Для любого творца самое страшное — работать в стол

Дорогое моё кресло

Петербургский популярный скульптор Денис Третьяков сегодня, что называется, в тренде. Выпускник Академии художеств им. Ильи Репина, автор памятников регионального значения в городе на Неве и Ленинградской области. Несмотря на молодость, он более 15 лет занимается предметами искусства любой сложности. Его работы есть в частных коллекциях России, США, Канады, Гонконга, Норвегии и Новой Зеландии.

Несколько последних работ вообще произвели настоящий фурор в интернет-пространстве. В городе Мурино, что граничит с Санкт-Петербургом, его «Хранители» обрели особую популярность у горожан. Эти маленькие, почти сказочные, существа отвечают за всё лучшее на свете — хорошую погоду, веселье, уют. Десять бронзовых скульптур получили своё законное место в архитектуре и стали достойной городской достопримечательностью. Идеи их создания разработаны совместно с горожанами через опрос в социальных сетях.

Скульптурной миниатюрой Денис занимается с раннего детства, когда пачкал пластилином ковры и стены родительской квартиры на улице Кораблестроителей. А после были училище Рериха, академия Репина и, наконец, своя мастерская.

Наш собеседник оказался обаятельным молодым человеком и приятным собеседником:

— Впервые тягу к прекрасному я почувствовал ещё совсем маленьким. Родители отдали меня в художественную школу. Тогда она называлась Дворцом пионеров на Васильевском острове. Там мы лепили свои первые детские поделки из глины, обжигали, покрывали глазурью. Чуть повзрослев, поступил в школу при Эрмитаже. Нас водили по различным экскурсиям, приобщая к прекрасному. Это как дополнительное образование в начальных классах. Все родственники заметили мою тягу к искусству и всячески поддерживали. Дома постоянно лепил из пластилина, особенно хорошо получались животные. Откуда черпал вдохновение? Наверное, после программы «В мире животных» или книжек, которые мне читали родители. После появления у нас собаки она стала моей любимой натурщицей. Все эти факторы повлияли на мою будущую профессию. Мы жили на улице Кораблестроителей, в старом районе Ленинграда, и там были мастерские художников. На первых этажах творили скульпторы, на последнем — художники. Так получились, что с нами по соседству жили родственники Михаила Аникушина, известного советского скульптора-монументалиста. Впоследствии в академии мне посчастливилось учиться у его ученика Владимира Горевого.

Мой визави признаётся, что его родители не имели к творчеству никакого отношения:

— У мамы была мечта заниматься живописью. Она и сегодня, правда, на любительском уровне, делает это. Наверное, я некий продолжатель и воплощение её мечты. Мне интересно заниматься творчеством. Вижу в этом мой контакт и осознание с внешним миром.

Тема творчества была приоритетной в нашем разговоре. Не мог я не спросить о его первой работе.

— Как я уже сказал, это были животные. Сегодня по-прежнему в моих работах есть анималистика. Все свои детские кружки посещал с большим удовольствием. Всё это благодаря педагогу Ольге Антоновне. Бывают хорошие учителя, бывают прекрасные художники, реже то и другое сразу. В жизни мне с этим очень везло. В пятый класс я поступил в санкт-петербургскую гимназию «Земля и Вселенная». Она математическая, с французским языком. В школьные годы ботаником никогда себя не чувствовал: был твёрдым троечником. Честно признаюсь, были большие физические нагрузки. Как выдерживал? Хорошо, что дети самим себе не задают подобных вопросов. Искусство, даже в столь раннем возрасте, было некой отдушиной. А вот в спорт, в отличие от сверстников, я пришёл очень поздно. Меня к нему совершенно не тянуло. Только на последних курсах академии попытался к нему приобщиться. Честно признаюсь, не очень обдуманно, с несколькими серьёзными травмами, из-за которых мне пришлось уйти от занятий сноубордом. В десятом классе окончательно определился с выбором будущей профессии и пошёл в художественное училище им. Н. Рериха.
Поговорили мы с Денисом о его работах, за которые он получил первый гонорар:

Для любого творца самое  страшное - работать в стол

— Наверное, это во время окончания училища, когда проводились какие-то реставрационные работы. Это такая типичная история в скульптурной среде. Первые заказы студенты получают, работая помощниками реставраторов. Это, конечно, не суперкрутые вещи, самые простые. Со временем у меня стали появляться серьёзные заказы, но давняя работа в подмастерьях многому научила. Одно дело — художественное образование, другое — практика.

После чего наша беседа плавно перешла к проекту «Хранители».

— Всё очень просто. Ко мне обратился заказчик, у которого уже созрела определённая идея о необходимости создания небольшого формата городской скульптуры. Предложение мне понравились. Во-первых, это делалось для новых городских районов, в которых присутствует определённый дефицит городской скульптуры. В целом всё это здесь будет очень востребовано. Во-вторых, в отличие от монументальных проектов, здесь нет исторической нагрузки, через которую зритель воспринимает моих бронзовых героев. Это было очень интересно с концепцией, какими они должны быть. Главное — символизировать положительные стороны человеческого бытия. Поэтому «Хранители» несли в себе определённые ценности. Поиск идей прошёл достаточно быстро. Из шести первых работ, наверное, больше всего запомнился хранитель сновиденья. Его я увидел в фотографиях модных показов. Там модель вышагивала по подиуму вся в подушках. И, когда встал вопрос об этом персонаже, сразу вспомнил о ней. Подумал: «Будет классно, если мой герой тоже будет весь в подушках». Получилось так, как будто он у меня ходит во сне. Местные жители вокруг этого персонажа уже выстроили свою мифологию, присвоив новые полумагические свойства. Немного раскрою нашу профессиональную кухню. Если брать в целом, то вдохновенье приходит от всего. Ты видишь вещи, потом они всплывают у тебя в подсознании, используешь их в своих работах. Для этого необходимо делать художественные наброски. Увидел на улице интересную складку на штанине у прохожего, зарисовал. Потом она совершенно случайно может оказаться в твоём новом творении.

Рассказал Денис, что как творческий человек он много работает. Знает, что это тяжело. По своей натуре он считает себя трудоголиком, хотя с этим старается «бороться». Сейчас у него в работе четыре проекта, закончив которые, хочет немного отдохнуть. После чего мой собеседник поделился небольшой тайной. В задумках ещё одна серия скульптур для Мурино, нового жилого комплекса. Эскизы уже сделаны. Это будут обаятельные и упитанные зайчики. Второй проект- мемориальная скульптура. И ещё установка памятников. Сейчас он работает над одной интересной композицией, в которой нет ни портрета, ни изображения человека. Такое авторское впечатление. Это требование заказчика, с которым долго согласовывали этот эскиз.

По сегодняшним меркам мой собеседник считает себя успешным скульптором. На мой вопрос о клиентах, которые делают себе памятники при жизни, Денис сразу ответил положительно:

— Да, заказывают часто. Люди хотят иметь их в своих коллекциях. Кто-то делает это в виде подарка. Это, как правило, бюсты. Есть и те, кто хочет увековечить себя в бронзе в полный рост. Но они все, правда, небольшого формата. Одна из последних работ для директора одной из частных фирм. Приходится изготавливать мемориальные скульптуры. Это одно из моих направлений, чем я занимаюсь. Несколько надгробий можно найти на кладбищах Санкт-Петербурга. Самое сложное — воплотить все замыслы заказчика. Человек, когда приходит ко мне зачастую не понимает, как это должно выглядеть. Любой мемориал — это прежде всего скульптурная, архитектурная композиция. Всегда в таких проектах приходится работать в связи с архитекторами. Очень здорово, когда получается, удаётся объяснить заказчику и сделать всё идеально с эстетической точкой зрения. Одно из моих любимых надгробий: женщина заказала памятник умершему мужу, заядлому рыбаку. Она непременно хотела отобразить это в памятнике. Идея пришла быстро: в Эрмитаже были большие бронзовые вазы конца XIX века. Они и послужили вдохновением. В итоге получилось изображение Фаберже, только чуть-чуть увеличенное. Очень красиво.

Денис признался, что не любит вставать рано, хотя постоянно корит себя за это:

— Просыпаюсь, завтракаю и еду в мастерскую. Стараюсь делать это ежедневно. Работаю допоздна, пока не разведут мосты. Моя работа сопряжена с одиночеством, и я бываю рад, когда ко мне заходят друзья и знакомые. Иногда устраиваю себе выходные. Тогда с супругой куда-нибудь выбираемся. Она — архитектор с достаточно свободным графиком. Любим путешествовать. Ещё для меня большим открытием стали социальные сети, там я публикую свои работы. Очень много положительных отзывов, что заряжает меня энергией. А ею надо обязательно делиться. Самое страшное для художника — работать в стол.

Наша беседа подошла к своему логическому завершению. Оставалось только пожелать Денису Третьякову больших творческих успехов.

Юрий КУЗЬМИНЫХ.
Фото автора.