Сад благоуханный

Центральная Азия -  Германия

Выставка известной, но увы, уже ушедшей от нас художницы Салтанат Кайбылдаевой, открытая в Национальном музее изоискусства, интересна тем, что она организована усилиями её семьи: сестёр Дамиры Сартбаевой, Асель Ормоковой и дочери Жылдыз Кайбылдаевой. Экспозиция, названная “Салтанат”, создана как дань памяти художнице, чей образ жизни был неотделим от её творчества.

В музейном собрании представлены работы, созданные автором в конце 90-х и до середины 2000 годов, оставшиеся в её мастерской. Немало работ Салтанат находятся в музеях и частных собраниях и в родной стране, и в зарубежных коллекциях. С 1991 года она стала членом Союза художников и активно участвовала в республиканских и международных выставках и конкурсах, отмечена наградами и знаками отличия различных государственных и общественных организаций. Салтанат – выпускница Фрунзенского художественного училища и Московского полиграфического института.

Сад благоуханный

Её лучшие произведения связаны с обретением свободной манеры письма, метафорическим образным раскрытием выбранной для воплощения темы, связанной с национальными традициями и обычаями, родной природой и жителями Кыргызстана. Её работы отличаются ярким выразительным стилем и использованием различных техник, из которых ключевые – холст и масло. Здесь можно видеть влияние кыргызской культуры, а также авангардных и современных художественных течений. Одной из ключевых тем творчества Кайбылдаевой – тема любви к кыргызской земле и природе, женской красоте и её выразительности: “Молодухи с мороженым”, “Белое облако в степи”, серия “Природа и женщины”, “Мечта”, “Девушка-кыякчы”, “Сад благоуханный”, “Набивающая шерсть”, “Материнство. Курманджан”, “По дороге на джайлоо”. Именно женственность и эмоциональность – одна из ключевых тем.

Сад благоуханный

Салтанат также успешно занималась работами с войлоком, они не раз отмечались на конкурсных показах. Каждая небольшая деталь, едва уловимый свет и оттенок соединяются в полотнах художницы в особый предметный мир: “Едоки дыни”, “Гончарная мастерская”, “Несущие хлопок”, “Отдых в тени”, “Музыканты”, “Песня”, “Солнцепёк”, “Каджи-Сай”, “Белый пароход”. Её произведения обретают удивительную лёгкость и чувственность, и через них проходит философский диалог между зрителем и автором: “Окраина посёлка”, “На берегу”, “Берег с камнями”, “Табун”, “Объект на фоне озера”. У Салтанат в живописи ощутимо не только классическое видение, но авангард, андеграунд. Демонстрируя как женщина-художник свободу в своём выборе тематики и стиля, она создавала произведения, которые соответствовали её собственной внутренней природе.

Сад благоуханный

С. Кайбылдаева переносит свой внутренний мир в работы. Живопись её экспрессивна и эмоциональна, в ней автор обращается к сочетанию женского и мужского начал, западного и восточного, поскольку женщины тоньше чувствуют все вибрации нашего мира и их собственный эмоциональный мир богаче. В экспозиции выставки есть и произведения-размышления, и абстрактная живопись: “Стена”, “Попадание стрелы Амура”, “Древо”, серия работ “Истина и бесконечность”, “Мегапейзаж”, “Сотворение мира”, “Освобождение от стереотипов”, “Красная комната”.

Эти работы отличаются виртуозностью живописного исполнения, глубиной мысли и колористическим сочетанием. Автор мастерски схватывает те прекрасные мгновения, когда обыденное становится исключительным. Обычный закат, тихий сельский дворик и уголок родной улицы наполняются мудрым философским смыслом.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.