ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Синий туман похож на обман, или Ядовитая вуаль


Наша планета, скажи-ка всем: «SOS»!

Сколько ты будешь терпеть тот вопрос?
Люди, которых ты родила,
Губят тебя и сжигают дотла.

 

МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ

— Приезжай в баню и по дороге на СТО купи старые покрышки, мы их в бане и истопим! — вот такое приглашение поступило мне от знакомых, живущих в окрестностях нашего города в частном доме с садом, огородом и баней. Этот шокирующий звонок послужил сильнейшей мотивацией написать статью, в которой можно разобраться, кто же в конце концов отвечает за смог над нашим городом.

 

Качество воздуха — актуальная проблема для Кыргызстана, входящего в десятку стран с самым грязным воздухом. Он даже может возглавить рейтинг. Более 50% всех выбросов в атмосферу приходится на Бишкек. Горожане считают, что главная причина загрязнения воздуха в городе — это транспорт. Многие винят в смоге ТЭЦ. Автомобили зимой вряд ли могут давать столько загрязнений, а вот ТЭЦ использует мощные фильтры очистки воздуха, и они снижают выбросы, что подтверждается экологической экспертизой Службы экологического и технического надзора при Министерстве природных ресурсов, экологии и технического надзора. А вот масштабы загрязнения воздуха новостройками никак не мониторятся.

 

Бишкек глобально расширялся. В 1989 году были образованы первые жилые массивы: «Ак-Орго», «Ала-Тоо», «Колмо», «Ак-Босого», «Маданият», «Аска-Таш», «Орок», «Бакай-Ата», «Эне-Сай», «Келечек», «Учкун». Немного позже появилось ещё несколько десятков новых поселений, и сегодня в столице 48 жилмассивов с большой инфраструктурой (школы, детские сады, амбулатории, комбинаты бытовых услуг). В них живут 260 тысяч человек. Данные о загрязнении воздуха фиксируются с максимальными значениями с 19.00, и эти сведения ежедневно публикуются на сайте IQAir и в мобильном приложении Aba.kg (для Android). Предоставление общедоступной, достоверной и своевременной информации о качестве воздуха в Бишкеке крайне важно для защиты здоровья и информирования гражданского общества об угрозах.

 

Согласно отчёту общественного объединения «МувГрин», загрязнение атмосферного воздуха в Бишкеке повышенное. В столице замеры атмосферного воздуха проводятся по 10 компонентам: трём видам частиц пыли и семи газам (диоксид серы, диоксид азота, диоксид углерода, аммиак, сероводород, сумма углеводородов и другие.). Среднегодовое содержание почти всех определяемых примесей превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в несколько раз.

 

Также, по данным экоактивистов общественного объединения «МувГрин», проведены исследования в период карантина (март-апрель 2020 года). Использовался индекс качества воздуха AQI (от 0 до 500 единиц), измерялся загрязнитель PM2.5. И вот основные выводы:

 

Сжигание твёрдого топлива (угля) было одним из основных источников загрязнения PM2.5. Поскольку довольно часто используется уголь с высокой зольностью и низкой калорийностью. С качественным каменным углём смога было бы меньше.

 

Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха твёрдыми частицами PM2.5 вносит отопление частного сектора, который иногда использует на топливо каучук, резину, синтетические отходы и запрещённые вещества, наносящие вред окружающей среде.

 

Вне всякого сомнения, ТЭЦ вносит определённый вклад в загрязнение атмосферного воздуха PM2.5, однако анализ данных показал, что его доля не столь велика в сравнении с выбросами от отопления частного сектора. Установленные фильтры справляются со своей задачей, и доля загрязнения ТЭЦ составляет 14% от общего количества. В 1961 году ТЭЦ строилась на восточной окраине столицы из-за господствующих западных ветров, чтобы дым из труб уходил в сторону от города. Высота трубы ТЭЦ позволяет выносить продукты горения в верхние слои атмосферы, чтобы выбросы рассеивались на большом удалении от города.

 

В центре Бишкека после прекращения отопления качество воздуха оставалось «удовлетворительным» и не снизилось до показателя «здоровый». Следовательно, автотранспорт вносит свою лепту в копилку загрязнений атмосферы над столицей. Что подтверждалось проведёнными исследованиями ГАООСиЛХ в 2019 году: из 240 тысяч тонн выбросов на долю автотранспорта приходится 180 тысяч тонн. По оценкам экспертов, количество авто превышает возможности города в 10 раз, и за прошедшие 20 лет выросло почти на 1000%. Это приводит к выбросам загрязняющих веществ, состоящих из частиц тяжёлых металлов, оксидов углерода и азота, углеводородов, являющихся продуктами сгорания бензина и дизельного топлива. Ежегодно в стране используется около 1,7 миллиона литров топлива. Основное потребление нефтепродуктов приходится на Бишкек.

 

Свалки или места размещения твёрдых бытовых отходов. На северной окраине Бишкека существует горящий мусорный полигон, где находится 11 миллионов кубометров мусора, и высота этой кучи 17 метров. Здесь происходят загрязнение и интоксикация атмосферного воздуха продуктами горения, тления, гниения и разложения отходов. Ветровыми потоками отходы разносятся по окрестностям, загрязняя атмосферный воздух, почвенный слой и поверхностные водотоки.

 

Кроме этого, очищение воздуха усугубляется из-за сокращения лесных и парковых зон столицы, за счёт расширения дорог вырубается большое количество деревьев.

 

Хотя мы знаем о пылеудерживающей способности древесных растений, которые способны улавливать и осаждать на своих листьях атмосферную пыль. Для этого используются санитарно-гигиенические свойства растений, а также их способность выделять особые летучие органические соединения, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные бактерии.

Отсюда можно сделать вывод: один из основных источников загрязнения воздуха в Бишкеке — это жилмассивы и частный сектор, которые плотным кольцом окружили город и своей «газовой атакой» из вредных выбросов создают основную угрозу здоровью и жизни бишкекчан.

 

ПО ГАЗАМ!

 

Как обстоят дела с газификацией? Она была заложена в инвестиционную программу компании «Газпром Кыргызстан», которая реализует проекты и обеспечивает доступ к экологичному голубому топливу лишь в нескольких жилмассивах города. Правительство и мэрия разработали генеральную схему газоснабжения и газификации страны, согласно которой все поселения будут поэтапно подключены к природному газу.

 

Согласно прогнозу, к 2030 году уровень газификации вырастет до 60%. Депутатский корпус хорошо понимает существующую проблему, в своих выступлениях народные избранники часто поднимают вопрос о решении проблемы смога в Бишкеке, газификации ТЭЦ-2, выделении Кабмином средств для газификации жилмассивов. Представители «Газпром Кыргызстан» высказываются о снижении объёмов потребления угля населением Бишкека в последние годы. Чтобы оценить финансовую сторону вопроса, можно добавить, что перевод одной котельной на газ стоит от 5 до 10 млн. сомов

 

Вспоминаются слова экс-мэра Бишкека А. Ибраимова: «Когда вы перестанете ходить в целлофановых пакетах по слякоти, а в туалет на улицу, вот тогда и жилмассив станет городом». К этим словам следует добавить: «И если будете отапливаться газом, вот тогда уже точно станете городом».

 

Нашумевшее исследование ЮНИСЕФ «Воздействие загрязнения воздуха на здоровье и социальные аспекты жизни женщин и детей в Бишкеке» дало почву для серьёзных размышлений. Согласно его результатам, с 1 июля 2021 года по 30 июня 2022-го воздействие смога привело к 112 смертельным случаям.

 

Представительство Детского фонда ООН в Кыргызстане опубликовало разъяснение метода оценки влияния загрязнённого воздуха в Бишкеке на здоровье людей. Эти данные прокомментировали в Минздраве. Его представители считают их оценочными. Как бы то ни было, но тревожная весточка уже прилетела, независимо от того, сомневаемся мы в ней или нет. В ЮНИСЕФ объяснили, что цифра в 112 смертей — это предположительные расчёты за указанный период как результат воздействия загрязнения воздуха частицами РМ 2.5. Как раз основная доля преждевременных смертей от загрязнённого воздуха приходится на твёрдые частицы размером в 2,5-10 микрометров (PM2.5, PM10).

 

«Методы расчёта ЮНИСЕФ основаны на официальных подходах, которые применяются для оценки показателя бремени заболеваемости такими организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Институт по измерению показателей здоровья и оценки состояния здоровья (IHME) при проведении оценки глобального бремени болезней», — говорится в релизе организации. Глобальное бремя болезней — это группа показателей, характеризующих смертность и инвалидность от основных заболеваний, травм и факторов риска. «Каждый год эти подходы систематически используются для оценки бремени уровня заболеваемости от воздействия твёрдых частиц для всех стран, включая Кыргызстан.

 

 

Автор: -

Дата публикации: 15:54, 09-12-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова