Глаза Каракола

Станем второй футбольной Бразилией?

Молодёжь Каракола сохраняет историю своего родного города. Ребята из молодёжной волонтёрской группы “Лидерство” активно привлекают к этому процессу сверстников.

 

Конечно же, молодые люди не ставят перед собой цель отреставрировать что-нибудь грандиозное. Этим займутся специалисты, а вот более мелкие объекты, до которых у властей не доходят руки, ребята готовы привести в порядок.

 

– Здесь сразу несколько плюсов, – утверждает руководитель организации Анастасия Стыценко. – В первую очередь мы вовлекаем в наши проекты школьников старших классов и студентов. Работа по приведению памятников истории в порядок прежде всего расширит их кругозор. Они узнают много нового о городе, в котором живут. И второе – сами ребята почувствуют свою значимость, и у них появятся благородные цели в жизни.

 

Участница группы Ольга Забияко воплощает в жизнь необычный проект – “Глаза Каракола”. Ольга фотографирует ставни на окнах. Многие из нас их видели, но мало кто считает их культурным наследием.

 

– Перед тем как приступить к работе, я долго изучала историю ставен вообще, – рассказала Ольга Забияко. – Если у европейцев ставни выполняли чисто функциональную роль, то в славянском мире дела обстояли иначе. Конечно, в первую очередь так защищались от нежелательных гостей. Иногда ставни даже заколачивали гвоздями, когда приходилось надолго оставлять дом без присмотра. Помимо этого, деревянные затворки закрывали на ночь “от посторонних глаз”. Тогда ведь не было стёкол или жалюзи. Считалось дурным знаком, если семья вечером оставалась на виду и за ней могли наблюдать. Также ставни как бы защищали от злых духов. Окно в доме было неким звеном, связывающим людей с Богом и миром мёртвых. Именно поэтому окну и его оформлению придавали большое сакральное значение.

 

В Караколе в старину проживало много русских переселенцев. Они стали обустраивать свои дома в привычном для них стиле. Ставни на окнах делали обязательно. Их изготовление – это особое ремесло, а мастера создавали уникальный дизайн для каждого дома. Эти люди обладали большим опытом и талантом, они могли создавать красивые и украшенные деревянные ставни, которые отличались своими узорами и орнаментами. Это можно назвать историческим языком. Учитывались архитектурные особенности дома, его стиль и вкусы хозяев. Для выполнения рисунка на ставнях использовали различные техники резьбы по дереву и декоративные элементы, чтобы каждая ставня стала уникальной и привлекала взгляды прохожих. И, заметьте, ни одной похожей пары!

 

По словам Ольги, существует много легенд о ставнях. Одна из них рассказывает, как однажды в старину в одном из городов появились странные ставни на окнах домов. Их изготовили из древнего дерева, которое покрывала таинственная резьба. Местные жители говорили, что ставни созданы мастером-резчиком, о нём ходили самые невероятные легенды.

 

По ночам у ставней начинали происходить странные вещи: они скрипели, словно живые, и иногда ночью открывались сами по себе. Некоторые даже утверждали, что из-за ставней иногда доносились загадочные пения и шёпот. Жители города волновались и обсуждали, что делать с этими загадочными ставнями. Некоторые боялись, что это проклятие, другие считали, что, наоборот, они приносят удачу и благополучие.

 

Однажды в тёмное время суток к дому, в котором находилась самая загадочная пара ставней, пришёл странный старец. Он пристально посмотрел на них, провёл по ним рукой и прошептал несколько загадочных слов. С тех пор ставни перестали скрипеть и открываться ночью, а воздух вокруг дома наполнился магическими благовониями.

 

С тех пор жители города поняли, что ставни на окнах домов несут в себе нечто большее, чем просто защиту от солнца и непрошеных гостей. Они стали считаться символом тайны, магии и сокровенных секретов старинного города.

 

– Помню, когда дед или бабка вечером в своём доме ставни ходили закрывать, – рассказал бывший житель Каракола Андрей Силенко, – спрашивал, зачем они это делают? Суть ответов сводилась к тому, что нечистая сила из темноты не могла в глаза внутри находящимся посмотреть, душу зацепить, сглазить то есть. Ставни – значение “останавливающие”.

 

Мастера придерживались смысловой нагрузки каждого завитка, хотя в народе всегда процветали суеверия. Разнообразие украшений на наличниках объяснялось проще: в багаже у каждого резчика был индивидуальный запас орнаментов, который передавался от отца сыну или внуку от прадеда. Богатые купцы могли оплатить услуги более умелого мастера, те, кто беднее, делали рисунок попроще. Но если несколько веков назад каждая фигура что-то означала, значит, по окнам можно прочитать посыл каждого дома. Для этого достаточно вооружиться энциклопедией древних символов.

 

Квадрат у русских мастеров считался древнейшим земледельческим знаком. Чем больше их было на наличнике, тем больше земельных наделов судьба готовила для хозяина. Выемка внутрь фигуры сообщала, что перед нами не просто земля, а поля, засеянные хлебом.

 

Вторая жизненно важная стихия – вода. На резных оберегах её изображали в виде волнистых или зигзагообразных линий. Квадратики вырезали вплотную с волнами. Не иначе как для плодородия! Мастера-резчики верили, что урожайность можно повысить, если украсить наличник ажурной лентой с резными дугами – “хлябями небесными”.

 

Для привлечения любви в жильё мастера вкрапляли резные сердца – символы человеческой привязанности. На доске-филёнке, что ниже пояска, отчётливо просматривается треугольная звезда – почти забытый сакральный символ, который способен одарить её владельца властью, могуществом и необычайной популярностью.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото Ольги ЗАБИЯКО.

Поделиться: