ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Командующий войсками школьный учитель


На недавнем заседании Жогорку Кенеша начальник Генерального штаба МинобороныЭрлис Тердикбаев рассказал о намерениях ввести во всех школах страны урок допризывной подготовки молодежи (ДПМ). Глава Генштаба также отметил, что и в университеты планируется вернуть военные кафедры для подготовки офицеров запаса. В свете последних трагических событий на рубежах Кыргызстана и общей напряжённости в мире вопрос более чем актуальный.

 

 

— Сейчас уроки ДПМ в некоторых школах идут, в некоторых — нет. По этому поводу мы получили задание со стороны правительства. В настоящее время совместно с Минобразования прорабатываются вопросы, внесены предложения, — раскрыл планы Тердикбаев. По его словам, сейчас в Кыргызстане действует только одна военная кафедра — на базе КГМА.

 

О том, что в школах введут начальную военную подготовку и в каждой области откроют военные колледжи, летом говорил министр обороны Бактыбек Бекболотов:

 

«Мы вместе с Минобразования хотим вернуть патриотизм на былой уровень, предлагаем открыть военные колледжи в каждой области… Сейчас ученики 10-х и 11-х классов остаются без внимания».

 

Уроки из прошлого

Начальная военная подготовка (НВП) была внедрена в школьную программу ещё при Союзе. Тогда же в высших учебных заведениях появились военные кафедры. После распада СССР в одних республиках СНГ этот предмет изъяли из учебного графика, в других — оставили. Основными целями уроков НВП были подготовка юношей к службе в армии, обучение подрастающего поколения поведению во время боевых действий и при чрезвычайных ситуациях. На занятиях школьники получали навыки, необходимые солдату или курсанту на первых месяцах службы. Юноша, прошедший в школе курс НВП, быстрее адаптировался к армейской жизни, что сокращало его срок обучения как военного специалиста. Уроки НВП развивали патриотизм учащихся, прививали чувство долга перед Родиной, позволяли ощутить себя защитником Отечества. Полученные знания должны были помочь грамотно действовать и не теряться в сложной обстановке военного времени.

 

На уроках старшеклассники осваивали основы воинского дела. Прежде всего обращение с оружием и боеприпасами — автоматом, гранатами. Выполнялись нормативы по стрельбе, сборке-разборке «Калашникова», дальности метания гранат, преодолению полосы препятствий. В программу также входила строевая подготовка. Предполагалось, что будущий призывник должен выполнять минимум нормативов для прохождения военной службы. В упражнения на НВП входили в основном подтягивания и бег, иногда бег с оружием и каким-либо обмундированием. Уделялось большое внимание и морально-психологической подготовке юношей к военной службе и боевым условиям. Изучались основы необходимых знаний для младших командиров, модели поведения в военном коллективе.

 

Девушки на уроках начальной военной подготовки учились основам оказания первой медицинской помощи. С ними проводили практические занятия по оказанию помощи раненным в бою, они обучались различным способам перевязки ран.

 

Старшеклассники проходили основы гражданской обороны, отрабатывали действия при ядерных взрывах и химических атаках, учились пользоваться противогазами и индивидуальными средствами защиты, изучали действия при эвакуации населения, состав аптечек и ситуации для их применения.

 

Один в поле — воин

 

Пока госструктуры готовят законодательную базу, энтузиасты военного дела уже работают «в поле». Один из них — полковник в отставке с 40-летним стажем военной службы Советбек Арбаев. Он уверен, что в столь критической ситуации негоже оставаться в стороне, надо делать всё возможное, чтобы помочь отстоять целостность страны.

 

«В последние годы службы во Внутренних войсках и в Службе исполнения наказаний (СИН) я часто стал задумываться над тем, почему мы не можем искоренить организованную преступность. Где её основная подпитка, как она пополняет свои ряды молодыми адептами криминальных идей? Где наши упущения в воспитании подрастающего поколения? — вопрошает он. — Ясно, что ещё в школьном возрасте, но с какого класса, при каких условиях…»

 

На пенсии его тоже не покидала мысль досконально изучить этот вопрос. Сразу же вплотную заняться исследованием криминогенных факторов помешала операция на сердце, потом пандемия коронавируса, прочая рутина. В этом году полковник Арбаев твёрдо решил пойти преподавать военное дело. Друзья помогли найти сельскую школу. Не городскую, а именно сельскую. И вот с первого сентября начались учительские будни в Новопокровской средней общеобразовательной школе-лицее №2 имени Н.С. Баранова (СОШЛ-2) Чуйского района. В ней около двух

 

тысяч учащихся, работают более ста учителей. Коллектив слаженный, дружный, в основном женский.
— Школа смешанная, один класс с кыргызским языком обучения и три — с русским. Преподаю в 10-х и 11-х классах. Занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам, кроме дней методической подготовки, которые устраиваю сам себе в свободное от общественной ветеранской работы время. Усовершенствовал программу, — рассказывает Советбек Асанович.

 

— Будучи на пенсии, со стороны наблюдал за организацией и проведением допризывной подготовки в нескольких школах. Благо, проживаю рядом с лицеем в новостройке «Кара-Жыгач». Из всех наблюдаемых мною учебных заведений допризывная подготовка поставлена на должном уровне лишь в нескольких школах Бишкека и в одной сельской — в Беловодском. И это только благодаря добросовестности и бескорыстности учителей, бывших старших офицеров Внутренних войск, которых знаю по совместной службе.

 

Особо хочется отметить подполковника в отставке Александра Григорьевича Денисенко из Беловодского. У него учительский стаж 11 лет. За этот период накопился колоссальный опыт. Он своими силами оборудовал класс ДПМ. Учащиеся у него выполняют нормативы по боевой подготовке лучше, чем иные солдаты-первогодки. Усовершенствовал соответствующую программу, утверждённую постановлением правительства в 2009 году, с учётом нынешних реалий.

 

Я знал, что в большинстве сельских школ положение с этим предметом слабоватое, особенно там, где учителя ДП — люди, далёкие от армейской службы. Но, когда сам соприкоснулся с этой проблемой, понял: не слабоватое оно — её попросту нет! Например, мои ученики 11-го класса в прошлом году не изучали этот предмет по причине отсутствия учителя. Из материально-технического обеспечения и из учебных пособий имеются только две строевые площадки на маленьком плацу. Школа старенькая, имеет два одноэтажных корпуса, спортзал и столовую. В малом корпусе обучаются младшие классы, в большом — старшие, в две смены. Кабинетов для всех не хватает. Поэтому класса для допризывной подготовки пока нет.

 

Впрочем, радует то, что заканчивается строительство ещё одного, двухэтажного, корпуса. Хорошо бы до наступления холодов, иначе придётся проводить занятия в ненастную погоду и зимние холода на улице.

 

После сдачи нового корпуса руководство школы обещает выделить класс для допризывной подготовки.

 

Из-за отсутствия учебно-материальной базы обратился за помощью к командованию 11-й отдельно дислоцированной роты 4-го батальона Департамента охраны и конвоирования СИН, которая располагается недалеко от нашей школы, и нашёл положительный отклик. Выделили в помощники опытного сержанта для проведения занятий по строевой подготовке. По возможности будем использовать их учебную материальную базу. День открытых дверей для наших учащихся тоже могут организовать.

 

Верхи хотят, да и низы могут

 

— Изучил Положение о допризывной подготовке, утверждённое постановлением правительства КР №87 от 11 февраля 2014 года. Очень хороший документ. Всё там предусмотрено до мелочей, особенно обязанности государственных органов: Минобразования, Минобороны, МВД, МЧС, даже Минздрава, поскольку запрещается проводить занятия по военно-медицинской подготовке лицам, не имеющим специального медицинского образования. Да беда только в том, что никто ничего не делает. Всё взвалили на плечи директора школы и военрука.

 

Возможно, с этим положением знакомы не все главы вышеперечисленных министерств. Иначе они уже давно издали бы свои приказы во исполнение данного положения и заставили бы шевелиться своих подчинённых. Мы понимаем загруженность руководства наших министерств, но обучение молодёжи военному делу в свете нынешних реалий уже выходит на передний план. Воспитание будущих защитников Отечества, а не потенциальных преступников — тоже ведь немаловажный вопрос!

 

Я ещё не полностью вник во все проблемы, препятствующие обучению школьников допризывной подготовке в сельских школах, но всё более склоняюсь к мысли о том, что основную ответственность в этом вопросе надо возложить не на Минобразования, а на Минобороны. Тогда, думаю, дело сдвинется с мёртвой точки.

 

Учителей ДП надо подбирать на конкурсной основе, так же как сейчас назначают директоров школ. В отдалённых районах, где нет соответствующих кадров из отставных офицеров и офицеров запаса, нужно назначать учителями действующих офицеров, приравняв их должности и потолки воинских званий к должности командира батальона. Соответственно, выплачивать такое же денежное содержание и сохранить весь соцпакет, предусмотренный законодательством для офицеров Вооружённых сил. Для этого нужно передать штаты учителей ДП из образовательного ведомства в военное.

 

Советбек Асанович говорит, что вся остальная работа прекрасно освещена в положении и программе допризывной подготовки молодёжи, утверждённых постановлением правительства. Нужно только всем строго выполнять предусмотренные там требования. Куда деваются наши умудрённые опытом кадровые офицеры-полковники, которые ежегодно десятками увольняются в запас, уходят на пенсию?

 

— Полагаю, что будет правильным и актуальным предусмотреть распространение действия Указа Президента КР «О дополнительных надбавках военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов» и на учителей допризывной подготовки. Если учесть, что в нашей стране около двух тысяч школ, то это небольшие деньги. Но зато можно получить существенный положительный эффект. Также необходимо в каждой школе наряду со спортзалом оборудовать стрелковый тир для обучения стрельбе из пневматического и мелкокалиберного оружия.

 

К слову, недавно по старой дружбе встречался с начальником тира ОСТО (Оборонное спортивно-техническое общество, бывшее ДОСААФ) Насирджаном Сарымсаковым. Просил его помочь организовать занятия с моими учащимися по стрельбе. Он очень обрадовался моей просьбе. Говорит, что ходит по школам и ПТУ, просит руководителей приводить учащихся в тир и обучать их стрельбе из малокалиберной винтовки, разборке-сборке автомата, предлагает проводить другие занятия по огневой подготовке. Вся необходимая материальная база и оружие у него имеются в достаточном количестве. Пока военруки жалуются на военкоматы, не могут достать учебное оружие и провести стрельбы из боевого, простаивает огромный тир ОСТО.

 

Вот так вот — кто ищет, тот всегда найдёт выход из сложной ситуации.

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото автора.

 

P.S. Ещё об одном энтузиасте военно-патриотического движения — председателе центрального совета ОСТО генерал-майоре Анарбеке Кошонове — мы поведаем в одном из следующих номеров.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:51, 22-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова