ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Человек, остановивший мгновенье


Мазки резкие, палитра светлая, тона сдержанные… На холстах — реки, горы, озёра и люди. Простые труженики, сельчане, коих нетрудно встретить в кыргызской глубинке. Полотна все разные, но каждое из них переносит зрителя из морозной зимы в столь тёплое и яркое лето.

 

 

В Музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева в эти дни проходит юбилейная выставка Сапара Торобекова. Народному художнику КР — 80! По этому случаю 84 избранные работы украсили стены выставочного зала. День открытия экспозиции наглядно показал, как творчество юбиляра связывает сразу несколько поколений. Среди почитателей его работ и последователей — молодёжь, люди среднего возраста и почтенные аксакалы.

 

Пришедший его поддержать коллега, народный художник КР Алексей Каменский не скупился на эпитеты: «Профессионал, получивший хорошую подготовку в Москве, стал прямым наследником наших замечательных мастеров не только мирового и советского искусства, но прежде всего кыргызского. Сапар — художник реалистического плана. И это удивительно, потому что в наш сложный век оставаться художником-реалистом не так уж просто. Сегодня, когда меняются течения, отношение к искусству, когда само время меняется, оставаться консерватором (в хорошем смысле слова) очень непросто. Только настоящий мастер-реалист может так относиться к природе, человеку, своей стране, как это делает Сапар Торобеков. Он остаётся примером и стимулом не только для учеников, но и для нас, ровесников. Как правило, на юбилеях принято говорить только тёплые речи, сегодня это делается легко».

 

Заслуженный деятель культуры, художник Жылдызбек Молдокматов дал свою оценку виновнику торжества: «Думаю, посмотрев эту выставку, многих посетит ощущение, что жизнь прекрасна и не стоит останавливаться, надо продолжать творить».

 

Ещё одна радостная новость: вскоре вернётся помощник Сапара Торобековича, его преемник — сын Актан, который оканчивает обучение в художественной академии имени Штиглица в Питере.

 

Кстати, о преемниках. Председатель Союза художников КР Жакшыбек Жунушев охарактеризовал своего наставника как трудягу, продолжающего кыргызскую школу живописи, раскрывшего многих отечественных мастеров. «Будучи моим преподавателем, он был строгим, всегда заставлял выходить на пленэр и писать, писать… Оттачивать мастерство в прямом общении с природой. Во время учёбы он говорил: «Мы передаём то, чему научились сами». Подсказывал нам, молодым, как менять тона, какую палитру лучше подобрать. Когда страна перешла на рыночные рельсы, он был первым, кто объяснил, как продавать картины. В то трудное время это было очень важно для начинающих живописцев. Обычно художник закрывается в своём мирке, он же всегда открыт для общения и помощи. Его наставничество послужило трамплином для многих художников».

 

Названия картин мэтра говорят сами за себя: «Вечер на джайлоо», «На окраине села Тон», «У Красной горы», «Вечер. Летний сад», «Иссык-Куль»… Вот здесь крестьяне бредут по полю, тут девушки погружены в труды праведные, там седовласый старец присел на завалинке…

 

Сапар Торобекович не чужд экспериментов: его натюрморты выглядят не менее выразительно. Даются ему и тематические картины. Известный меценат и общественный деятель Аскар Салымбеков поделился историей: «Мой отец после войны работал кузнецом. Я попросил Сапара байке запечатлеть моего отца за работой, и он написал его так, будто сам много лет бок о бок работал с ним в кузнице. Настолько реалистично он передал его характер — диву даёшься!».

 

Но всё же его конёк — пейзаж. А как он выбирает натуру, мастер поведал сам.

 

— В основном, я гуляю по улицам города, и если увижу что-то красивое, сразу же хочу написать. Французский живописец Моне каждый день в течение многих месяцев приходил к собору и лицезрел одну и ту же сторону храма. Люди не понимали, зачем он это делает. Оказывается, он наблюдал, как меняется освещение, как ложатся тени в течение времени. Я так же поступаю. И если что-то запало в душу, всю ночь не сплю, и покуда не осмыслю увиденное и не напишу это, не могу успокоиться. Впрочем, это меня отнюдь не тяготит. Я не устаю от творчества, это моя жизнь, — признаётся Сапар Торобекович.

 

По его словам, он неустанно пишет аж с 1967 года! Ни дня не проходит без работы. Даже если картина не получается, он должен её дописать, довести до логического завершения, сделав последний штрих. Вот такая борьба с холстом. В дополнение к сказанному он уверяет: мог бы ещё четыре подобных зала заполнить своими картинами.

 

Родился творец 20 октября 1942 года в селе Бириккен Ивановского района. Окончил Фрунзенское художественное училище, Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, мастерскую А. М. Грицая. С 1969 года — преподаватель КГХУ им. С. Чуйкова. Участник многочисленных выставок. Член Союза художников Кыргызстана.

 

В художественной и кинематографической среде есть такое понятие — «уходящая натура». Оно применяется, когда необходимо запечатлеть природу, либо объект в его текущем состоянии: листва опадает, снег тает, и важно выхватить именно это мгновенье, иначе будет поздно. Так же и с нашим героем и его поколением — необходимо брать у ветеранов кисти и красок по возможности больше, с нескрываемой и непорицаемой жадностью: их опыт, мастерство, а главное, умение узреть красоту жизни даже там, где другие видят серость и пустоту…

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото Александра
ФЁДОРОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:50, 27-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова