Дыхание архитектуры, или Выставка как маленькая жизнь

Похоже, что архитектура всё больше вхожа в культурную жизнь, во всяком случае, недавнее открытие выставочной экспозиции архитектурных работ, макетов и скульптурных композиций известного кыргызского зодчего, профессора Международной академии архитектуры Нурсейита Мамбетказиева это утверждение воочию подтвердило.

В окружающем мире сама архитектура давно уже перестала быть сферой интересов только самих зодчих, искусствоведов и критиков. С тех пор, как ушла в прошлое типовая жилая застройка с однообразными коробками зданий, внешний облик новостройки прочно вошёл в число лидирующих параметров при выборе жилья, особенно если речь идёт о проекте бизнес-класса. Сегодня покупатель уделяет внимание не только планировке своей будущей квартиры, но и архитектурным решениям в целом, которые во многом определяют комфорт жизни.

Выставка в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева была приурочена к 70-летию самого архитектора, который свою творческую деятельность начал ещё в проектном столичном институте «Фрунзегорпроект» в окружении таких известных зодчих, как Аскар Исаев, Александр Зусик и Советбек Абышев, где всегда царил дух здоровой состязательности и творческого азарта.

Дыхание архитектуры,  или Выставка как маленькая жизнь
Фото: Игорь Сапожников

Архитектурная деятельность в проектном институте дала будущему мастеру необходимые практические и творческие навыки вдохновенного совершенствования тайн в искусстве архитектуры. Большое творческое влияние на плодотворное дальнейшее профессиональное восхождение Мамбетказиева к заманчивым высотам зодчества оказало его активное участие во многих всесоюзных и республиканских архитектурных конкурсах и смотрах, где его проекты и работы неоднократно отмечались премиями и призами. И в большинстве своём его трудовая деятельность была связана с проектированием и архитектурной организацией жилых комплексов и массовых застроек.

 

Архитектура жилого комплекса, по словам самого мастера и его умудрённых опытом коллег, важна уже потому, что напрямую перекликается с образом жизни, формируя определённые современные сценарии. И здесь важно абсолютно всё: расположение зданий относительно друг друга, сочетание приватных и общественных пространств, этажность, пропорции окон и даже внешний вид. К примеру, фасадные решения формируют диалог здания и окружающего пространства, создавая индивидуальный образ дома и его идентичность. А для нового поколения нынешних покупателей жилья вопросы самоидентификации и персонализации очень важны, ведь это напрямую связано с личным пространством. Сегодняшний житель мегаполиса, каким стал Бишкек, знакомый с лучшими образцами зарубежной архитектуры, уже ищет для себя разнообразие и уникальность. И современная архитектура страны отвечает на этот запрос, постоянно раздвигая границы того, как выглядят новые жилые кварталы. Строительные материалы, инженерные решения сегодня позволяют отечественным зодчим создавать проекты даже по-настоящему единственными в своём роде.

«Сначала мы создаём дома, а потом дома создают нас», — эти слова Уинстона Черчилля лаконично и чётко выражают мысль о силе воздействия на человека окружающих зданий. Тезис знаменитого политика подтверждают и научные исследования. Множественные эксперименты, предпринятые учёными в разных странах, говорят о том, что одноэтажная городская застройка негативно влияет на психику. В окружении однообразных построек восприимчивость человека снижается на 30%, а работоспособность — на 40%. И, наоборот, необычные уникальные сооружения способны вызывать свежие мысли и впечатления. Учёные, изучающие изменение потребностей покупателей жилья и современные тенденции застройки, отмечают рост значимости архитектурной составляющей. В ходе опроса покупателей этот фактор на протяжении последних двух лет занимает первое место, оставляя таким параметрам, как цена и местоположение жилья, лишь второе и третье места.

«Архитектуру жилого комплекса среди ключевых характеристик выбора проекта называют 65% клиентов, цену — 62%, а локацию — 48%», — говорят ученики Мамбетказиева.

Дыхание архитектуры,  или Выставка как маленькая жизнь
Фото: Игорь Сапожников

Среди весомых признаний мастера архитектуры можно назвать его награды на Всесоюзном смотре 1987 года. Тогда призовое место занял его проект общеобразовательной школы на 33 класса по улице Боконбаева в столице (ныне школа-гимназия № 70), а также премию на Всесоюзном открытом конкурсе в Москве в 1988 году, когда среди лауреатов оказался его проект общеобразовательной школы под девизом «Ак Жол». Из недавних достижений зодчего назовём также победу на республиканском конкурсе 2019 года, на котором первую премию завоевал его проект общеобразовательной школы на 225 ученических мест. Сейчас Мамбетказиев плодотворно сотрудничает с молодым одарённым скульптором Азаматом Абдрахмановым, в содружестве с которым недавно созданы оригинальные памятники выдающимся деятелям литературы и искусства Кыргызстана: народному писателю Тугельбаю Сыдыкбекову на бульваре Эркиндик и народному артисту СССР и КР Суйменкулу Чокморову возле здания кинотеатра Ала-Тоо. После распада Союза в республике строилось немало мечетей, и архитектор Нурсейит Мамбетказиев, участвуя в международном конкурсе 1993 года в Ташкенте вместе со своим коллегой М. Амыркуловым, стали авторами лучшего проекта, по которому возведено здание мечети в посёлке Кыргызстан Таласской области. Среди его достойных наград также премии в конкурсах на лучшую концепцию застройки центра по столичному проспекту Ч. Айтматова, проекту молодёжного центра с яхт-клубом на Иссык-Куле и ещё целый ряд призовых мест на конкурсах на лучшую организацию архитектурной застройки нескольких центральных улиц Бишкека.

В персональной выставочной архитектурной экспозиции представлены также фотографии, визуализация, графики, макеты, скульптуры, эскизы ещё не осуществленных проектов. Главное, что в выставочной экспозиции Н. Мамбетказиева присутствует неповторимый в своём роде дух персональной зодческой культуры. Она позволяет каждому зрителю зарядиться энергией архитектуры, без которой современное проектирование существовать просто не может. Собственно, для этого и нужны сами выставки. В выставочном показе мэтра архитектурного проектирования главенствует содержательный контекст, а талант экспозиционера как раз и заключается в удержании равновесия между материалом, представленным им, использованным оборудованием и местом, в котором всё происходит.

Автору экспозиции удалось выполнить трудную задачу, чтобы посетители наглядно изучили прошлое, получили уверенность в настоящем, увидели перспективы будущего в любом экспозиционном проекте, а юбиляру в особенности надо думать о публике, владеть способом её вовлечения в совместные действия, проявлять инициативу. Тем более что современные цифровые технологии этому способствуют. Всё это, на наш взгляд, Нурсейиту Мамбетказиеву и команде его учеников в юбилейном персональном выставочном проекте удалось.