Омбудсмены СНГ: защитить мигранта

В Санкт-Петербурге состоялось заседание Комиссии по правам человека СНГ, на котором уполномоченные по правам человека рассмотрели рекомендации нашего Института акыйкатчы (омбудсмена) КР по улучшению законодательства в области прав мигрантов.

Акыйкатчы Джамиля Джаманбаева представила коллегам аналитический сборник нормативных правовых актов стран СНГ, где прописаны права мигрантов.

Джаманбаева обратила внимание омбудсменов стран СНГ на важность прав мигрантов на пенсионное обеспечение:

“Социально-экономическое развитие государства зависит от многих факторов, одним из которых является налаженная система пенсионного обеспечения. Пенсионные системы имеют различные принципы построения, изменялись на протяжении времени под действием социальной, экономической и политической среды. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕАЭС регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором.

Анализ нормативных правовых актов в области прав мигрантов показывает основные тенденции сложностей, с которыми сталкиваются трудовые мигранты во время пребывания в другом государстве. В этой связи предлагаем рассмотреть возможность заключения договора о пенсионном обеспечении, согласно которому граждане государств-сторон, работающие на легальной основе и выплачивающие страховые взносы, имели бы возможность получать пенсии и пособия как на территории государств, гражданами которого являются, так и на территории государств пребывания.

Также омбудсмен отметила важность взаимодействия уполномоченных по правам человека стран СНГ по защите трудовых прав мигрантов – права на получение медицинской помощи, социальное страхование, образование.

Кроме этого, Джамиля Джаманбаева призвала омбудсменов стран СНГ совместными усилиями оказать поддержку жертвам, пострадавшим от торговли людьми:

“К сожалению, не во всех случаях пострадавшие обращаются с заявлением в полицию за защитой своих прав и законных интересов. В этой связи мы рекомендуем разработать механизм перенаправления жертв торговли людьми каждого государства”.

Также акыйкатчы обратила внимание на актуальность проблемы мигрантов касательно запрета на въезд в РФ за административные нарушения два и более раз в течение последних трёх лет.

Омбудсмены стран СНГ поблагодарили Джамилию Джаманбаеву за содержательный аналитический сборник по улучшению миграционного законодательства.

Также институты омбудсменов Кыргызстана, России, Казахстана, соответствующие госорганы Беларуси провели анализ миграционного законодательства, каждый своей страны.

В частности, Институт акыйкатчы провёл анализ нормативно-правовых актов, где прописаны права мигрантов. Кроме этого, провёл свод и обобщение аналитических материалов, представленных омбудсменами России, Казахстана и госорганов Беларуси.

По итогам свода и обобщения аналитических материалов акыйкатчы подготовил рекомендации омбудсменам стран СНГ.

В частности, рассмотреть возможность улучшения доступа к системе обязательного медицинского страхования членов семей трудящихся граждан государств ЕАЭС и увеличения возрастного ценза для прохождения обязательного медицинского освидетельствования несовершеннолетними с 6 до 14 лет.

Рекомендовать сторонам проработать вопрос заключения договора о пенсионном обеспечении, согласно которому граждане государств-сторон, работающие на легальной основе и выплачивающие страховые взносы, имели бы возможность получать пенсии и пособия как на территории государств, гражданами которого являются, так и на территории государств пребывания.

Рекомендовать казахстанской и кыргызской сторонам рассмотреть возможность заключения соглашения о взаимном признании и обмене национальных водительских удостоверений без необходимости пересдачи теоретического и практического экзаменов.

Рекомендовать сторонам разработать и принять механизм перенаправления жертв торговли людьми посредством чёткого описания функций и компетенций каждого государства, выделения достаточных финансовых ресурсов для совместной работы, наличия чётких процедур координации и взаимодействия и регулярного мониторинга исполнения.