За простотой сюжета сложный мир

Казна вопросов

Всем авторам новой выставочной экспозиции «Жетинин бири — устат-шакирт», открытой в Национальном музее изоискусства имени Г. Айтиева, присуще чувство времени, хотя их работы и посвящены конкретной исторической дате — столетию образования Кыргызской автономной области.

Заслуженный деятель искусств Сталбек Токтоев возглавил группу из семерых художников, на которых возложили почётную миссию подготовить выставку картин к этой знаменательной дате.

Работам Азамата Абакирова, Талгата Бокоева, Нурланбека Жороева, Талаайкуль Сейитбековой, Бахрамжана Темирова и Залкара Токтогулова, безусловно, присуща духовная наполненность. Они захватывают, как увлекательный фильм, рождающий целый мир образов — узнаваемый и одновременно другой, вызывающий подлинные эмоции, где за простотой сюжета скрыта сложная ткань жизненных взаимосвязей и переплетений.

За простотой сюжета  сложный мир

Живописные работы этих авторов привлекают к себе созвучием интуитивного и рационального, а самое, пожалуй, впечатляющее свойство представленных в музее полотен — их искренность и погружённость авторов в диалог со временем и искусством. Токтоев и Темиров в своих живописных композициях меняют текстуры обычных вещей и наполняют образным смыслом каждый свой холст. Реалистичные полотна Бокоева и Сейитбековой интересны публике новым концептуальным подходом. Эти живописцы применяют в своих художественных поисках новое понимание формы и цвета. Рядом с ними показывают свои произведения близкие им по духу творческого поиска живописцы Абакиров, Токтогулов и талантливый и своеобразный керамист Жороев. Активная позиция всех участников новой выставки — не в увлечении экспериментом, а серьёзном осознании происходившего в истории республики, существующего вокруг и внутри каждого из них сегодня.

Если говорить о работах Токтоева: «Слёзы судьбы», «Учкун», «Противостояние», «Сад любви», «Под мирным небом», «Кара-Озгой» и полотнах Темирова: «Эпоха предков», «Начало новой легенды», «Дом моего детства», «Триумфальный конец», «Игра с узорами», «Мой труд — родине», «Девочка из Зардалы», «Одинокий тополь», то они свидетельствуют о глубоких авторских размышлениях относительно сущности искусства, проблем его восприятия, взаимоотношения искусства и жизни.

Касаясь творческой стилистики уже названных авторов, а также полотен Бокоева и
Т. Сейитбековой: «Иссык-Куль», «Арсланбоб», «Осень», «Семья», «Тамчы», «Лунная ночь», «Манас эрайыш», «Ормон хан», «Репрессии», «Этюд», то она весьма разнообразна и сочетает элементы реализма, экспрессионизма и символизма.

За простотой сюжета  сложный мир

Эти сочетания возникают как художественное средство при создании образов. Причём обращение к тому или иному способу организации изобразительного пространства не препятствует авторам в воплощении их собственных идей, а наоборот, облегчает доступ к творческим высказываниям самих художников. Это позволяет им создавать произведения самобытные, яркие и впечатляющие. Изобразительно это реализуется благодаря тому, что творческий авторский импульс исходит изнутри, поисками руководит интуиция художников.

Поэтому сложение разнообразных художественных приёмов получается немеханическим и ненадуманным. Художники используют находки мастеров XX века, и их живописные аккорды слагаются в мелодию, наполненную подлинными чувствами.

За простотой сюжета  сложный мир

Живописные работы, к примеру, Токтогулова и Абакирова: «Вечные образы», «Шёпот тишины», «Сакральность» как правило многозначительны и непросты для восприятия, но именно так авторы ощущают избранную тему. Живописцы порой работают символами, которые бывают сложны, но всегда интересны и любопытны. Художник и керамист из новой кыргызской волны Жороев: «Джамиля», «Эхо времени», «Камертон» также один из заметных. Он плодотворно работает и как живописец. Любит творческие эксперименты и смело их воплощает. С другими авторами его объединяют художественные поиски в области станковой живописи. С одной стороны — это отстаивание уже накопленного опыта, с другой — открытость к инновациям, умение использовать наработанный опыт поколений и успешно двигаться в русле современных тенденций.

В основе образов, представленных на выставке, ясные приметы, проявляющиеся в окру-жающем живописцев мире. В центре их образов лежит сложный сплав творческих поисков, вдохновенной мечты, где-то простодушного восприятия мира и волнующих переживаний о прошлом и ощутимых предчувствий будущего.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.