На тот большак, на перекрёсток

В первых числах сентября во Владивостоке стартует крупнейшее деловое событие года – Восточный экономический форум (ВЭФ). Спикеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также Центральной Азии и других регионов поговорят на наиболее актуальные вопросы в экономическом секторе и не только.

Среди ключевых тем, которые обсудят на площадке, – стратегии компаний в условиях жёсткой денежно-кредитной политики и перспективы поворота на Восток, вопросы социальных инвестиций и корпоративных программ в условиях дефицита квалифицированных кадров, долгосрочное сбережение и актуальные инструменты сохранения и приумножения капитала.

По мнению экспертов, форум – наиболее перспективное место для встречи представителей стран ЦАР с зарубежными партнёрами из АТР как для проработки новых проектов, так и для развития уже имеющихся договорённостей.

Одна из тем, которая наиболее интересна для Кыргызстана, – проект Евразийского транспортного каркаса (ЕТК), который увеличит на 40 процентов грузопоток через страны Центральной Азии. В своё время Евразийский банк развития представил развёрнутую концепцию данного проекта. В его основе лежит идея о важности стыковки и взаимодополнения евразийских транспортных коридоров, благодаря чему повышается транспортная связанность, снижаются торговые издержки и упрощается доступ на международные рынки, особенно для внутриконтинентальных районов и государств.

Концепция Евразийского транспортного каркаса включает десять системных элементов. Среди них – приоритет внутрирегиональной экономической связанности, транспортный перекрёсток в Центральной Азии, страховка для глобальных торгово-логистических цепочек, рост контейнеризации и другие.

“Развитие Евразийского транспортного каркаса ведёт к формированию транспортного перекрёстка в Центральной Азии. Развитие мультимодальных транспортных и транзитных коридоров для стран Центральной Азии – безальтернативное решение в силу значительных расстояний между торговыми партнёрами. Формирование транспортного перекрёстка позволяет увеличить объёмы международных, в том числе транзитных, перевозок. По прогнозу ЕАБР объёмы перевозок грузов по трём ключевым коридорам, проходящим через Центральную Азию, возрастут к 2030 г. в 1,5 раза, или до 95 млн тонн. Рост контейнерного трафика прогнозируется ещё более существенным – почти на две трети к 2030 г, . до 1,7 млн контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте”, – говорится в документе ЕАБР.

Особого внимания заслуживает тема расширения БРИКС. Текущий год для этого интеграционного пространства является знаковым. Увеличение членов объединения не только открывает для БРИКС новые окна возможностей, но и ставит сложные задачи, связанные с переформатированием работы объединения. Сейчас внимание БРИКС сфокусировано на том, чтобы научиться действовать в новом составе и максимально быстро и эффективно интегрировать новых членов в работу объединения. Одновременно с этим существует потребность в выработке механизмов поддержания устойчивости и укрепления внутреннего единства среди стран БРИКС.

В деловой программе ВЭФ много вопросов, вплотную не касающихся экономики, но от этого их актуальность не уменьшается.

Одной из таких станет тема “Обучение профессии или раскрытие потенциала человека”. Только привлекая талантливую молодёжь и сохраняя собственный интеллектуальный потенциал, регионы могут обеспечить высокие показатели социально-экономического развития в будущем. Что такое талант? Как работать с талантливой молодёжью? Что делать, чтобы талантов становилось больше? Какие условия создать для сохранения интеллектуального потенциала на протяжении жизни? В чём сила талантливых и как они могут влиять на развитие регионов?

Поговорят участники форума и о будущем высшего образования. Какие вызовы появились у вузов в ходе реализации стратегических проектов развития, что важно для команд вузов. А также обсудят треки развития, которые предлагают вузы абитуриентам.

Любовь БОРИСЕНКО.