Экономика на марше

Министр экономики и торговли Данияр Амангельдиев в конце декабря сообщил, что Кабинет министров Кыргызской Республики с учётом сложившейся ситуации проанализировал возникающие вызовы и риски и разработал антикризисный план действий на 2022 год.

 

По словам министра, основным стержнем этого плана было решение вопросов обеспечения населения необходимыми товарами и услугами, в том числе продовольствием, а также вопросы восстановления экономической деятельности и полного выполнения основных социальных обязательств государства.
Кроме того, планом предусмотрено строительство ирригационных сооружений, социальных объектов, дальнейшая поддержка предпринимателей и предоставление им льготных кредитов.
В результате принятых мер в 2022 году экономика вышла на путь устойчивого развития.

Импорт – экспорт

 

По предварительной оценке Национального статистического комитета КР, на конец 11-го месяца 2022 года объём валового внутреннего продукта составил почти 781 млрд. сомов, а реальный темп роста составил 107%.
А если обратить внимание на основные отрасли экономики, промышленными предприятиями произведено продукции на сумму почти 383 млрд. сомов, объём производства увеличился на 14% по сравнению с соответствующим периодом 2021 года.

 

В сельском хозяйстве произведено валовой продукции на сумму 323 млрд. сомов, а реальный темп роста за этот период 2021 года составил 106%.

 

Темп роста наблюдался и в строительной отрасли, объём валовой строительной продукции за январь-ноябрь составил почти 131 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 105%.

 

В целом было отмечено, что оборот сферы услуг увеличился на 4,4% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

 

А в результате мероприятий, направленных на обеспечение свободного движения товаров между основными странами-партнёрами по торговле, внешняя и взаимная торговля КР по сравнению с 2021 годом увеличилась на 41%, в том числе объём импорта увеличился на 76,4%, а экспорт сократился на 23,1%.

 

Взаимная торговля Кыргызской Республики со странами Евразийского экономического союза составила $3 823 млн. и увеличилась на 39,2%, в том числе экспорт составил $1 261 млн. (рост в 1,9 раза), импорт – $2 562 млн. (рост на 22,9%).

 

Общий объём экспорта Кыргызской Республики уменьшился за счёт снижения вывоза золота, без учёта золота объём экспорта увеличился почти в 1,7 раза.

 

При этом к концу 2022 года развитие экономики Кыргызской Республики ожидалось на высоком уровне среди стран ЕАЭС.

 

В начале 2022 года прогнозировался рост на 3,7%, но при пересмотре итогов 2022 года с учётом показателей 11-го месяца, по расчётам министерства, был рост на 6,4%. Уровень инфляции составит около 15%. При этом расчётный рост в отраслях экономики оценивается следующим образом: в сельском хозяйстве – 6,2%, в промышленности – 11,4%; в сфере услуг – 103,7%, в строительстве – 4,9%.

 

Безусловно, в рамках достижения вышеуказанных показателей роста и оперативного реагирования на вызовы Кабинетом министров в 2022 году предпринят ряд позитивных действий.

Акцент на нулевые ставки

 

Экономическая политика проводилась по двум направлениям:
во-первых, антикризисные меры и восстановление экономической активности; во-вторых, создание благоприятной деловой и инвестиционной среды, стимулирование внутренних резервов.

 

В целях недопущения резкого роста цен на социально значимые товары в рамках оперативного реагирования на социально-экономические вызовы были выделены облегченные финансовые ресурсы, заключены специальные соглашения, направленные на поддержание стабильности цен с соответствующими бизнес-ассоциациями, проведены товарные интервенции, осуществлены, а также введены регулирующие механизмы.

 

В целях недопущения роста цен на продовольственные товары установлены нулевые ставки НДС на социально значимые товары.

 

Были взяты квоты на беспошлинный ввоз сахара, в итоге 200 тонн сладкой продукции ввозилось по квоте.
Фиксирована цена на уголь и его доставку до производителей и перевозчиков угля.
Экспорт некоторых продуктов был запрещён.

 

Заработанный статус

 

Также в целях обеспечения социальной поддержки и занятости, в первую очередь повышения статуса работников в бюджетной сфере, дополнительного стимулирования труда была повышена их заработная плата с 50% до 100%.

 

С 1 апреля 2022 года заработная плата медицинских работников повышена в среднем на 50%.

 

С 1 апреля 2022 года заработная плата работников образования всех уровней (в организациях дошкольного, общего среднего, начального, среднего и высшего профессионального образования) повысилась на 80%, заработная плата административного персонала – на 50%, технического и младшего обслуживающего персонала – увеличилась на 80%.

 

С 1 апреля 2022 года заработная плата работников культуры, искусства, информации и спорта повышена на 50%.

 

С 1 апреля 2022 г. повышена заработная плата 2850 работников системы социального страхования в среднем от 50% до 100%.

 

С 1 августа 2022 года увеличена заработная плата государственных гражданских и муниципальных служащих.

 

В рамках усиления правоохранительных органов и силовых структур также повышена их заработная плата.
Кроме того, с 1 октября 2021 года начисленные пособия по социальному обеспечению увеличилисьна 50%, а с января 2022 года – на 100% и 200%.

 

В целях защиты интересов пенсионеров с 1 октября 2022 года базовая часть пенсии увеличилась с 1780 до 3170 сомов, а страховая часть пенсии проиндексирована на 115%, в результате средний размер пенсии составил 8080 сомов, или увеличен на 1988 сомов.

Ипотека и кредиты

 

Гражданам продолжают предоставлять ипотечные кредиты на приобретение жилья. 4,6 млрд. – за счёт Государственной ипотечной компании к концу 2022 года. Выдан 1 781 ипотечный кредит. Таким образом, в рамках государственной жилищной программы портфель ипотечной компании равнялся 9,5 млрд сомов.
На сегодняшний день в Государственной ипотечной компании участвуют 17 188 граждан, в том числе 8 162 состоящих в списках банков-партнёров и ожидающих финансирования.

 

Что касается процентных ставок, то годовая процентная ставка для бюджетников снижена до четырёх процентов, а для остальных граждан её планируется дать на уровне восьми процентов.

 

С 2023 года будет разработан и введён в действие механизм страхования жилья для мигрантов через жилищную страховую компанию.

 

Кабинету министров поручено проведение комплексных работ по строительству социального жилья во взаимодействии с органами местного самоуправления, а также разработка предложений по совершенствованию механизмов строительства нового жилья в рамках государственных жилищных программ. Сегодня эта мера реализована в полном объёме.

 

В рамках Программы “Мой дом 2026” по стране создан реестр земельных участков общей площадью около 300 га, созданы условия для строительства на них многоэтажных жилых домов.

 

Кроме того, между Государственным агентством по архитектуре, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при Кабинете министров и Государственной ипотечной компанией было подписано соглашение о сотрудничестве в области жилищного строительства.

 

Для реализации этих целей утверждён перечень уполномоченных органов, имеющих право проводить проверки субъектов хозяйствования.

 

Разработаны бизнес-справочники, позволяющие предпринимателям получить информацию о порядке открытия и ведения бизнеса, фискальном режиме и ряд других сведений, в том числе подробную информацию для иностранных предпринимателей.

 

Разработана интерактивная карта промышленных и производственных предприятий.

Фискальная новь

 

Вступила в силу новая редакция Налогового кодекса, согласно которой введены общий налоговый режим и упрощённая система налогообложения.

 

Всего в рамках налоговой политики принято 40 нормативно-правовых актов, направленных на стимулирование экономического роста за счёт улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата.
Также меры налоговой политики защитят отечественных производителей и потребителей от контрафактной продукции.

 

В рамках внедрения электронной системы фискализации налоговых процедур на постоянной основе проводится работа по усилению налогового контроля за неучтёнными/контрабандными товарами и сокращению теневого оборота, и работа продолжается.

 

Особое внимание было уделено вопросам развития национальной инфраструктуры качества (стандартизация, метрология, подтверждение соответствия, аккредитация).

 

Платформа выдачи электронных лицензий и разрешений запущена на пилотной основе.

Логистика по всем направлениям

 

Для развития торговой инфраструктуры и почтовых операций в сфере электронной коммерции реализован проект строительства Парка электронной коммерции, расположенного вблизи основных транспортных сетей страны.

 

В рамках расширения транспортно-логистической инфраструктуры разработаны альтернативные маршруты, и в ближайшее время мы вступим в фазу активных переговоров. В частности, по маршрутам Узбекистан-Туркменистан-Россия, Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан, Узбекистан-Туркменистан-Иран.

 

Министр также рассказал об экономических преимуществах развития.

 

Например, приемлемые меры были приняты в промышленном секторе.

 

Высокие темпы роста экономики в 2022 году позволили увеличить доходную и расходную части бюджета.
По предварительным данным, общая сумма доходов республиканского бюджета за январь-ноябрь 2022 года составила 235,3 млрд сомов, или 99,2% от плана, а по сравнению с данным периодом 2021 года доходы бюджета увеличились на 44,3%, или 72,3 млрд сомов.

 

В отчётном периоде сумма налоговых поступлений составила 181,9 млрд сомов, или 95,7% от плана, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 63,2 млрд. сомов, или 53,2%.
Также по сравнению с январём-ноябрём 2021 года поступление таможенных платежей увеличилось на 58,2%, или 24,1 млрд сомов.

 

Налоговые поступления Государственной налоговой службы составили 116,4 млрд сомов, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года налоговые поступления увеличились на 50,5%, или 39 млрд. сомов.
Неналоговые поступления составили 41 млрд. сомов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,4%, или 4,5 млрд сомов.

Баткенский узел

 

За счёт увеличения таких источников доходов повысилась и расходная часть бюджета, в целом – на 68 млрд. сомов.

 

Основные усилия региональной политики были сосредоточены на социально-экономическом развитии Баткенской области, которой присвоен особый статус, утверждён особый порядок оказания государственных услуг и осуществления государственных закупок.

 

Также были приняты соответствующие решения Кабинета министров для поддержки предпринимателей, пострадавших от конфликта.

 

Согласно решениям, выплатить единовременную компенсацию в размере 300 000 (триста тысяч) сомов каждому пострадавшему предпринимателю, предоставить бюджетные кредиты пострадавшим предпринимателям, освободить от уплаты страховых взносов и пяти видов налогов.

 

На конец ноября 395 предпринимателей Баткенской области получили льготные кредиты на сумму почти 291 миллион сомов в рамках проекта “Баткенское областное льготное финансирование”.

 

Наряду с этим в Кыргызстане началась реализация административно-региональной реформы. Был принят соответствующий указ Президента, а также разработана концепция, основанная на специализации районов и создании крупных опорных центров развития с использованием современных методов регионального и территориального планирования и новых механизмов поощрения инвестиционной деятельности.

 

Кроме того, Министерством экономики и торговли разработан проект указа Президента “Об административно-территориальной реформе в пилотном режиме на уровне сельских населённых пунктов Тюпского района”. Согласно проекту указа, 13 сельских общин подлежат объединению в 5 сельских районов, предусмотрена государственная поддержка увеличения доходной части сводных местных бюджетов, поэтапная передача государственных полномочий.

 

 

Также в целях развития и поощрения приграничных регионов утверждена новая редакция Положения о порядке определения и утверждения перечня отдельных приграничных районов с особым статусом. По итогам заседания межведомственной рабочей группы принято решение о присвоении особого статуса дополнительно 52 населенным пунктам Баткенского, Лейлекского районов Баткенской области и Чон-Алайского района Ошской области.

 

Разработана новая редакция типового положения о фондах регионального развития. Местные фонды в сотрудничестве с банками-партнёрами получили возможность финансирования региональных бизнес-проектов по сниженной процентной ставке.

 

Министр Д. Амангельдиев отметил, что итоги текущего года показывают хорошую динамику, наша экономика прошла процесс адаптации к внешним факторам. И для достижения целей, поставленных на следующий год, необходимо приложить все усилия.

 

В следующем, 2023 году, будет наблюдаться ростовая траектория экономики, продолжится переход к положительной динамике, которая достигнет показателя почти в 5%.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *