Туманное будущее кыргызстанского автопрома

китайские подержанные автомобили

Нацстатком Кыргызстана опубликовал данные об увеличении импорта автомобилей в республику. Выдержит ли зарождающийся автопром Кыргызстана удар зарубежной конкуренции, и что намерены предпринять власти республики для защиты отечественного автомобилестроения?

По информации статистиков, в течение января-марта 2024 года ввоз легковых авто из-за рубежа увеличивался каждый месяц и достиг пика в первый месяц весны, когда было ввезено в республику 22,6 тысячи единиц транспорта.

«Всего за первое полугодие 2024 года в Кыргызстан ввезено 71,3 тысячи легковых автомобилей. Это на треть выше, чем за аналогичный период 2023-го. Ранее сообщалось, что за год импорт автомобилей из Китая в Кыргызстан вырос почти в 45 раз», – говорится в сообщении Нацстаткома.

В начале февраля 2024 года китайское информационное агенство Синьхуа опубликовало информацию о том, что страны Центральной Азии стали основными целевыми рынками для китайских компаний по экспорту подержанных автомобилей в провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая. (https://russian.news.cn/20240220/6f45f5408b8446b683e531809cfb50b2/c.html)

Ранее, в декабре 2022 года город Гуйян, расположенный в административном центре провинции Гуйчжоу, стал одним из районов, утверждённых для экспорта подержанных китайских авто.

В 2023 году объём экспорта транспортных средств из Гуйяна превысил 500 единиц, а общая стоимость экспорта перевалила за 100 миллионов юаней, при этом более 80 процентов машин экспортировали в Россию и страны Центральной Азии.

Ещё раньше, а именно в 2022 году,  этот же ресурс сообщил о наращивании Поднебесной экспорта подержанных автомобилей.

(https://russian.news.cn/20221206/69e3c38417ff47c1bc216a45a0e3f6df/c.html)

Европа отреагировала на китайскую перспективу жёстко. В частности, в мае 2024 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на трёхсторонней встрече в Париже с президентом Франции и председателем КПК Си Цзиньпином пригрозила Китаю «жёсткими мерами», если его руководство не ограничит экспорт в Евросоюз своих промышленных товаров, в частности электромобилей.

В торговле между ЕС и КНР сложился устойчивый дисбаланс не в пользу ЕС, который европейцы рыночными методами преодолеть не в силах. Заполонивший европейский рынок дешёвый китайский импорт всерьёз угрожает существованию собственного промышленного производства в Старом Свете. При этом, очевидно, председатель Еврокомиссии выражала позицию не столько Евросоюза в целом, сколько именно Франции.

Между тем экономические регулирующие органы ЕС уже некоторое время ведут расследования в отношении трёх китайских производителей электромобилей, крупнейших по продажам в ЕС — BYD, Geely и SAIC.

Страны Центральной Азии с защитными мерами несколько запоздали. Хотя и не исключено, что не посмели перечить китайцам, так как зависимость от Пекина практически у всех государства данного региона значительная.

В итоге Казахстану пришлось на треть сократить выпуск собственных автомобилей. О причинах сокращения производства рассказала пресс-служба «Казахстанского автомобильного союза».

– «Серый» ввоз влияет на объёмы производства. Снижение продаж от месяца к месяцу (продажи в мае упали ещё на 9,7%) привело к прогнозируемой корректировке заказов на производство в ближайшие месяцы. Вопросы бесконтрольного ввоза старых и юридически нечистых автомобилей из ЕАЭС и третьих стран уже сказались на авторынке. Серые и околокриминальные импортёры продают потребителям нелегальные автомобили. Это влияет как на производителей, так и на импортёров, кто платит налоги», – приводит слова  президента союза Анары Макашевой информационный ресурс

https://365info.kz/2024/06/proizvodstvo-avtomobilej-v-kazahstane-padaet

Узбекистан в 2023 году импортировал свыше 73 тысяч автомобилей, что в 2,4 раза больше предыдущего года. Поставки машин из Китая выросли в 5,2 раза. Сумма импорта увеличилась почти до 1,8 млрд долларов. И это при том, что у республики было развито своё автомобилестроение.

Теперь об отечественных авто. Кыргызстан будет производить легковые автомобили Chevrolet, Damas, LABO. Продавать их планируют как на местном рынке, так и за рубеж. Однако экспортная ниша прочно занята автодилерами Поднебесной. Потеснятся ли они?

Хотя есть пара нюансов, которые могут сыграть на руку нашему автопрому – качество и цена. Многие автовладельцы жалуются на китайские машины. Дескать, дешевые да, но их ремонт влетает в копеечку, да и не всегда они готовы бегать по нашим горе-магистралям.

Касательно цены на автомобили, выпущенные в Кыргызстане, то тут много будет зависеть от государственной поддержки. Если таковая будет на только на словах, то китайцам придется подвинуться.