Код Ислама. Или протест против обыденности.

Ископаемый  элемент

На картины Ислама Доорова нужно смотреть долго и внимательно. В каждой из них зашифровано чувство художника к действительности. Это протест против обыденности. Вызов заросшему паутиной посредственности обществу. Это толчок или, скорее, пинок повседневной рутинной жизни.

 

 

Поймут не все. Но те, кто это сделает, познает нутро художника. А с виду-то – обычный мальчишка, коих тысячи на улицах города.

 

Это вторая персональная выставка Ислама. Многие спрашивают, почему именно в Доме Художника? Здесь проводили свои выставки Чуйков, Образцов, то есть все те, кто был у истоков основания Союза Художников.

 

– Выставка создавалась достаточно спонтанно. Почему такая? Почти у каждого человека есть дом или квартира, где быт, семья, традиции. А есть дача или мастерская живописца, где он делает, что захочет. Моя персональная выставка посвящена другой части жизни, той, которая видна не всем, – делится Ислам Дооров.

 

По словам художника, зритель всегда видит больше, чем сам мастер. Причём каждый интерпретирует образ по-своему. Лично мне особенно запечатлелась в памяти картина Ислама “Смертельный танец”. Где языки пламени медленно поглощают обнажённое тело совсем молодого человека. Он всё ещё наслаждается, но смертельный огненный образ уже овладевает им. Хотя есть шанс, да шанс! Он ничтожен, но если ухватиться и проявить недюжинную силу воли, то можно выскользнуть из этих цепких лап бездны и погибели. Я бы показывала эту картину наркозависимым. Может, взглянув, на так схожий с ними образ парня, они бы поняли, что жизнь прекрасна, как бы мы её не портили.

 

А вот картина молодого человека, сдаивающего с груди молоко в стакан, вызвала протест и отчуждение. Может, кому-то она и покажется интересной, мне же захотелось уйти от неё подальше. В любом случае, произведения художника должны вызывать чувства у зрителя. И это на сто процентов удалось Исламу. Он объяснил сюжет так:

 

– Моя жена кормила дочку грудью, и это было настолько необычно, что я интерпретировал образ на себя, как кормильца. Есть продолжение. Вон та картина “Семейный ужин” – это часть экспозиции. То есть семья пьёт молоко из стопок. Я хотел показать наши пороки. Ведь семья – она прекрасна и счастлива ровно до того момента, пока не появляется порочное пристрастие. А дальше любая ячейка общества может дать трещину. Очень важно суметь спасти её от этого.

 

Как-то один коллега Ислама, побывав в Европе, сказал, что местное искусство отстаёт от Старого Света на 100 лет. Ислам ответил, что, скорее всего, на тысячу. Но, позвольте не согласиться. Тысячу лет назад живопись была как раз на высоте.

 

Ещё Ислам считает, что мы последнее поколение художников, а дальше будет пустота. Или апокалипсис. И творческим людям нужно уходить в него красиво, без суеты. Он думает, что нового уже не будет, и всё уже создано миллион раз.

 

– Наши предшественники дали нам много инструментов, из которых мы можем сложить хороший пазл, новое изображение. Мои лучшие картины создаются в голове. И не всегда удаётся воплотить свои мысли на холсте, – рассуждает художник.

 

У Ислама есть картины, где изображены кошки. Он их боится, считает таинственными животными. На его холстах это не мимимишные мягкие и ласковые котики, а агрессивные звери, готовые к драке.

 

Супруга Ислама не всегда разделяет его творчество. И по его признанию, часто критикует. А он становится только сильнее, матереет под её критикой и, порой, жёсткими словами.

 

Ислам вспоминает ранее детство, когда он, лёжа в кровати, взглядом двигал предметы. Он был уверен, что они поддаются под его проницаемым взглядом, повинуются ему. А может, просто так казалось? Но было реалистично. Отец рассказывал сказки Исламу, а он видел их сюжеты на столе, на стенах, на потолке. Он рисовал их глазами и мыслями.

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.

Поделиться: