ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

«Арал» — таласский пленэр, или Новый урок красоты


Знакомясь с этой художественной экспозицией, можно поскучать по лету иполюбоваться горами, насладиться природными красотами и видами сельской глубинки. Каждый из манящих зрителей закоулков выставочного пространства бросает нас в непохожие географические точки Таласской долины. В Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева открылась выставка «Пленэр «Арал» группы кыргызских художников под руководством Малабека Бутешева. Её впечатляющая экспозиция объединила в себе этюды, зарисовки и живописные композиции, написанные авторами в ходе пленэра в Таласском районе Кыргызстана. Все работы выполнены исключительно с натуры.

 

В начале экспозиции мы встречаем несколько работ народного художника республики и известного педагога Суйутбека Торобекова («Кошары», «Камни», «Знойный день», «Утро в Арале», «Красная гора», «Пик Манаса»).

 

Мастер кисти в представленных полотнах лирически тонко передаёт пейзажные картины родной ему стороны, раскрывая не только их природную уникальность, но поднимая при этом и насущные экологические проблемы. Мы видим далее целую плеяду малоформатных и больших работ Эркина Акназарова («Новое место», «Эркин Тоо», «Таш-Добо» «Серый день»). От картины к картине зритель попадает в разные, запечатлённые внимательной кистью места и локации Аральского аймака. Пленэрные работы художника посвящены родным местам. Здесь горы, деревья, скалы, затерявшиеся в предгорьях домики.

 

Крупные и быстрые мазки автора не мешают нам узнавать запечатлённые им в полотнах природные объекты.

 

Выставочная экспозиция позволяет насладиться и контрастами, среди привычной пейзажной тематики вдруг появляется красочный фруктовый натюрморт М. Бутешева. Впрочем, и его пленэрные произведения («Брошенный дом», «На земле поэта», «Камни веков», «Окраина аула», «Полдень», «Земля предков») сразу обращают на себя внимание публики. Стилевой образностью, сочностью художественного изображения привлекают работы Чынгыза Ормонбекова («Красные камни», «Ожидание», «На окраине села», «Горная мальва», «Аральские горы», «Летний луг», «Утро», «Кара-Тоо»).

 

Центром творческого выражения в пленэрных вещах Абдыкадыра Турубекова («Белый верблюжонок», «Дорога в горах», «Красный тополь», «Красные скалы») стали горы, животные и не похожая ни на какую другую предгорная природа. Получились замечательные зарисовки и этюды с запоминающимися видами на сельские подворья, животных и местную архитектору. А аральские зарисовки и композиции Жолдошбека Казакбаева напоминают чем-то солнечные места кыргызского юга с его светлыми бликующими образами.

 

С особой любовью авторы аральского пленэра пишут родные горы и сельских жителей, знойный полдень и приход утра в местных горах. Разумеется, точкой притяжения художников с мольбертами остаются таласские вершины и предгорья и местное, не столь частое, зелёное убранство и люди, издревле живущие здесь. Мы видим это в работах того же Ж. Казакбаева («Ясный день», «На земле Арала», «Пастбище», «Тёмная река», «Арал») и его коллеги по натурным работам Алмаза Шаршекеева («Синий трактор», «Дом председателя», «Маленькая принцесса», «Беседа», «Дорога детства»). Густые и тяжёлые, лёгкие и объёмные по письму полотна — и мы вглядываемся в изображённые на них небо, горные пики, озёрную гладь, одинокие пастушьи кошары и просто камни возле дорог и близ полей. На одной из работ можно увидеть премилых пташек, на другой — синий трактор местного фермера, малышку, в задумчивой тишине лицезреющую окрестности.

 

Вообще, пленэр — это серьёзная школа для художника любого возраста. Более молодые авторы часто видят в работе на открытом воздухе возможность найти или выработать свой, не похожий на других, неповторимый стиль и постичь законы гармонии. Однако и для старшего поколения живописцев пленэр не только «тренировка руки». Это также и возможность подглядеть тему, развитие которой перейдёт в последующей работе в более основательные полотна. Природа неиссякаема в своём совершенстве, а потому и предлагает художникам каждый раз новый урок красоты.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор: -

Дата публикации: 15:55, 16-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев