ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

«Цветы и фрукты» — украшение холста, или Беседы живописцев с натурой


Отнюдь не «мёртвая природа», а цветы и фрукты на любимых натюрмортах и живописных композициях выплёскиваются на зрителей в столичной «Галерее М» (в здании ЦУМа) с выставочных полотен яркими красочными огнями и радуют оригинальностью и причудливостью, продлевая желание жить и восторгаться миром, видеть в нём прекрасные черты. Пятнадцать художников — авторов экспозиции так и назвали её — «Цветы и фрукты». Натюрморт тут в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневном нашем бытие, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание (Бектен Усубалиев «Цветы июля», «Белые хризантемы», «Тоо гулу», Дмитрий Лысогоров «Натюрморт в ноябре», «Натюрморт»).

 

 

Художники пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать публике что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях. Практически не бывает ни одной художественной выставки без натюрмортов. Что же находят авторы в изображении кувшинов, цветов и фруктов, домашней утвари и иных обыденных предметов? Мир цветов и фруктов также отражает эпоху, характер людей, а мы стараемся угадывать в них стиль жизни, чувства, настроение, вкус, особенности быта.

 

Композиции натюрмортов, представленных в экспозиции «Галереи М», весьма разнообразны. Вот Талант Огобаев («Маки и розы», «Большой букет сирени», «Маки») располагает предметы по горизонтали и по диагонали, сдвигает их в плотную группу или рассеивает в пространстве картины, смело переносит центр тяжести влево либо вправо. В расположении вещей вся композиция построена на том, что автор увидел её как бы случайно. Красота повседневного раскрывается не в специально расставленной посуде с цветами, а в преднамеренном беспорядке размещения предметов с целью сохранить непринуждённость, жизненную естественность сюжета. Это не просто, как может на первый взгляд показаться, — вся композиция в целом строго продумана. В этом чувствуется близость к импрессионистическим приёмам живописи. Лёгкие свежие полотна написаны разнообразными по цветовым ощущениям мазками, которые хорошо передают световоздушную среду, составляющую предметы, создают тонкую игру бликов и лёгкую прозрачность теней.

 

У других авторов (Абдыкадыр Турусбеков «Яблоки в ноябре», «Весенние цветы», Чингиз Ормонбеков «Осенний набор», «Яблоки и персики», «Цветок в корзине») создаётся впечатление, что иное решение, другое расположение предметов на поверхности холста немыслимы, ничего нельзя ни прибавить, ни убавить. В этом точность и художественная убедительность их творческих постановок. Плотная живопись с преобладанием тёплых цветов, энергичная лепка всех форм убедительно выражают общий замысел натюрморта. Молодо, сочно, современно, для каждого конкретного фрукта автор находит свой подход. Под его кистью цветы или плоды, привычные предметы приобретают разное толкование. Творческий диалог человека и натуры всегда заключает в себе отношение художника, его индивидуальные ассоциации, привязанности, представления о красоте, выявляют его безупречный вкус.

 

В игре предметов в работах Ильяза Шерипбаева «Натюрморт с яблоками», «Букет роз», «Маки», Таланта Огобаева «Георгины и персики», в каждом натюрморте чувствуются уравновешенность, умиротворённость, обаяние тепла, света и воздуха. Как в сладком сне, когда не хочется просыпаться. Другой живописец как бы одушевляет вещи, они для него своеобразные живые существа, от них тянутся тысячи нитей к людям. Они созданы для человека и согреты его близостью. Натюрморты, представленные Нурпери Болотбек кызы «Сирень» и Арууке Садыгалы кызы «Осенние цветы», достаточно классичные, они как будто дают понять, что академизм не устаревает, а традиции мастеров прошлого в изображении предметов актуальны и современны до сих пор. Применять их в современном искусстве натюрморта — это модно, как будто говорят нам их авторы.

 

Цветочные фантазии Жылдыз Асангали и работа Рината Ханафеева «Пять яблок в мастерской» заражают нас своей загадочностью, одухотворённостью, радостью красок, предметы с полотен «смотрят и говорят» со зрителем на индивидуальном модернистском языке. Композиции натюрмортов ярки и оригинальны. Художники стремятся написать вещи как ценный объект искусства, любуются ими, любят их, и в этом секрет художественного воздействия их картин. Работы Юлдаша Нурматова «Зелёные цветы» и «Натюрморт», как всегда, эмоциональны и колоритны. Они напоминают предметы неодушевлённые, где автор собственным волнением стремится выразить своё чувство, идущее изнутри, с максимальным напряжением. Разнообразное сочетание предметных форм, напряжение цвета, ритмичность композиции будоражат воображение. Цветы в работах Кулубека Тогобаева «Жёлтый букет», Андрея Зотова «Астры и хризантемы» представляют собой нечто вроде факелов. Букеты их любимых цветов как бы вырываются из тёмной посуды и действительно напоминают пламя с извивающимися языками лепестков. Как не похожа эта экспрессивная гамма красок на искусственные букеты, написанные равнодушной кистью модных ремесленников в салонах.
Своё искусство живописной композиции — «сложную красоту» — раскрывают перед зрителем Халида Шимова («Девушки на лугу с цветами») и Суйутбек Торобеков («Хризантемы»). Их работы очищены от случайных деталей и подробностей моделировки форм, но несут чувство тонкого настроения и глубокого понимания натуры. Обычные бытовые вещи объединены не столько смысловым содержанием, сколько внутренне организованы сочетанием всех форм и их направлений в пространстве. Написанные со свежим чувством лёгкости простоты, картины получились очень близкие и тёплые.

 

Совершая путешествие в сторону натюрморта, можно заметить, что этот жанр отличается своеобразными принципами. Прежде всего тем, что натура его создаётся самим художником. Он обдуманно выбирает вещи, группирует их, тем самым организует сюжет, являющийся как бы фундаментом для построения всего здания художественного образа. Натюрморт может быть парадным или интимным, лиричным или декоративным, тихим или громким. Художник рассказывает о чем-то памятных вещах, любуется красотой сочетания их форм и цвета, передаёт характерные приметы времени, экспериментирует, ищет новые выразительные средства языка живописи или графики.

 

Мастерство заключается не только в умении изобразить разные предметы. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции, формы, цветовую гамму как единое пластическое явление. Великий К. Петров-Водкин писал: «Натюрморт — одна из острых бесед живописца с натурой. Каков есть предмет, где он и где воспринимающий этот предмет, в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем». Согласитесь, весьма точные слова классика.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:56, 29-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова