Водила кистью классика рука, или Маленькие шедевры великих живописцев

Водила кистью классика рука,   или Маленькие шедевры великих живописцев

Свыше 70 живописных этюдов художников-классиков из собрания Национального музея изобразительного искусства имени Г. Айтиева собрала вместе в канун Нового года художественная выставка в одном из залов самого центрального храма искусства.

 

В экспозиции – этюдные работы авторов, творивших во второй половине XIX – первой половине XX веков. Среди её авторов бессмертные имена выдающихся русских художников Ф. Васильева, В. Васнецова, В. Верещагина, С. Иванова, А. Корина, К. Коровина, Б. Кустодиева, В. Поленова, Н. Ярошенко и других не менее именитых живописцев.

 

Этюд в живописи – это своего рода небольшой подготовительный авторский набросок, своеобразная заготовка для будущего более масштабного произведения или определённой его части, как правило, выполненная с натуры. Собственно, этюд – это и поиск путей к достижению конкретной творческой цели, а порой он выступает в роли итогового произведения с различной степенью завершённости и совершенства. Как отмечают сами живописцы, этюдная работа считается также их активным диалогом с предметом изображения, будь он засохшим деревом возле сельского кладбища или пустынным иссык-кульским берегом на южной оконечности знаменитого озера. В таком диалоге важно не только похоже и достоверно изобразить выбранный объект, но и впечатляюще, образно раскрыть его связь с будущим зрителем.

 

В экспозиции одно из основных мест занимает этюд Виктора Васнецова “Голова мальчика”, который пополнил собрание нашего музея ещё в 1934 году. Его передали из Государственной Третьяковской галереи. Васнецов в истории русского изобразительного искусства известен как тонкий жанрист и рисовальщик, особо себя проявивший как исторический живописец. Его творчество отличали красота и поэтичность в изображении родной старины, которая всегда влекла к себе его талантливую кисть. Персонажи, воспетые художником, а это герои эпосов, сказок и былин, переданы его кистью эпически повествовательно и в мягкой лирической манере. В показанном на выставке этюде автором изображён поэтичный, нежный облик мальчугана, незримо приближённый живописцем к сказочным образам его многих исторических полотен.

 

Подлинный живописный шедевр и этюд Фёдора Васильева “Заход солнца” подтверждает замечательное дарование автора как исключительно одарённого художника. Он, несмотря на свой ранний уход из жизни, оставил заметный след в русском реалистическом изобразительном искусстве. Всем без исключения пейзажным работам Васильева характерно поэтическое восприятие природы.

 

Привлекут публику этюды и ещё одного выдающегося русского художника Константина Коровина. Он также славился как один из лучших колористов русской живописной школы. Прекрасно и этюдное мастерство этого незаурядного живописца. Колорит его произведений насыщен и разнообразен. Художник своеобразно извлекал из мира природы все богатства её оттенков. Также в силу своего творческого дара он оставил большой след в театрально-декорационном жанре русской живописи.

 

Этот же жанр представлен этюдами Сергея Иванова и Алексея Корина. Иванов трудился над жанровыми полотнами, посвящёнными трагическим страницам из жизни узников царских тюрем и нелёгким судьбам русского крестьянства. Отдельный этап его творчества посвящён исторической живописи. Картины Корина, одного из ярких представителей московской школы живописи, художника-передвижника, – талантливое продолжение лучших традиций русской реалистической школы рубежа XIX и XX веков.

 

На выставке представлено и этюдное творчество Николая Ярошенко, художника-портретиста и пейзажиста, мастера жанровых произведений. Экспозиция знакомит с его небольшим замечательным пейзажем “В Сванетии”.

 

Интересным станет и знакомство любителей живописи с работами Василия Поленова. Творчество этого народного художника РСФСР на всём его протяжении проникнуто гуманистическими идеалами. Он посвятил его многим жанрам. В этюдах, написанных им во время путешествий на Восток, Василий Поленов выступает и как талантливый мастер пейзажа, и заметный представитель реалистического натурного этюда. Его работы привлекают авторским проникновением в характер природы различных стран, а также поэтическим образным раскрытием особенностей местного колорита.

 

Не минует заинтересованный зрительский взгляд и этюдного творчества выдающегося живописца Василия Верещагина. Художник-баталист, он в шестидесятых годах XIX века служил в Туркестане под началом генерала К. Кауфмана. Много ездил по краю и плодотворно трудился как живописец. В музейной коллекции в Бишкеке хранятся семь замечательных верещагинских пейзажных этюдов, созданных автором в 1869-1870 годах. В них превосходно передана очаровавшая его природная красота Кыргызстана.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *