Что на ум пошло

Новый учебный год на пороге, в школах полным ходом идёт реформа. Очередная и масштабная. Вместо одиннадцати лет дети теперь будут учиться 12, в проекте – изменение оценки знаний на 10-балльную, а учебники будут готовить по кембриджской системе, и уроки планируется начинать почти в семь утра. В общем, всё для детей. Действительно ли эти изменения так необходимо внедрять, да ещё с таким рвением, или всё же это ультиматум щедрых доноров? Не окажется ли наше будущее поколение после этих нововведений банальными неучами?

МЫ ВСЕ УЧИЛИСЬ ПОНЕМНОГУ

Это не первая попытка что-то изменить в работе средних общеобразовательных учреждений. Увы, их все можно назвать провальными. В конце 2023 года Центром оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО) проведено международное исследование PISA. Результаты говорят, что уровень знаний школьников с каждым годом всё слабее.

Перейти на 12-летку правительство намеревалось более 20 лет назад, когда принимало Концепцию развития образования до 2010 года. Тогда республика хотела следовать мировым стандартам, имея советскую базу.

“12-летнее обучение в средней школе позволит устранить перегрузку школьников за счёт переноса наиболее сложных разделов физики, химии, математики и других предметов из основной школы (5-10-е классы) в старшую (11-12-е классы), а также расширить обучение иностранным языкам и компьютерной грамотности в начальной школе, ввести профилизацию на старшей ступени школьного образования”, – говорилось в постановлении.

Не получилось. Потом были попытки ещё и ещё. Эксперименты проводились при каждом президенте. И вот очередная. Однако настораживает даже не их количество, после которых уровень знаний школьников снижался катастрофически, а то, с каким рвением это делается, что поневоле задумываешься, а так ли всё на самом деле?

Поверить в бескорыстность международных финансовых воротил, которые вливают огромные средства в реформирование образования в развивающихся странах, конечно, можно, но сложно. Ведь неграмотными и голодными легче управлять – это аксиома, а когда и где лучше начинать “работать” над неокрепшими детскими умами? Конечно же, в школе, где в их головы можно вдолбить всё, что угодно. Нет никакой гарантии, что за красивыми словами об индивидуальной работе с талантливыми учениками скрывается задача по изменению самого образа мышления детей и молодёжи.

Серьёзные перемены в школьном образовании начались с середины прошлого года. Азиатский банк развития выделил на это фантастическую сумму – 40 миллионов долларов. Учитывая, что основные акционеры АБР – это США и Япония, такая щедрость вполне объяснима. Впрочем, как и активность, с которой Минобразования, во главе с руководителем ведомства Догдуркул Кендирбаевой, продвигает реформы. Причём даже не в пилотном варианте, а сразу и везде.

Однако госпожа министр, по всей вероятности, уверена в успехе, хотя никто по этой тематике никаких научных исследований не проводил. Да и невозможно это сделать за такой короткий срок.

Так почему же мы так торопимся, и что будет, если не получится? Помнится, у нас уже был неудачный опыт с переносом начала учебного года с 1 на 15 сентября, и все знают, чем он закончился.

На одной из пресс-конференций, отвечая на вопрос журналиста издания “Слова Кыргызстана”, было ли введение 12-летнего образования ультиматумом доноров, министр ответила отрицательно, заявив, что жизнь меняется и требования к школьной программе тоже.

БЕДНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Ну что ж, с госпожой Кендирбаевой сложно не согласиться. Однако вернёмся к реформе. При переходе к 12-летнему образованию в школы Бишкека придут до 35-40 тысяч детей дополнительно, в дальнейшем ежегодный прирост учащихся может достигать 10 тысяч человек. Для стопроцентного охвата детей с 6-летнего возраста потребуется 168 дополнительных школ проектной мощностью 500 ученических мест, встанет и вопрос горячего питания в начальных классах. Интересно, знают ли об этом в Минобразе?

Далее. Всего на начало прошлого учебного года в 2 тысячах 377 школах обучались 1 миллион 491 тысяча учащихся, включая подготовительные классы. Планируемый переход на 12-летнее образование совпадает с продолжающимся и заметным ростом числа школьников – с 1,35 миллиона в 2020-м до 1,67 в 2023 году.

И ещё. При переходе на 12-летку только в систему начального образования единовременно потребуется дополнительно 3,8 тысячи учителей. В Министерстве образования же проинформировали, что на конец августа 2024 года в средних общеобразовательных заведениях страны не хватает более 1,3 тысячи учителей по различным школьным предметам. Причём это число может существенно увеличиться.

Ещё одна новость. Теперь педагогов будут тестировать. До недавнего времени это была добровольная процедура, и тем, кто её пройдёт, обещали надбавку к зарплате – две (!) тысячи сомов. Если же преподаватель по каким-либо причинам не выдержит испытание, то ему дадут время и возможность повысить квалификацию.

По словам заместителя министра образования и науки Муратбека Касымалиева, если все учителя будут проходить аттестацию, то станет возможным вывести рейтинг каждой школы. А зачем? Ведь само министерство на днях заявило, что гимназий больше не будет, и все школы будут равны.

Есть ещё одна фраза заместителя министра, которая вызывает недоумение. Оказывается, в планах Минобраза, чтобы каждый учитель ежегодно уделял минимум 100 часов повышению своей квалификации. Это при катастрофической нехватке школ, педагогов и 12-летнем образовании, когда нагрузка на учителя возрастёт вдвое, если не больше.

“Если современные учителя такие требования выполнять не могут, мы не дадим шанса заниматься преподавательской деятельностью”, – приводит слова заместителя министра образования Муратбека Касымалиева один из информационных ресурсов.

Словом, сейчас педагогам не до учеников, уроков и всего остального. Сидят учителя над методичками, к аттестации готовятся. Ну, о каких учебных планах тут можно говорить?

ОБЕЩАЛ ПОЛУШАЛОК…

Теперь немного о технике. Помнится, в феврале этого года заместитель главы Кабинета министров Эдиль Байсалов на заседании коллегии Таласской областной администрации заверил присутствовавших, что к июню всех учителей обеспечат ноутбуками.

“Мы побывали в Китае, где ознакомились с деятельностью компании по производству ноутбуков. Мы постараемся напрямую закупить оттуда”, – пояснил он.

Не срослось. Ноутбуки ещё только в проекте. На днях теперь уже министр образования и науки Догдуркул Кендирбаева пообещала, что педагогам только начнут выдавать ноутбуки во второй четверти. По её словам, средства выделены, техническая спецификация разработана:

“Министерство хочет, чтобы сборка ноутбуков шла на базе двух крупных учреждений – “Кыргызиндустрии” и “Технопарка”. На днях объявят тендер. Параллельно идёт подготовка “начинки”, это все цифровые открытые образовательные ресурсы по STEM-предметам, уроки, тесты, учебники, пособия. В школы поступила первая партия стационарных компьютеров, но они рассчитаны не на педагогов. Для учителей мы просим, чтобы техника была лёгкой и удобной, учитывая, что 80 процентов из них – женщины”.

А заместитель министра образования и науки Лира Самыкбаева добавила, что при реализации задачи по обеспечению педагогов ноутбуками возник экономический вопрос о том, что нужно поддерживать местное производство:

“В связи с тем, что это большая партия ноутбуков, чтобы обеспечить правильное, достойное сервисное обслуживание, понадобятся местные производители, которые в регионах будут своевременно оказывать сервисное обслуживание. Наши производители оборудования, к сожалению, только набирают силу, встают на ноги, и мы вынуждены ждать”.

Напомним, на обеспечение учителей ноутбуками из республиканского бюджета дополнительно потребуется 2,5 миллиарда сомов. А на что в таком случае пойдут деньги Азиатского банка развития? Или средства этого уважаемого международного финансового института, который так ратует за образование кыргызстанцев, предназначены для других целей?

КОММЕНТАРИЙ

Руководитель лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, глава центра “Диагностика и развитие способностей” Людмила Ясюкова:

“Вообще, осложнение ситуации в образовании началось с конца 80-х годов на всём постсоветском пространстве. К большому сожалению, поколение безграмотных – это итоги современной системы обучения. Мы проводили исследование, результаты которого шокировали. Лишь треть выпускников имеют полноценные навыки чтения. На просьбу назвать слово, которое начинается на “А”, полкласса отвечает “агурец”, ёжик пишут “йожик”. То, что происходит в школах, ломает систему образования окончательно. Программы ведут к неграмотности школьников, отсутствию у них понятийного мышления. Все последние реформы, которые якобы направлены на улучшение ситуации, к этому не приведут, потому что те, кто их проводит, сами не учились на экспериментах 30-х, 60-х и 70-х годов. Но если тогда это были лишь эксперименты, и если что-то не пошло, сразу убирали, то сейчас новшества внедряют сразу и везде, не заботясь о последствиях. Я бы сказала, что сейчас ситуация со школьным образование значительно хуже, чем в советское время”.