Хаос и космос на театральных подмостках

Наша цель - построение нового Кыргызстана

Неожиданный сюрприз преподнёс поклонникам Кыргызский национальный академический театр оперы и балета имени А. Малдыбаева. На сцене прошёл показ оперы-фарса композитора Гаэтано Доницетти “Театральные порядки и беспорядки”. Нет, это не очередная премьера традиционного классического спектакля. Это взрыв эмоций, буйство красок и фееричные голоса! Ну а что? Разве театр не может пошалить?..

– Очень неожиданно увидеть артистов оперы в новых амплуа. Насмеялись от души! Я думаю, что в каждом коллективе есть своя Агата, – делится впечатлениями после премьеры бишкекчанка Индира Нурмухаммедова.

Хаос и космос  на театральных подмостках

Главное действующее лицо – мама Агата, роль которой исполнил неподражаемый Данияр Долотбаков, буквально захватила внимание всех зрителей. Ну, на то он и артист! Так суметь перевоплотиться в склочную, властную бывшую актрису, которая всё никак не может выйти из образа. Своим внезапным появлением она вносит не только хаос, но и оживление в мирное существование забытого всеми театра. Всё вокруг словно закипает, вначале от негодования, а потом от воодушевления.

– Это спектакль о спектакле, в котором зрители наблюдают “тернистый” процесс подготовки труппы к премьере известной оперы. Постановка фонтанирует комедийными эффектами. Действие происходит в наши дни, – делится режиссёр Александра Аптовцева.

Хаос и космос  на театральных подмостках

Стоит ещё раз упомянуть об Агате, ведь, как сказала зрительница, такие персонажи есть в каждом коллективе. Она буквально перетягивает одеяло на себя целиком и не позволяет без её ведома произойти ни одному творческому процессу. Дама будто не знает, чего хочет: то ли петь, то ли привлекать внимание. Вначале все мечтают избавиться от склочной женщины, но в конце спектакля понимают, что именно благодаря ей некогда уснувший театр ожил и всем вдруг захотелось бороться за свои роли, показывать талант и творить на сцене.

Перед началом премьеры в фойе было оживлённо. Инсталляция художника-постановщика Михаила Марченко никого не оставила равнодушным.
– Это рабочие эскизы к костюмам артистов, – объясняет художник. – Вы видите смешение стилей от суперсовременных нарядов до античных. То есть постановка в постановке. Артисты играют артистов, которые готовятся к премьере известной оперы.

Хаос и космос  на театральных подмостках

Режиссёры обратились к Михаилу Марченко неслучайно. Молодой талантливый художник декоративной росписи привлёк внимание Сейтека и Александры своим искусством. Это его театральный дебют:

– Режиссёры озвучили мне своё видение, а я уже дополнял детали. Мы долгое время трудились над костюмами в Москве, но основная работа велась именно на кыргызской сцене. Я могу выдумать всё, что угодно, но это всё же нужно адаптировать под образ подмостков.

Собственно, так и случилось. Приехав в Бишкек, Михаил понял: не всё, что он задумал, можно осуществить. Да и не нужно:

– Приехав сюда, я начал работать над усмирением своих амбиций. Преодолевать сложности, используя максимальную выдумку. Мой основной вклад – это вступительная сцена, но и на неё меня навели режиссёры. Они дали точное определение, которым и охарактеризовался спектакль, – хаос и космос! Вечное противостояние двух противоположностей. И именно из этого и рождается порядок.

Хаос и космос  на театральных подмостках

Доволен ли художник своим творением на сцене? Михаил Марченко честно заявляет:

– У меня нет возможности насладиться моментом, потому как я нахожусь в процессе завершения. После премьеры работа будет продолжаться. Возможно, какой-нибудь сценический костюм придётся дополнять или, наоборот, убирать лишнее.

По словам художника, все артисты – адвокаты своей роли, и через костюм модельеры должны показать, почему же герой так себя ведёт.

Михаил ревностно относится к своим эскизам: следит за реакцией зрителей, находит недоработки сам. Поэтому, как и подобает творческому человеку, а тем более художнику, он не успевает банально помыть руки от красок. Да и зачем? Ведь он постоянно в работе, и, когда вновь увидит одному ему бросившиеся в глаза шероховатости, возьмёт палитру с красками и пальцами начнёт совершенствовать набросок.

Хаос и космос  на театральных подмостках

– Спектакль на той стадии, когда готовишься к прыжку. И этот прыжок до сих пор отзывается в моих руках, отому как некоторые моменты надо закончить срочно. Это моё естественное состояние, когда я берусь за всё, – дополняет художник.

Премьера оперы-фарса прошла с невероятным успехом, зрители не хотели отпускать артистов и работников театра без искромётных оваций и бурных аплодисментов. Поэтому необычную постановку двух молодых режиссёров можно смело включать в репертуарную линейку классического театра как неординарный виток в истории постановок.

Дарья НЕСТЕРОВА.
Фото автора.