подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части, касающейся возможности перечисления сумм ввозных таможенных пошлин между государствами в национальных валютах.

 

По итогам кропотливой проработки нам удалось заложить основу для реализации важных инфраструктурных и транспортных проектов, как «Евразийский агроэкспресс». Приняты «дорожная карта» по расширению промышленного сотрудничества в области гражданского авиастроения в государствах Евразийского экономического союза на 2022-2023 годы и Перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта.

 

В этом году мы придали новый импульс работе по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности в рамках Евразийского экономического союза, создав для этого специальную Комиссию.

 

Принимаемые нами решения в сфере кооперационного сотрудничества в промышленности требуют от нас оперативности и в то же время взвешенности с учётом долгосрочного характера и устойчивого ресурсного и финансового обеспечения промышленной кооперации.

 

Хочу отметить, что перспектива формирования импортозамещающих высокотехнологичных производств — работа на годы, а ресурсы, которые мы получим от специальных и антидемпинговых пошлин, окажутся малы для устойчивой реализации этой инициативы. Соответственно, нужны более эффективные и стабильные механизмы, источники финансирования. Поэтому предлагаю Комиссии дополнительно проработать вопросы формирования альтернативных источников финансирования и формы финансовой поддержки кооперационных проектов. Наряду с этим мы должны задуматься над институциональной основой для формирования механизмов поддержки развития и разработки кооперационной экосистемы. На национальном уровне они уже имеются, и дальнейшее развитие интеграции, безусловно, потребует создания такого наднационального института с мандатом формирования пула кооперационных проектов, выработки общей методологии оценки инвестиционных проектов, подготовки рекомендаций по повышению инвестиционной привлекательности, содействия регионам в привлечении финансов и в подготовке проектов.

 

Торгово-экономические отношения между нашими странами развиваются достаточно интенсивно, трансформируются в цифровое пространство и интегрированы в глобальную электронную торговлю. Получение дивидендов от неё для государств станет возможно, если мы успеем за этим сектором экономики, выстроим современное и понятное регулирование. Решение этой задачи позволит пополнить национальные бюджеты и заполнить правовые пробелы в Союзном законодательстве, сняв препятствия в этом направлении.

 

Необходимо отметить полномасштабную работу по совершенствованию правового регулирования ЕАЭС в вопросах борьбы с препятствиями, которую развернула Комиссия в этом году. Есть много предложений, которые она подготовила.

 

Эта тема остаётся одним из важнейших направлений в нашей повестке. На протяжении последних шести лет о проблемах на внутреннем рынке говорили все главы государств — членов Евразийского экономического союза, но, к сожалению, следует признать, что число препятствий не снижается. Очевидно, назрела необходимость пересмотра подходов и выстраивания более эффективной работы Комиссии и полноценной реализации её функций и компетенций, а также вовлечение в этот процесс Суда ЕАЭС. Возможно, пора задуматься о более эффективных, может быть, жёстких, но действенных механизмах как правового, так и финансового воздействия.

 

Евразийский экономический союз проводит планомерную работу по расширению международного торгово-экономического сотрудничества Союза с третьими странами. Так, принят протокол о продлении Временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном, а также о начале переговоров с Индонезией о заключении соглашения о свободной торговле. Подписан Меморандум о взаимопонимании с Комиссией по конкуренции Общего рынка Восточной и Южной Африки в сфере конкурентной политики и правоприменения.

 

В высокой степени готовности к подписанию находится соглашение о зоне свободной торговли с Египтом. Активно ведётся переговорный трек по заключению соглашения с Объединёнными Арабскими Эмиратами.

 

Для взаимодействия в сферах региональной экономической интеграции, экономики и финансов, транспорта и перевозок, цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, промышленности и агропромышленного комплекса, торговой и конкурентной политик в октябре подписан Меморандум между ЕЭК и Секретариатом СВМДА. Завершение переговорного трека с этими странами и организациями позволит открыть доступ нашим производителям на рынок с более чем двумя миллиардами потребителей.
В целях реализации Цифровой повестки ЕАЭС подготовлена целевая программа развития интегрированной информационной системы (ИИС) до 2027 года. Внедряется институт единого оператора ИИС. Запущен проект цифровых транспортных коридоров. Планируется отказ от бумажного сопровождения транспортно-логистических операций, создание единых стандартов и переход на сквозную интегрированную систему надзора, основанную на анализе данных, снимающую с перевозчиков большую долю административной нагрузки.

 

Завершён проект «Работа без границ», в рамках которого уже более четырёх тысяч граждан ЕАЭС трудоустроились. В целях развития человеческого капитала и поэтапного формирования безбарьерной среды в сфере образования по инициативе Кыргызстана подписан Меморандум о создании Евразийского сетевого университета и приняты первые организационные решения по его запуску. Он займётся подготовкой квалифицированных кадров с использованием дистанционных образовательных технологий, организацией научных исследований и разработок, стимулированием личностного роста молодёжи в духе ценностей евразийской интеграции и другими направлениями.

 

Этот год насыщен мероприятиями, направленными на повышение международного имиджа ЕАЭС. В Бишкеке проведено первое и самое масштабное деловое событие — Евразийский экономический форум, в работе которого приняли участие более 2500 делегатов. Впервые в истории ЕАЭС по инициативе Президента Садыра Жапарова организован Молодёжный форум СНГ и ЕАЭС. В нём участвовали молодые предприниматели, госслужащие, дипломаты, журналисты, учёные и студенты из стран Союза.

 

Мне приятно подвести предварительные итоги председательства Кыргызстана в органах ЕАЭС. Хотел бы отметить слаженную и продуктивную работу Комиссии и наших правительств. Уверен, что план мероприятий по реализации обращения уважаемого Садыра Жапарова в связи с председательством нашей страны продолжится Евразийской экономической комиссией.

 

Завершая своё выступление, хочу пожелать российским коллегам успешной и результативной работы в грядущем году в рамках российского председательства», — заключил Акылбек Жапаров.

 

По итогам заседания Акылбек Жапаров и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович сделали заявление для прессы.

 

«Хочу отметить активную работу Евразийской экономической комиссии по реализации приоритетов председательства Кыргызстана в органах ЕАЭС, обозначенных в начале года Президентом. Это необходимость достижения целей, заложенных в Стратегических направлениях развития экономической интеграции до 2025 года; обеспечение принципа «четырёх свобод» на внутреннем рынке объединения; наращивание сотрудничества в промышленной и агропромышленной сферах; разработка и реализация совместных проектов по импортозамещению; создание и развитие транспортной инфраструктуры; развитие международного сотрудничества.

 

На заседании мы заслушали информацию о подготовке международных договоров о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов в рамках организации. Обсудили ситуацию по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС, приняли решение об источниках и механизмах финансирования промышленных кооперационных проектов. Главами правительств подписано Соглашение о правилах выпуска, обращения и погашения в рамках Евразийского экономического союза складских свидетельств на сельскохозяйственную продукцию, а также ряд соответствующих распоряжений и решений. Кроме того, состоялся обмен мнениями по другим актуальным вопросам нашего взаимодействия в рамках евразийской интеграции.

 

Убеждён, что итоги заседания способствуют евразийской интеграции, повышению благополучия наших народов и государств», — заявил Акылбек Жапаров.

Автор: -

Дата публикации: 15:57, 25-10-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова