В поисках “лёгких путей”

Байсалов на разрыв

В Министерстве экономики и коммерции обсудили вопросы развития транспортных коридоров и реализации торгового и транзитного потенциала в зоне ЕАЭС. Мероприятие прошло при поддержке Евразийской экономической комиссии.

 

Участники – представители государственных органов, бизнес-сообществ, институтов развития Центральной Азии и ЕАЭС. Одним из главных докладчиков выступил член коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбек Кожошев. Министр сделал акцент на новые вызовы и тенденции в транспортной отрасли ЕАЭС и рассказал о работе ЕЭК по повышению эффективности мер инфраструктурного развития и логистики в ЕАЭС.

 

– Мы отмечаем и высоко ценим национальные усилия стран Союза и наших партнёров в регионе, направленные на развитие международной транспортно-логистической инфраструктуры, наблюдаем процесс диверсификации традиционных международных коридоров.

 

Он обратил внимание на то, что у нас отсутствует развитая железнодорожная инфраструктура, и это создаёт тупиковое положение железнодорожных путей и сообщений в республике. Проект по строительству железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан в рамках инициативы “Один пояс – один путь” открывает отечественной экономике новые альтернативные маршруты на внешние рынки. Таким образом, республика имеет шанс выйти из транспортного тупика, диверсифицируя пути транспортировки грузов.

 

Относительно перспектив развития транспортного сообщения в стране министр ЕЭК отметил:
– Главы правительств государств-членов одобрили перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных транспортных проектов. В список от Кыргызстана включён проект “Электрификация железнодорожного участка Луговая – Балыкчи”. Ещё два находятся в процессе включения, один из них имеет важное стратегическое значение для Кыргызстана – железная дорога Балыкчи – Кочкор – Кара-Кече – Макмал – Джалал-Абад. Второй проект – строительство автомобильной дороги “Реконструкция северно-объездной дороги города Бишкека”.

 

По словам А. Кожошева, продвижение проектов строительства железнодорожного полотна является стратегически выверенным и важным ходом. Поддержка инфраструктурных проектов, направленных на выход страны из частичной транспортной изоляции считается приоритетной, и, учитывая сложившиеся условия, важно объединить регионы страны железнодорожным сообщением. Это, в числе прочего, послужит дополнительным стимулом для экономического развития, увеличения деловой активности и торговли внутри страны.

 

На площадке круглого стола отвели особое место теме транспортно-логистического потенциала КР в рамках ЕАЭС, сокращения барьеров при перемещении товаров через территорию государств – членов союза, другие важнейшие вопросы в сфере транспорта и логистики.

 

Также была затронута тема возрастающей роли транспортных коридоров при обеспечении стабильного и надёжного международного транзита.

 

Арзыбек Кожошев рассказал о возрастающей значимости транспортных коридоров. Он отметил, что “развитая и современная транспортно-логистическая инфраструктура с учётом текущих тенденций становится ещё более значимым условием для создания новых производств, роста инвестиций и мобильности трудовых ресурсов внутри ЕАЭС”. А совместные инфраструктурные проекты стран союза должны не только создать портфели заказов для других отраслей, но и в дальнейшем обеспечить их функционирование.

 

Между тем динамичные продвижения по созданию новых инфраструктурных коридоров в мире исходят от Китая, а именно – от инициативы “Один пояс – один путь”. Важной частью трансъевразийского экономического коридора может стать железнодорожная ветка Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которая соединит Китай со Средней Азией и Европой, а также сократит действующий коридор “Восток – Запад” на 900 км и даст возможность для существенной экономии времени и средств. Таким образом, формируются новые транспортные узлы.

 

А. Кожошев также отметил, что “фундаментальные изменения в сфере инфраструктуры и логистики, которые происходят в настоящее время, способствуют формированию нового транспортного каркаса Большой Евразии. В условиях разворота грузопотоков на Восток и Азию новую жизнь обретают классические коридоры “Север – Юг”, “Европа – Западный Китай”, “Новый Шёлковый путь” и Транскаспийский международный транспортный маршрут. И сегодня как никогда возросла актуальность выстраивания новых устойчивых логистических цепочек и ускоренного развития международных маршрутов.

 

Министр ЕЭК уверен: реализация проектов позволит не только создать единую внутреннюю железнодорожную сеть, но и обеспечить осуществление экспортно-импортной и транзитной перевозки грузов через территорию Кыргызстана в направлении стран ЕАЭС и обратно. Также создаст условия для более комфортного и быстрого транзита грузов и пассажиров, повысит уровень транспортной безопасности.

 

Актуальным направлением для развития торгового потенциала ЕАЭС считается электронная торговля. “Нам необходимо более активно создавать все необходимые условия для доступа внутренних производителей союза к электронным торговым площадкам, выстраивать справедливые и прозрачные “правила игры” и обеспечивать защиту прав и интересов всех участников электронной торговли”, – заявил Кожошев.

 

Озвучены и перспективы электронной торговли в Евразийском экономическом союзе. В Евразийской экономической комиссии разъяснили, что главы правительств государств – членов ЕАЭС ещё в ноябре 2021 года утвердили дорожную карту по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в союзе. В рамках мероприятий дорожной карты предусмотрены формирование соответствующей нормативно-правовой базы, обеспечение беспрепятственного перемещения товаров в рамках взаимной электронной торговли товарами, контроль и противодействие недобросовестным деловым практикам, а также взаимодействие с третьими странами и международными объединениями. К слову, к концу 2022 года доля продаж по электронной торговле заняла в среднем по ЕАЭС 7,8% от общего объёма розничных продаж, а совокупный объём электронной торговли превысил отметку в $88 млрд.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.
Фото предоставлено Министерством экономики  и коммерции КР.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *