Почти месяц (с 5 сентября по сей день) героем публикаций и дебатов в Жогорку Кенеше пребывал б. президент Аскар Акаев.
Бывший президент направил в Жогорку Кенеш письмо с просьбой вернуть ему статус экс-президента, аргументируя это тем, что был незаконно лишён его. Акаева, потерявшего власть после народных волнений в 2005 году, лишили неприкосновенности в 2010 году декретом временного правительства, пришедшего к власти после свержения второго президента — Курманбека Бакиева.
(Аскар Акаев во время народных волнений в марте 2005 года бежал в Москву. Парламентская комиссия в составе пяти членов провела с ним переговоры в посольстве Кыргызстана в России, после чего Акаев написал заявление об отставке, которое позже принял Жогорку Кенеш.)
Письмо Акаева поступило в комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша в начале сентября. Глава комитета Чолпон Султанбекова сказала, что сначала пройдут обсуждения с фракциями парламента, а после может быть сформирована специальная комиссия.
В ПРОСЬБЕ ОТКАЗАТЬ!
По данным СМИ, депутаты отказали Аскару Акаеву в образовании комиссии по рассмотрению возврата ему статуса экс-президента.
По словам Чолпон Султанбековой, комитет принял решение рекомендовать парламенту отказать в удовлетворении заявления Акаева о создании временной депутатской комиссии.
Спикер Нурлан Шакиев отметил, что считает это решение правильным, заметив: «Народ и история дадут данному решению оценку».
Депутат Дастан Бекешев обнародовал письмо Аскара Акаева, адресованное спикеру ЖК, в котором Акаев пишет, что временное правительство, издавшее декрет о лишении его статуса экс-президента, — нелегитимный орган, а Роза Отунбаева, подписывая декрет, нарушила закон и нормы Конституции. Бывший президент просил депутатов рассмотреть этот вопрос и отменить действие декрета.
Акаев утверждает, что, согласно Конституции, все бывшие президенты, кроме отрешённых от должности, имеют звание экс-президента Кыргызской Республики:
«В силу прямого действия Конституции я, Аскар Акаев, имею звание экс-президента, так как против меня не была применена процедура отрешения от должности, напротив, я добровольно сложил с себя полномочия. Таким образом, если не было отрешения от должности (импичмент), то в силу прямого действия Конституции бывший президент имеет звание экс-президента. Закон «О гарантиях деятельности президента Кыргызской Республики», действующий на момент принятия декрета, не предусматривал процедуры лишения статуса экс-президента. Он закреплялся пожизненно. А согласно действующей редакции закона, процедура лишения статуса экс-президента возможна только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения, причём эти обвинения должны быть подтверждены заключением генерального прокурора. Решение Жогорку Кенеша должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
Выдвинутые в декрете временного правительства обвинения против меня безосновательны и грубо нарушают конституционные основы. Временное правительство, своим декретом узурпировав полномочия президента, Жогорку Кенеша, правительства, подмяло под себя и полномочия следователя, прокурора и суда, обвинив меня в тяжких преступлениях, нарушив тем самым и конституционный принцип презумпции невиновности. Все обвинения в совершении тяжких преступлений (узурпация власти, вина за аксыйскую трагедию, вопросы приграничного размежевания с Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан и др.), которые легли в обоснование декрета, не соответствуют действительности, а предъявление обвинений и доказательность моей вины со стороны временного правительства выходят за пределы правового поля.
Это компетенция правоохранительных органов и суда. Как известно, нет ни одного обвинительного приговора в отношении меня по указанным в декрете обвинениям. Прошу спикера образовать депутатскую комиссию для рассмотрения этого вопроса, отменить действие декрета временного правительства, а также восстановить меня в статусе экс-президента».
Зам. премьера Эдиль Байсалов, комментируя этот вопрос, заявил, что Акаев продолжает обладать этим статусом, поскольку в отношении него не была проведена процедура импичмента. А Президент Садыр Жапаров считает, что для Аскара Акаева важно остаться в истории страны экс-президентом, а материальные блага и привилегии, связанные с этим статусом, его не интересуют.
Аскар Акаев управлял страной с 1990 по 2005 год, а 24 марта 2005-го в результате тюльпановой революции против семейной, авторитарной и коррупционной власти был свергнут. После этого покинул Кыргызстан и с тех пор живёт в России.
ПУСТЬ НАРОД РЕШАЕТ
Президент в интервью государственному информационному агентству «Кабар» рассказал, почему портрета Аскара Акаева не будет в «Ынтымак Ордо», а также о его ошибках.
По его словам, речь не о том, что Акаев не достоин того, чтобы его портрет был в галерее. Садыр Жапаров оценил вклад первого президента страны в становление Кыргызстана как очень большой:
«Именно Аскар Акаев стоит во главе многих хороших вещей, которые реализовали в стране. Но суть жизни такова: ты можешь 99 раз делать хорошие дела, но всего один раз ошибиться, и этого не простят.
Это не моё личное суждение, а оценка, которую дали большинство кыргызстанцев. Первое: он не смог проконтролировать программу приватизации. Чиновники, обладающие властью, разграбили имущество народа. Они разрушили работавшие заводы и фабрики и продали станки за границу.
Второе: при нём разрушено сельское хозяйство. Вины Акаева здесь нет — он не фермер, он учёный. В разрушении аграрного сектора можем винить некомпетентного министра-демагога. Руководить этой отраслью надо было ставить сильного министра, например, как покойный Жумгалбек Аманбаев. Аскар Акаев ошибался и в выборе кадров.
В-третьих, и это его основная ошибка — не нужно было доводить ситуацию в стране до того, чтобы его свергнул народ. Нужно было уходить после 10 лет правления.
Человеку присуще, если видеть одного и того же политика очень долго, уставание от него. Каким бы золотым человеком тот ни был, всё равно люди не хотят видеть одно и то же лицо. Поэтому во многих странах мира президентский срок ограничен одним сроком на 7 лет или двумя сроками по 4-5 лет. Это правило применяется неспроста. Оно введено, учитывая мировой опыт. Человек — слабое существо. Или власть настолько сладкая? Я не знаю.
Если бы Акаев не довёл страну до известной ситуации, когда народ вынудил его уйти с поста, возможно, его портрет украсил бы галерею выдающихся личностей и государственных деятелей в новом «Белом доме».
Депутаты Жогорку Кенеша отказали Акаеву в восстановлении статуса экс-президента. Поэтому надо усваивать уроки истории. Меньшинство должно считаться с большинством. Повторюсь, можно сделать 99 замечательных дел и только один раз ошибиться, и народ не простит вот эту одну ошибку. Да, хорошее быстро забывается, а плохое никогда. Мы будем стараться не допускать ошибок. Следует развивать и обновлять страну, и сами тоже будем это делать. Тогда народ оценит и начнёт уважать».
Ранее Садыр Жапаров отметил значительный вклад Апаса Джумагулова в развитие Кыргызстана, в частности на посту главы правительства, когда страна находилась в сложной ситуации, найдя выход из политического и экономического кризиса. Президент подчеркнул, что благодаря руководству Апаса Джумагулова, страна вышла на путь устойчивого развития. И портреты таких выдающихся личностей и государственных деятелей как Апас Джумагулов должны украшать стены государственных учреждений.
ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ И ДРУГОЙ «ПЕСАК»
Вспомним, какой стала республика после распада Союза. Заводы и фабрики раскурочили по знаменитой и разрушительной программе «ПЕСАК» ещё при Акаеве, именно при Акаеве, с которого все катавасии и начались. Заводы и фабрики уходили металлоломом в Китай. Оставался только инвестированный канадцами рудник «Кумтор». По соглашению 1992 года месторождением владели Кыргызстан (60 процентов) и «Камеко» (33 процента). Акаев, что называется, гордился таким раскладом и всё повторял, что в отношениях с канадцами участвует «один хитрый еврей», частый гость в Торонто. Как писало в 2016 году одно издание, Борис Бирштейн прибыл в Кыргызстан не для того, чтобы помочь стране, только что обретшей независимость. Создав частно-государственную корпорацию «Сиабеко — Кыргызстан», он с товарищами стал присматриваться к местным полезным ископаемым. В итоге кыргызское правительство под давлением этого «Сиабеко» и Акаева отдало канадской компании «Камеко» крупнейшее золотое месторождение «Кумтор» без проведения какого-либо тендера.
Дружба между Акаевым и Бирштейном вынудила правительство пойти на непопулярную меру. Третьего декабря 1992 года в Торонто составили генеральное соглашение по «Кумтору» между кыргызским Кабинетом министров и этой «Камеко», которая занималась добычей урана и была под угрозой закрытия, задолжав кредиторам 460 миллионов долларов. Но, к счастью для компании, при помощи Бирштейна в Кыргызстане обнаружили Клондайк.
Не будем упоминать здесь все перипетии с преемницей «Камеко» корпорацией «Центерра», которая вплоть до 2020 года, до очередной смены власти, «оттаптывалась» на «Кумторе». Ведь что такое это месторождение? Это 16-17 тонн золота в год. Это 10 процентов ВВП страны и 20 процентов объёма промышленности. Кыргызстан получил от месторождения с момента его запуска 4,4 млрд долларов, а «Центерра» — 11,5 млрд. За 24 года канадская компания вывезла из Кыргызстана 400 тонн золота.
Или, может, Аскар Акаев здесь ни при чём? Не знал, не видел, не просил? Сами дали? Эта, пожалуй, самая чудовищная акаевская ошибка (мягко говоря), приведшая к деребану республики. Но разве только этим запомнилось президентство этого человека?
Кроме «Кумтора» была ещё и программа «ПЕСАК». С полностью уничтоженной промышленностью, разграбленными и порезанными на металлолом уникальными станками и оборудованием.
Приватизация, когда целые отрасли перешли в руки «своих». Отец кыргызской коррупции — тоже он. Семейно-клановое правление тоже при нём. Особенно преуспел он со своей семейкой в рейдерстве.
Вспомнить несчастную «Вечёрку», вся «вина» которой — материальное благополучие, мозолившее глаза властей предержащих, и её относительная независимость. Отобрали собственность, а потом более полугода не могли решить, кому же её отдать: то ли сыну (скончавшемуся недавно), то ли зятю (удравшему в Казахстан после первой революции). Наконец и вовсе, пользуясь их терминологией, кинули второго акционера, подделав документы…
А аксыйцы? Как их забыть? Эти смерти, к которым Акаев отнёсся чрезвычайно равнодушно. Или объявивший голодовку и погибший Шерали Назаркулов. А Акаев даже бровью не повёл…
Незаконные самозахваты, вытаптывание пахотных угодий, переселение тысяч самозастройщиков. И так «по мелочи» весь этот беспредел. Не говоря об отданных территориях Китаю и Казахстану.
***
Когда-то Варлам Шаламов сказал, что никакого положительного опыта ГУЛАГа нет и быть не может. Весь лагерный опыт «целиком и полностью отрицательный». Такое человек вообще не должен видеть и знать. Но если уж пришлось это пережить, то надо рассказать всё до конца. Вот и мы рассказываем применительно к нашим палестинам: нет никаких добрых 99 дел этого человека и никакого одного процента отрицательного тоже нет. Это на все 100 процентов отрицательный опыт. Точка!
Геннадий КУЗЬМИН, Александр КИРЬЯНКО.
P.S. Безусловно, наш Президент старается найти консенсус в обществе, не допуская однобокости. Вот и в этом случае, по его словам, должен решать народ, а в его лице депутаты, избранные народом. И вердикт однозначный: отказать!
заместитель редактора газеты «Слово Кыргызстана»