Территория соблазна, заблуждений и недоразумений

Ископаемый  элемент

Напомним, ещё со времён советского периода прибрежная территория озера Иссык-Куль в 1972 году определена в качестве Всесоюзной здравницы. И тогда же по заданию правительства Киргизской ССР институтом ЦНИИЭП градостроительства (г. Москва) произведено районирование прибрежной территории озера Иссык-Куль. В этой работе в целях предотвращения экологического загрязнения акватории озера была определена двухкилометровая водоохранная (санитарно-защитная) зона прибрежной территории озера в связи с высокой степенью дренирования грунтовых вод в акваторию озера Иссык-Куль.

 

 

В целях защиты биоразнообразия Иссык-Кульской котловины постановлением правительства Кыргызской Республики № 623 от 25.09.1998 г. была образована биосфера “Иссык-Куль”, которую в 2001 г. включили во Всемирную сеть крупнейших биорезерватов мира под эгидой ЮНЭСКО. А уже 13 августа 2004 г. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в целях обеспечения цивилизованного подхода в освоении территории Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны принял Закон № 115 “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль”. Соответственно для указанных целей правительством Республики 2 октября 2007 г. также было принято постановление №445 “Об утверждении “Правил застройки, благоустройства, технической эксплуатации и содержания курортно-рекреационной территории Иссык-Кульской области”.

 

При этом для включения биорезервата “Иссык-Куль” в список Всемирного культурного наследия ЮНЭСКО потребовало выполнения двух необходимых условий: принять обязательства по охране территории биосферной зоны Иссык-Кульской котловины, построить очистные сооружения в целях исключения сброса бытовых отходов в акваторию озера.

 

Из содержания этих всех вышеприведённых документов явствовала главная суть общегосударственного значения: Иссык-Кульская область – не просто рядовая провинция среди прочих шести областей республики, а особый район Кыргызстана как обладательница всемирной “жемчужины” – озера Иссык-Куль, наличие которого в целом определяет известность республики в мировом масштабе в качестве её своеобразного бренда. И это очень важная констатация. Тем более что в недалёкой перспективе наличие двух аэропортов международного значения “Иссык-Куль” и “Каракол” и создание Восточного автотранспортного коридора между Чуйской и Ферганской долинами через территорию Иссык-Кульской котловины, в том числе и путём строительства железной дороги, выставляет Иссык-Кульскую котловину на передний край государственной политики по выведению Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны на международный уровень.
А пока, как следует из заголовка данной статьи, Иссык-Куль – это территория соблазна. На сегодняшний день в государстве отсутствует целевая программа выведения Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны на международный уровень.

 

Однако определённые спонтанные движения в этом направлении всё же возникают.

 

Схоластическая попытка по созданию полумиллионного экогородка Асмана на побережье озера Иссык-Куль, подогретая не то альтруизмом, не то авантюризмом, обнажила всю бездарность зачинателей этой затеи. В связи с этим ГПИ градостроительства и архитектуры по поручению Госстроя, изучив данный вопрос, разработал концепцию генерального плана города Асмана численностью населения в пределах 50 тысяч, с учётом включения села Черпыхты, который, видимо, не нашёл понимания у его реализаторов.

 

Аналогичная ситуация наблюдается вокруг парково-пляжной зоны озера Иссык-Куль. На самом деле данная территория в качестве объекта цивилизованного отдыха, имеющего надлежащее благоустройство как улица в городе со своим названием, например, Иссык-Кульский бульвар, в принципе не существует. Её надо проектировать, строить, сдавать в эксплуатацию и обслуживать, а не ограничиваться установкой биотуалетов и подсчитывать будущие доходы. Прежде всего парково-пляжная зона должна быть оборудована коммуникациями: технической дорогой вдоль границы объектов рекреации (пансионатов, домов отдыха) для обслуживания парково-пляжной зоны (ремонт, подвоз инвентаря, уборка территории от мусора), а также велопешеходной дорожкой с уличным освещением. А пока что парково-пляжная зона – это не объект цивилизованного отдыха, а сплошное недоразумение.

 

Недоразумения возникают также в результате бездумного и, по существу, незаконного дробления территории объектов рекреации (домов отдыха, пансионатов, центров отдыха) путём выделения на их территории так называемых “коттеджных посёлков” в качестве жилых образований. Тогда как запрет на дробление установлен постановлением правительства “Об утверждении генеральных планов курортных комплексов” (4 апреля 2007 года).

 

Во-первых, территория объектов рекреации не является территорией жилой застройки. Организация на территории рекреации товариществ собственников жилья (ТСЖ) незаконна, так как не соответствует целевому назначению территории рекреации. Во-вторых, в связи с этим все коттеджи на территории объектов рекреации, в качестве жилья имеющие красные книги, подлежат перепрофилированию под гостевые дома как объекты отдыха на территории рекреации (например, дачи).

 

Следует, однако, заметить, что в официальной терминологии “коттеджные посёлки” как объекты отдыха не значатся. Также не значатся они в качестве жилых образований, которые имеют официальный статус административных единиц: айыл (село), посёлок городского типа, город. Недоразумение и сумятицу в толкование возникающих проблем вносит сам закон от 13 августа 2004 года “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль”, который в статье 1 определяет понятие объектов рекреации, где указывает среди прочих объектов коттеджные посёлки, предназначенные для проживания. Впоследствии (лет через 20-40) эта ситуация с коттеджными посёлками (будущими кыштаками) чревата социальными напряжениями среди их обновлённого населения в связи с необходимостью со временем как для постоянного жилья различных видов пристроек, а также в связи с отсутствием для них детсадов, школ, ФАПов.

 

Аналогичное недоумение вызывает и своеобразный референдум, проведённый в социальных сетях среди населения по вопросу строительства на акватории озера Иссык-Куль некоего пирса в виде комуза в районе “Рух Ордо”. Во-первых, следует отметить, что не царское это дело – заниматься государству завуалированным лоббированием коммерческих объектов. А во-вторых, на самом деле протаскивается суперидея по строительству на воде ресторана на территории акватории озера Иссык-Куль. И не надо при этом, оказывается, отводить под строительство объекта какую-то территорию и получать госакт на право землепользования. И о какой экологии озера Иссык-Куль может при этом идти речь, когда этот объект (ресторан) находится за пределами водоохранных зон?! Он, этот ресторан, просто будет размещён на территории всенародно охраняемого объекта – на озере Иссык-Куль. Налицо абсурдность затеи, которая за пределами сознания, во всяком случае, благоразумного.

 

Недоумение в целом вызывает также и то обстоятельство, что по проблеме экологии озера Иссык-Куль в государстве уже издано более 40 документов различного толка, однако эффективность их желает быть лучше. Но самое главное – это то, что ни в одном документе, и даже в Концепции устойчивого развития эколого-экономической системы Иссык-Куль, утверждённой указом Президента от 10.02.2009 года, не сказано о наличии на территории двухкилометровой водоохранной зоны более 250 существующих экологически несовместимых (вредных) объектов животноводства (кошары, конюшни), а также различного рода складов ГСМ и минудобрений. При этом все усилия государства в основном направлены на создание системы водоотведения и очистки бытовых сбросов с объектов рекреации, тогда как наличие объектов животноводства на территории водоохранных зон сводит на нет потуги по обеспечению экологии озера. Решение вопроса по нейтрализации выявленных экологически несовместимых объектов видится в их перепрофилировании на основании статьи 36 Закона “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль”. В этом смысле Госстрой республики намерен произвести техническую инвентаризацию двухкилометровой водоохранной зоны на предмет выявления и перепрофилирования всех экологически несовместимых объектов. Для чего предложено создание в каждом административном районе Иссык-Кульской области соответствующих комиссий по перепрофилированию (перебазированию) выявленных объектов для представления в Кабинет министров на утверждение.

 

В заключение хотелось обратить внимание правительства и Жогорку Кенеша на особое положение Иссык-Кульской области среди прочих шести областей республики. Иссык-Кульская курортно-рекреационная зона требует особого внимания, тогда как все районные управления по градостроительству и архитектуре Иссык-Кульской области в основном заняты обслуживанием территории застройки населённых пунктов, в том числе и так называемое региональное (областное) управление также занято в основном городом Караколом.

 

Однако при этом реформой Госстроя предлагается упразднить (ликвидировать) Иссык-Кульский филиал ГПИ градостроительства, который непосредственно занимается курированием проблем формирования Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны. И кто теперь этим будет заниматься?

 

И в связи с этим в целях более качественного и целенаправленного решения вопросов по реализации Генеральной схемы районной планировки и застройки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны предлагается: произвести разделение функции регионального управления по градостроительству и архитектуре Иссык-Кульской области (г. Каракол) на Каракольское городское управление и на Иссык-Кульское территориальное управление по градостроительству и архитектуре по Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоне; сохранить Иссык-Кульский филиал в составе Государственного проектного института градостроительства и архитектуры, который по существу выполняет функцию координации, регулирования и контроля по реализации Закона “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль”; запретить дробление территории объектов оздоровительного отдыха как не соответствующее целевому назначению территории рекреации; произвести перепрофилирование всех объектов типа коттеджных поселков, находящихся на территории объектов рекреации и оздоровительного отдыха (пансионаты и др.), со сменой их целевого назначения под объекты отдыха (гостевые дома, дачи); исключить из текста Закона “Об устойчивом развитии эколого-экономической системы “Иссык-Куль” понятие “коттеджные посёлки” как не соответствующее установленной классификации населённых пунктов и объектов оздоровительного отдыха на территории рекреации.

 

Юсуф ТАГИРОВ, заместитель директора
Иссык-Кульского филиала ГПИ градостроительства и архитектуры.

 

 

ОТ РЕДАКЦИИ

 

“Слово Кыргызстана” неоднократно на своих страницах поднимало проблему Иссык-Кульской курортно-рекреакационной зоны и всегда хотело как лучше, а получалось, как всегда. И как тут не вспомнить слова одного из первых руководителей Кыргызстана Юсупа Абдрахманова: “Для моих соотечественников Киргизия – не страна, о которой нужно заботиться, которую нужно любить, для которой нужно работать, а только объект, база личного благоустройства. В этом несчастье моего народа” (1938 год). …А на дворе уже 2024 год, и хочется, чтобы народ был счастлив и жил достойно…