Весь мир красок на двоих

Уйдут ли конверты  в прошлое?

Первой художественной весенней экспозицией в столичной “Галерее М” стала выставка творческого дуэта двух известных в национальном изобразительном искусстве авторов – Юлдаша Нурматова и Саркына Сооронбаева, представивших на зрительский суд более 40 разножанровых произведений: сюжетные полотна, абстрактные композиции, натюрморты с цветами.

 

 

Юлдаш Нурматов более известен в художественном мире как сценограф (в его послужном списке около 300 спектаклей, и многие из них – это высший класс современной сценографии), сейчас он главный художник Национального русского театра драмы имени Ч. Айтматова. Спектакли в его мастерском оформлении давно снискали известность в театральном мире, и художник стал достойным соавтором успеха многих сценических постановок не только в стране, но и за её пределами. Однако свободное от сценографических дел время он с упоением посвящает живописному творчеству. И здесь его можно отнести к художникам, которые постоянно заняты поисками новых средств выражения, созвучных современному изобразительному мышлению.

 

Для Юлдаша пространство холста – это новая возможность для импровизации, где впечатления сжаты и обобщены, а ключевая смысловая доминанта – цвет. В картинах Нурматова, представленных в выставочной экспозиции (“Курак”, “Дуэт”, “Грёзы”, “Царь-рыба”, “Натюрморт с сиренью”, “Композиция”), зрители увидят целостный и высокохудожественный мир, хотя автор не стесняется давать волю фантазии. Эти незаурядные работы, выполненные в модном сегодня живописном стиле фэнтези, словно цветные сны, приснившиеся художнику, в которых теснятся тревога и боль, но всегда есть место для надежды и красоты. Кто-то из критиков и коллег даже назвал станковую живопись Юлдаша Нурматова “театром на холсте”, что весьма близко истине.

 

Второй автор выставочного тандема – Саркын Сооронбаев – выпускник Ташкентского художественного института имени А. Островского, тоже художник разностороннего дарования. Его работы, представленные в весенней экспозиции (“Долгожители”, “Кыргызское искусство”, “Лошади на водопое”, “Против ветра”, “Остров на Иссык-Куле”, “Лодки”, “Лунная ночь Танабая), свободные, ненавязчивые, мягкие. Это композиции, которые говорят о самом авторе и состоянии его творческой души. Тёплые, светлые, “южные” по тональности, они отражают местный колорит, природное настроение окружающего мира. Поэтический взгляд автора близок и понятен. Художник точно реагирует на изменения в окружающем мире: его картины лиричные и поэтичные, всегда актуальны и своеобразны. В них зрители видят и ощущают приметы и знаки быстротекущего времени.

 

Критики отмечают, что метод работы Саркына Сооронбаева над написанием холста напоминает творческий процесс скульптора, создающего рельеф на плоскости. Он набирает цвет мастихином и затем лепит форму, сообразуясь со своей интуицией. Со стороны кажется, что он смог как бы впаять в холст всю палитру, и от этого изображение стало живым, рельефным, сильно окрашенным эмоционально и этим притягивающим внимание. Сооронбаев играет с фактурами, много фантазирует, преображает обычное и скучное в некую таинственную историю. И, создавая так по своему художественному наитию образы природы, отдельных людей, всю сюжетную композицию, художник стремится к молчаливому и неспешному диалогу с каждым зрителем, пришедшим увидеть созданные его художественным даром живописные произведения.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.