Бизнес-план для леди Макбет

Ископаемый  элемент

В нашей стране прошёл Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров (ВФТМ). В течение пяти дней художественные руководители и директора театров стран СНГ делились друг с другом опытом использования в постановках новых технологий, обсуждали будущие совместные проекты, искали возможности, как не просто привлечь зрителя, а сделать так, чтобы он стал заядлым театралом.

 

 

БИЛЕТ В ПАРТЕР

 

То, что подобный форум прошёл в Бишкеке, большая удача для местных театров. Ведь ВФТМ – главная отраслевая конференция и образовательный проект для театральных менеджеров. В рамках фестиваля обсуждаются актуальные вопросы театрального дела, рассматриваются самые современные продюсерские практики и устанавливаются новые профессиональные связи.

 

В России этот фестиваль проходит с 2019 года. География его обширна. Можно сказать, от Москвы до самых до окраин. Причём в буквальном смысле. Уже в июле ВФТМ состоится во Владивостоке.

 

Форум часто проходил в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Армении и других странах. У нас это мероприятие проводится во второй раз. Впервые театральные менеджеры собрались на земле Манаса в Таласе.

 

В зале Государственного исторического музея, где проходил фестиваль, собрались служители театров из семи стран, объединенные одной целью – сделать театр лучше. Задача не из легких. К сожалению, сегодня конкуренцию высокому искусству составляют короткие видеоролики, размещенные в соцсетях. Зачем наряжаться и идти куда-то, когда можно плюхнуться на диван и листать смартфон, изредка останавливая взгляд на приглянувшемся видео. С кино проще. Экшен на экране может привлечь внимание зрителя. Под хруст попкорна фильм вполне можно посмотреть в кинотеатре. Хотя бы один раз.

 

Театр – искусство иного рода. Сюда с попкорном не придёшь. Здесь между зрителем и тем, что происходит на сцене, нет никаких барьеров (киноэкрана, например). И актёр должен выложиться на все сто, чтобы донести до публики то, что задумал режиссёр-постановщик или автор произведения, по которому ставится спектакль. Как же сделать так, чтобы люди вновь поверили, что театр остался храмом искусства, и приходили в него не просто культурно пообщаться, а чтобы унести с собой частичку того, что изменит жизнь к лучшему?

 

По традиции приветствие участникам прислали министры культуры России и Кыргызстана Ольга Любимова и Алтынбек Максутов. Активное участие в подготовке ВФТМ принимало “Россотрудничество”.

 

ШЕКСПИР В 21 ВЕКЕ

 

Несколько лет назад наши театры начали сотрудничать с российскими театральными вузами. Одним из первых, кто начал в Кыргызстане реализовывать целую серию проектов, – Российский институт театрального искусства ГИТИС. В 2022 году, во главе с ректором Григорием Заславским, к нам прибыл целый десант театральных спецов. Они проводили занятия по сценической речи и движению, актерскому мастерству и другим дисциплинам. Позже в республику приезжали как молодые, так и именитые режиссёры, которые ставили спектакли с участием отечественных артистов. Кроме этого, специалисты ГИТИСа представили уникальную образовательную программу – продюсерскую лабораторию. Во время её работы руководителей местных культурных учреждений и режиссёров знакомили с основами современного маркетинга и менеджмента, а также секретными приёмами продюсерского мастерства.

 

– У театральных менеджеров есть несколько особенностей – море энтузиазма, горящие глаза и искренняя любовь к театру, что позволяет находить партнёров, спонсоров, чтобы тот или иной спектакль мог жить и дальше развиваться, – пояснила руководитель отдела по связям с общественностью ГИТИС Екатерина Архипенкова. – Мы ещё в 2019 году запустили программу постановок в русских театрах за рубежом творческими командами наших выпускников. Должна сказать, что проект развивается с невероятной силой. Спектакли проходили в Армении, Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане и других странах. Мы командируем туда режиссеров, художников-постановщиков, художников по костюмам и других специалистов. Они помогают местным театрам в организации той или иной постановки. Радует то, что после отъезда наших групп, спектакль живет дальше. Спустя четыре года не только русские театры за рубежом, но и национальные заинтересовались нашим проектом. ГИТИС, как оператор творческих идей и поставщик высококвалифицированных кадров русской театральной школы режиссёров, балетмейстеров и других специальностей, направляет своих выпускников в российские регионы и страны СНГ.

 

Место же, где такие идеи зарождаются, – наш продюсерский факультет. Недавно на сцене Государственного театра молодежи и юных зрителей имени Бакен Кыдыкеевой прошла премьера спектакля “Король Лир”. Его инициатором был наш выпускник, народный артист Кыргызстана Турусбек Жумалиев, сыгравший главную роль. Он приехал в ГИТИС, встретился с ректором и сказал, что у него есть вот такая мечта, чтобы студенты нашего института поставили в Кыргызстане спектакль по произведениям Шекспира, в котором сам Турусбек сыграл бы главную роль. Постановку создали при участии попечительского совета ГИТИСа и Фонда поддержки и развития театрального образования. В творческую команду вошли студенты ГИТИСа, режиссёр Андрей Хисамиев, сценограф Елизавета Ермакова и магистрантка художник по свету Нанна Шех. Тогда Турусбек Жумалиев смог создать на сцене свою собственную интерпретацию известного образа, внутренний конфликт которого считается движущей силой пьесы и спектакля.

 

По словам Екатерины Архипенковой, в этом году будет продолжена практика Летней школы ГИТИСа на Иссык-Куле. Подготовка к ней идет полным ходом. В ней примут участие студенты из Казахстана, России, Кыргызстана, а также, возможно, приедут ребята из Венгрии и Германии.

 

Интересное решение продвижения театров предложил проректор по творческой деятельности, молодежной политике и воспитательной работе Театрального института имени Б. Щукина Андрей Беликов. Он считает, что важно уделить внимание развитию школьных театров. Во-первых, это поможет в формировании национального самосознания, во-вторых, повысит уровень образования абитуриентов и, в-третьих, увеличит интерес к театру и культуре в целом. Для этого в знаменитой “Щуке” разработали программу подготовки школьных наставников творческих коллективов.

 

– Если же ребёнок мечтает играть в театре, то никто не вправе его в этом ограничивать, – считает Андрей Беликов. – Задача руководителя найти для мальчишки или девчонки ту роль, которую он хочет исполнить. Касательно обучения в нашем институте, то должен сказать, что это нечто больше и шире, нежели получение знаний и диплома. У нас огромное значение имеет воспитание, и нам повезло, так как в своё время Евгений Вахтангов заложил принципы студийности. Помимо того, что наши ребята проходят специальные дисциплины, в учебный план входит множество дат и событий, отмечая которые, студенты сближаются, что помогает в формировании их личности.

 

Остановился Андрей Беликов и на особенностях обучения в театральных вузах. У каждого института они свои, и поэтому при поступлении абитуриенту не мешает ознакомиться с историей учебного заведения, узнать о выпускниках, как сложилась их творческая карьера.

 

РЕЖИССЁР ДЛЯ “ДЕМОНА”

 

Появление в зале, где проходит фестиваль, художественного руководителя студии Soun Drama и руководителя Центра драматургии и режиссуры Владимира Панкова внесло оживление. Сам же гость признался, что к театральному менеджменту он имеет весьма отдалённое отношение. Его епархия – творческий процесс. Однако раз судьба ему подарила случай побывать, как он выразился, “в родном Кыргызстане”, то такую возможность он упускать не стал.

 

Владимир Панков – первый из руководителей курса ГИТИСа, кто начал работать со студентами из нашей республики.

 

– Сначала это был русско-кыргызский курс, но я настоял, чтобы его переименовали в кыргызско-русский, – вспоминал Владимир Панков. – Для нас это было важно и принципиально, что ребята учатся вместе. Конечно, мы можем сейчас говорить о каких-то достижениях, что-то получается, что-то нет, но в первую очередь чему они учатся, – уважать друг друга, а также традиции. Сама по себе актёрская профессия – это лотерея. Одному везёт, и он становится звездой, у другого всё складывается иначе. Я бы хотел сказать тем, кто выбрали для себя актерскую стезю, не обольщайтесь. Поступить в институт и отучиться – это только начало. Самое главное, не успокаивайтесь, рефлексируйте, смейтесь, плачьте, а дальше – как бог даст.

 

Напомним, в 2016 году Владимир Панков поставил на сцене Государственного театра русской драмы им.Ч.Айтматова спектакль “Демон”, который через год стал участником XIII Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова и VII Международного форума театрального искусства “TEART”. В ноябре 2017 года эту работу включили в лонг-лист Российской национальной театральной премии “Золотая маска” как один из заметных спектаклей сезона 2016-2017 годов. Таким образом, впервые в истории страны постановка из Кыргызстана смогла побороться за самую престижную театральную премии России.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото автора.

Поделиться: