Хоровод нововведений

Вот и заканчивается горячее лето, подошли к концу самые длинные школьные каникулы. Детки, отдохнувшие, загорелые, выспавшиеся, собрались идти в школу на встречу с учителями, одноклассниками, новыми учебниками. Навстречу новым знаниям!

Какие только реформы ни предпринимались в сфере образования в последнее время! То перенос начала учебного года на 15 сентября, то конкурс директоров, то введение совершенно бесплатного образования. Теперь вот грядёт переход на 12-летнее обучение, отмена гимназий и лицеев, обещание очередных новых учебников и сингапурской методики преподавания, введение ограничений по здоровью для учителей, перенос начала уроков на более раннее время.

***

Само по себе и неплохо, если шестилетки, не охваченные детскими дошкольными учреждениями, в обязательном порядке придут в нулевой класс. Но это при условии, если в школах есть кабинеты для их размещения и обучения и учителя. А сколько нужно учебников, мебели, учебного оборудования, плюс вопрос горячего питания в начальных классах. Для перехода школ к модели 12-летнего образования потребуется 25,8 миллиарда сомов из бюджета! Выдюжит ли бюджет? Начать бы введение этого новшества с периферии, где мало детских садов и нет переполненности школ. И уже после апробации в пилотных учебных заведениях в последнюю очередь вводить в переполненном во всех смыслах Бишкеке. Однако решено вводить везде и сразу. С опаской ждём…

***

Решение лишить лицеи и гимназии особого статуса продиктовано желанием и попыткой министерства поставить всех учащихся в равные условия. Но не лучше ли поднимать планку обычных общеобразовательных школ до уровня гимназий и лицеев, вместо того чтобы опускать эту планку и ставить всех в одинаково невыгодное положение? Посмотрим. Ведь как сказал на заседании Жогорку Кенеша депутат Нуржигит Кадырбеков, выступая против ликвидации гимназий ещё 27 июня: “Это будет не оптимизация, а оптомизация – политика закрытия всего оптом. Я понимаю, возможно, это было не решение самого министра, но как бы мы не попали в болото, пытаясь сэкономить. Закроют гимназии – это реформа, через несколько лет придёт новый министр, предложит всё вернуть как было – тоже реформа. Мы будем стоять на одном месте, как мышь, бегающая в колесе”.

И напомнил, что образование развивает и все остальные сферы: экономику, социальную сферу, медицину, экологию. Госпожа министр объяснила, что “в новом законе нет школ со статусом гимназии. Мы не будем делить, а создадим одинаковые условия для всех детей. Некоторые родители возмущаются, что дети хотят учиться в этой или другой школе. Но есть мировая практика зонирования. Она была у нас и есть в других странах. Мы говорим, что дети должны ходить в те школы, которые находятся в местах их проживания”.
Итак, посмотрим, что из этого выйдет.

***

Аренда школьных учебников подорожает, как сообщил директор ГУ “Издательский дом “Окуу китеби” Ильяс Сарыбаев. Ранее аренда одного учебника составляла 25 сомов. Да, это немного. И родителям намного выгоднее заплатить за аренду, чем покупать. Может, и хватало бы этих денег, если бы каждый год не поднималась тема новых учебников. Старые проверенные учебники постоянно кого-то не устраивают.

Неустанно печатаем новые. Стабильно не успеваем к очередному учебному году. Всю первую четверть ищем, где и когда можно будет купить учебники по нескольким предметам. Потом не успеваем за три оставшиеся четверти пройти все темы, некоторые пропускаем, отсюда пробелы в знаниях. И это повторяется из года в год. К сожалению, похоже, предстоящий учебный период не станет исключением.

Уже многие родители узнали из смс-чатов, что все учебники не выдадут ни младшим школьникам, ни старшим. Придётся покупать, кому-то больше, кому-то меньше. К тому же, в 2024 году началась работа по адаптации зарубежных учебников для школ Кыргызстана (Оксфорд, Кембридж, Маршалл Кавендиш и др.) по предметам естественнонаучного цикла на основе STEM-подхода с переводом на государственный и официальный языки. Когда начнут выдавать учебники детям, увидим, что успели, а что нет…

***

На общественное обсуждение вынесен перечень преступлений и медицинских противопоказаний, наличие которых исключает право на занятие педагогической деятельностью. Да, для создания безопасной образовательной среды люди с судимостью или с туберкулёзом, эпилепсией, психическими заболеваниями, больные алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, конечно, не подходят.

Но где искать идеально здоровых учителей при острой нехватке специалистов? По данным пресс-службы Минобразования на 20 августа, школам страны не хватало 1335 учителей, из них 493 – в столице. Наибольший дефицит приходится на преподавателей математики, информатики, физики, русского и английского языков. А после 30-40 лет у каждого есть что-то из набора: “гипертония, варикоз, ревматизм, хронические болезни почек, сердечно-сосудистые заболевания”. Как будем выкручиваться, если всех опытных, но “слегка больных” увольнять? А справятся ли исключительно молодые и здоровые педагоги?

***

И, наконец, столичная мэрия “обрадовала” тем, что в доброй половине школ Бишкека (42 процента) уроки теперь будут начинаться в 7.30 (ранее это было только в 14 школах). При этом мэр Айбек Джунушалиев предлагал начинать занятия в некоторых школах с 7.00. Спасибо, не надо!

Итак, глава Кабмина Акылбек Жапаров подписал постановление, согласно которому занятия в профессиональных лицеях, колледжах и вузах столицы будут начинаться не ранее 10.00, а уроки в школах могут начинаться раньше 8.00. Эх, лучше бы наоборот. Да, студентам повезло… А ученикам школ, особенно тем, которые посещают образовательные учреждения вне микроучастка, это новшество пойдёт не на пользу. Недосыпание, ведь вставать придётся ещё на полчаса раньше. А таких, на минуточку, 90,6 тысячи. Плюс 7,8 тысячи школьников приезжают на занятия из населённых пунктов Чуйской области. Это почти половина из 198,1 тысячи детей, обучающихся в 103 муниципальных школах Бишкека. По разным причинам они не могут или не хотят учиться в расположенных поблизости школах. Вот, например, высказывание одной мамы: “Мы не учимся по месту жительства, потому что у нас одна школа на три села без преподавателей и ремонта. Туалет до сих пор на улице в виде ямы…” Может, стоит наводить порядок в учебных заведениях на окраинах города, чтобы люди захотели отдавать туда своих детей? Или всем, у кого есть дети, переехать в центр, поближе к хорошим школам?..

При этом напоминают о запрете остановки автомобилей возле центральных школ. Это как: тёмным морозным декабрьским утром долго на остановке ждать автобус за неимением троллейбусов и маршруток… Опоздания обеспечены.

И если эта мера призвана разгрузить улицы за счёт недосыпания детей, то не лучше ли отправить пораньше на работу госслужащих, чиновников, которые приезжают на собственных авто и не зависят от общественного транспорта? Ведь транспортные проблемы столицы никуда не делись, а ещё и усугубились решением властей убрать троллейбусы, большую часть маршруток, заменив их автобусами в весьма недостаточном количестве.

А может, и не зря Министерство образования и науки намерено создать онлайн-школу “Тунгуч”? Соответствующий проект постановления Кабинета министров опубликован для общественного обсуждения. Зачем куда-то ездить? И пробок будет меньше… И чиновникам меньше забот.

Майя НАБУР.