Красная дата зелёных фуражек

Красная дата  зелёных фуражек

В ряде стран СНГ 28 мая – особая дата: в России, Беларуси, Таджикистане и Кыргызстане отмечают День пограничника. В этом году наша республика ещё и празднует юбилей, 25 лет погранвойскам КР. Именно 28 мая считается днём становления Пограничной службы нашей страны.

 

 

Изюминкой торжественной части становится принятие присяги. Молодые солдаты и ветераны собираются вместе: одни, чтобы официально заступить на боевое дежурство на заставах, другие – поздравить их и благословить на ратные подвиги.

 

“Я бы назвал саму границу на Тянь-Шане памятником пограничной славы, созданным из знаменательных дат, событий, имен”, – сказал как-то в личной беседе известный военный историк, публицист, кандидат исторических наук Леонид Сумароков.

 

Автор множества научных работ, великолепный знаток истории отечественной погранслужбы, он поможет нам совершить небольшой экскурс в прошлое и хоть чуточку представить, с какими муками Советской Киргизии, вместе с другими республиками СССР, удалось отстоять право на государственность и не утонуть в криминальном произволе. Из трудов Леонида Ивановича можно почерпнуть много интересного, хотя обо всем и не расскажешь…

 

Боевая летучка

В целом, становление пограничной охраны республики основывалось на опыте царской России. Для борьбы с контрабандистами в предреволюционный период русские таможенники создавали летучие отряды, прообразы манёвренных групп, для противодействия басмачам и нарушителям, возникших уже позже, в советское время.

 

Пограничникам на китайском участке приходилось несладко. Обстановка в Китае, да и в целом в приграничье, была неспокойной. Случались и боевые столкновения с нарушителями, беспокойство доставляли дезертиры, банды, промышлявшие грабежами, при преследовании они пытались скрыться за границей.

 

В 1897 году управляющий Пржевальским таможенным участком инициировал образование в Нарынском районе летучего отряда для борьбы с контрабандистами, которые облюбовали нелегальные тропы для провоза товара рядом с озерами Чатыр-Куль и Сон-Куль. Русская таможенная стража, начиная с 1889 года, при военной поддержке пограничных казачьих отрядов, осуществляла надзор за границей с Китаем в пределах Семиреченской области. С подачи таможенников здесь возник боевой отряд. Несмотря на малочисленность, ему удавалось с успехом противостоять контрабандистам. Однажды стражники задержали на Акбеитском посту целый караван из Кашгара в 33 лошади. Нелегалы пытались провезти около 2400 килограммов наркотиков. В первые годы советской власти опыт летучих бригад использовался в Туркестане для борьбы с небольшими шайками басмачей. Командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе в своем приказе в мае 1920 года поставил задачу: подобные отряды формировать из местных жителей, изъявивших желание и заслуживающих доверия. Полевые войска применялись для активных операций против значительных сил противника.

 

Герои с “Джууки”

 

В ноябре 1924 года начальник заставы “Джуука” Алексей Милюков, вместе с группой подчиненных Белоножко, Агеевым, Гришкевичем, Забудченко и Должниковым, отправились на рекогносцировку местности в район перевала Барскоон. Через несколько дней дозор наткнулся на крупную шайку контрабандистов, полсотни человек, провозившую опиум на 60 лошадях. Преступники сдались без боя, решив не оказывать сопротивления. Их удалось без особых проблем связать. Однако, когда устроили привал, плененные освободились от пут и напали на пограничников. Завязалась схватка, в результате которой Белоножко, Агеев, Гришкевич были убиты. Контрабандисты же, лишившись шестерых членов шайки, забрав наркотики, ушли за границу.

 

Кстати, в 29-м заставу “Джуука” посетил академик Николай Вавилов, который следовал из китайской экспедиции. Ученый говорил с командованием Каракольской комендатуры о проблемах борьбы с наркотиками и опиумной контрабанды. По историческим данным, к тому времени уже появились ощутимые результаты в установке заслона наркоэкспансии, в чем заметную роль сыграли наши пограничники. В том числе и дозорные с заставы “Джуука”.

 

 

Спасти рядового беженца

 

Если копнуть глубже, можно найти немало знаковых событий. К примеру, лютой зимой 130 лет назад на перевале Терек-Даван Ошского уезда русские погранцы организовали массовый прием беженцев из Кашгара. Руководил всем лично уездный начальник – майор Михаил Ионов (впоследствии семиреченский губернатор, руководитель памирских походов). Замерзших, голодных людей отогревали, оказывали медпомощь и на лошадях отправляли в Ош. Этот пример описывается историками как один из первых случаев приема беженцев на приграничье.

 

 

Клин клином

 

Развитие опиумной контрабанды в Прииссыккулье, сопровождавшейся вооруженной охраной, в 1926 году вынудило пограничное руководство ОГПУ в Средней Азии, в ущерб охране границы с Афганистаном и Персией, усилить отдельный каракольский отряд на 25 сабель. Новая волна басмачества, поднявшаяся весной следующего года, привела к внесению корректив в организационную структуру погранчастей. Так, в начале 1928 года командование ввело в штат Ошской комендатуры маневренную группу из двух взводов по обучению младшего состава для других комендатур. Такие группы в 20-30-х годах получили активное применение в борьбе с басмачами, которая носила трансграничный характер. Этот период отличается ожесточенными схватками, чудесами храбрости и героизма. Со временем маневренные подразделения оснащались все новыми видами вооружения. Теперь верный боевой конь постепенно уступал место бронетанковой технике, разительно повысившей возможности подразделений и их огневую мощь. Конечно, это не могло не повлиять на степень защиты рубежей от нежелательных элементов.

 

В сентябре 42-го проводились войсковые операции по уничтожению банды, действовавшей неподалеку от Гульчи. Бандиты напали на топографический отряд в селе Уч-Куль, убили красноармейца. Они хотели захватить власть в регионе, но им не позволили этого сделать. В 1943-м был создан пограничный округ на территории Киргизской ССР. В годы войны это позволяло обеспечить оперативность в руководстве погранотрядами по республике.

 

 

Сила народная

 

В 20-х годах к охране рубежей стало подключаться население. Люди помогали в ориентировке на местности, делились информацией, а некоторые формировали добровольческие отряды. Несколько примеров. Подобный отряд “горной обороны” был создан в Гульче во главе с Кадырбеком Камчибековым. За активное содействие в ликвидации басмаческих банд, орудоваваших на Алае и Памире, он получил орден Красного Знамени.

 

Добровольцы под командованием Сагындыка Тороханова стали мощной поддержкой заставе “Кызыл-Джар”, вместе с бойцами заставы сдерживали многочисленные попытки прорыва бандформирований сквозь кордон.

 

В одном историческом документе добровольный помощник Кутан Торгоев был представлен как “лучший наш проводник”. В бумаге говорится о том, что Торгоев получил ранение в область сердца, однако выдержал четырехдневный поход, чему способствовали огромные внимание и забота дозорных. В послевоенные годы пример бдительности показала жительница села Нура Турсун Муратова. Однажды в ее дверь постучал путник и попросил помощи. Хозяйка гостя накормила, дала продуктов на дорогу, обещала помочь страннику. Однако в разговоре она почувствовала что-то неладное: незнакомец явно не в ладах с законом. Когда они направились в сторону Сары-Таша, проводница свернула на заставу “Иркештам”, где спутник был задержан. Подозрения сельчанки оказались не напрасны…

 

Добровольное народное движение получило в республике массовое распространение в 60-х. Тогда военные и простые граждане стали более доверительно относиться друг к другу, понимая, что охрана рубежей, а равно спокойствие в отечестве – дело общее. За активную поддержку в те годы медалями “За отличие в охране государственной границы” были награждены два десятка гражданских. Но это лишь те, кого представили к наградам за особые заслуги. А сколько было таких, кто в суровые годы не остался в стороне, вносил свой посильный вклад в защиту Родины, понимая при этом, что на страже границ страны Ала-Тоо должны стоять не только люди в зеленых фуражках. Хотя именно они и находятся на передовой…

 

В общем, есть у нас славные страницы в летописи пограничной службы. Образцами для подражания в свое время стали офицеры Матвей Кузьмич Меркулов и Алексей Иванович Баксов. Они несли вахту на киргизско-китайском участке советской границы, а в годы Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза. Меркулов в 1938 году начинал службу красноармейцем в Каракольской пограничной комендатуре, а Баксов в начале тридцатых командовал заставой в Алай-Гульчинской.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.

 

Поделиться: