Медресе или школа? Спецслужбы призывают к бдительности

Медресе или школа? Спецслужбы призывают к бдительности

Всё больше кыргызстанцев выбирают для своих детей религиозное образование вместо светского. Почему? Причины самые разные. Медресе у нас открыты официально, с утверждённой образовательной программой и хорошо подготовленными преподавателями. Это если по закону, а если нет?

 

КУДА ПОЙТИ, КУДА ПОДАТЬСЯ

Начиная с марта Государственный комитет национальной безопасности выявил около десятка незаконных медресе и лагерей, где детей обучали исламским канонам. Такие заведения выявлялись и ранее, но тенденция такова, что с каждым годом их становится больше.

В Джалал-Абадской области, например, для занятий использовали сырую неотапливаемую комнату. Урок проводил “учитель”, который сам едва умел читать. Используемая литература не проходила проверку в ДУМК. Некоторые дети на протяжении долгого времени не посещали общеобразовательную школу. Спецслужбы и представители духовенства призывают родителей к бдительности, но пока эффекта от таких предостережений практически нет.

Так почему же родители стали отдавать предпочтение религиозному образованию детей в сомнительных заведениях светскому в школах?

Мээрим Султаналиева (по её просьбе изменена фамилия) живёт в селе Иссык-Кульской области. Она вдова, одна воспитывает троих детей: 12, 10 и семи лет. Женщина работает на животноводческой ферме. Жаловаться не недостаток средств она не любит, да и родня помогает, чем может. Одна проблема – дети летом предоставлены самим себе. Поесть мама приготовит и уходит на целый день.

– В школе был лагерь, но он проработал только три недели в июне, а что дальше? – сетует Мээрим. – Село маленькое, никаких кружков, спортивных секций. Дети что хотят, то и делают. Хорошо, если соседи присмотрят. Мне на работе приятельница посоветовала лагерь, который в одном из сельских домов открыла одна семья. Сказали, что они Коран изучают, как правильно его читать и понимать суры. Об исламе рассказывают. Я подумала, что плохого в этом ничего нет. Старший сын подрабатывать пошёл, а двое младших дома. Вот и определила их в этот лагерь. Сначала пошла, всё сама посмотрела. Мне понравилось обходительное отношение со стороны преподавателей, чисто в доме.

 

Да и детей кормили горячим обедом. Причём всё недорого. Обычный ведь лагерь – удовольствие сейчас только для богатых.

На вопрос, не боится ли она, что её сыновьям с детства будут навязывать какие-то вредоносные экстремистские идеи, что тоже возможно, женщина только пожала плечами. Другого выхода у неё нет.

Шаршен Исмаилов из Иссык-Атинского района Чуйской области, где недавно сотрудники ГКНБ тоже пресекли деятельность незаконного медресе, вообще решил, что светское образование его детям необязательно, а вот религиозное – это то, что нужно.

– Да вы сами разберитесь в этом вашем светском образовании, – говорит мужчина. – То 11 лет учиться, то 12. А тут ещё я слышал дурость придумали, что оценки теперь будут выставлять по двенадцатибалльной системе. Что за бред? Классы переполнены, учебников не хватает, да и те с ошибками, авторитет учителей упал. Ну и чему такие люди могут научить? Как деньги собирать? Мой сын учился в светской школе, но знания у него по некоторым предметам нулевые, а оценки стоят хорошие. Это вам не советское время, когда педагоги действительно учили детей, а сейчас учителям лишь бы часы отработать. Кроме того, сама школьная программа настолько загружена, что школьникам не хватает времени ни на что. Когда я учился в школе, у нас был предмет “помощь по дому”, где оценки выставляли родители, а мы приносили и показывали их классному руководителю. Уроки распределялись так, что оставалось время для посещения кружков. А сейчас что? В медресе же дисциплина прежде всего. Преподаватели следят за выполнением уроков, занятия проходят спокойно, да и количество учеников не 50 человек в классе, а не более 25. Летом к нам пришла группа молодых людей и пригласила моего сына в лагерь. Он пробыл там всего две недели, потом всё закрылось. Нас это очень огорчило.

На вопрос, чему конкретно учили сына и доволен ли Шаршен результатами обучения, он ответил, что сам плохо в этом разбирается, но его радует, что ребёнок стал более набожным, вместо зависания в телефоне читает Коран, да и круг общения у мальчика изменился. Он якобы не бегает впустую по улице с приятелями, а с новыми знакомыми собираются у кого-нибудь дома и беседуют на богословские темы.

ЧТО В ПРОПОВЕДИ ВАШЕЙ?

Сколько всего незаконных медресе работает в стране, неизвестно. За неделю спецслужбы выявили несколько религиозных образовательных учреждений, не зарегистрированных в Госкомиссии по делам религий.

Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) также обеспокоено такой тенденцией и даже выпустило специальный видеоролик с чёткими разъяснениями, кто имеет право открывать религиозные лагеря, какие там должны быть правила.

Муфтият также предупреждает родителей, чтобы они были бдительными, и, прежде чем отдать на обучение ребёнка, проверяли лицензии или хотя бы звонили им.

– Если люди хотят открыть лагерь для детей, где изучались бы каноны традиционного ислама, в этом нет ничего плохого, – заявил представитель ДУМК по делам образования Бакытбек ажи Усманов. – Со стороны муфтията разработаны необходимые правила для работы летних лагерей. Однако, несмотря на это, некоторые граждане эти положения нарушают и тем самым вносят раздор, провоцируя радикальные проявления, что крайне опасно при воспитании молодого поколения. Получить государственную регистрацию для религиозного учреждения нетрудно.

Достаточно собрать лишь около десяти различных документов.

С недавних пор из-за роста экстремистских настроений каждое религиозное образовательное учреждение в стране находится под пристальным вниманием властей, но от этого меньше их не становится. Отсутствие у них регистрации – основное правонарушение, однако пока серьёзно никто не обращал внимания, что конкретно преподают детям, а главное – кто и как.

Не получится ли так, что подросткам с детства будут закладывать не традиционный ислам, как это делается в обычным мечетях, а кое-что пострашнее. И тогда через три-четыре года мы получим отряды радикально настроенной молодёжи, которые будут трактовать исламские каноны совсем по-другому.

Пример тому – Казахстан, где не так давно пресекли религиозную пропаганду приверженцев “Сулейманджи” именно среди подрастающего поколения. Специалисты утверждают, что основная деятельность этого течения построена на сомнительных и скрытых от общества проповедях. Сейчас ведётся расследование деятельности сети благотворительных пансионатов. После самоубийства одной из воспитанниц в Алматы правоохранители выявили в учреждении множество запрещённой литературы и возбудили уголовное дело.

Всего специалисты насчитывают в стране свыше 90 пансионатов и лагерей, принадлежащих “сулейманджистам”. Фонды регистрируются на частных лиц, причём разных. Это и мешает правоохранителям отследить связь между членами организации. К тому же, названия фондов подбираются максимально абстрактные. Однако активная работа по выявлению незаконных медресе продолжается. Тем временем в Управлении по делам религий предупреждают о распространении новых форм деструктивной религиозной идеологии. В ведомстве советуют обращаться в официальные религиозные учреждения, чтобы не стать жертвой религиозных фанатиков.

КТО ПЛАТИТ, И КТО ЗАКАЗЫВАЕТ

Любопытна здесь финансовая сторона. Ведь процесс обучения детей недёшев: аренда помещения, зарплата (и немаленькая) преподавателям, оплата коммунальных услуг, закупка продуктов питания, в то же время вклад родителей минимальный.

На вопрос, за чей счёт “банкет”, руководители стихийных медресе отвечают неохотно. Некоторые утверждают, что их учебное заведение существует на деньги “влиятельных спонсоров” или же “местных джигитов”.

Специалисты же утверждают, что ряд религиозных зданий построен на средства стран Персидского залива, стремящихся расширить своё влияние в стране, что вызывает опасения по поводу того, что в кыргызское общество будут внедряться иные направления ислама помимо умеренного ханафитского, которого придерживается Кыргызстан.

Другие же построены местными политиками, стремящимися добиться влияния среди жаждущего большей исламизации населения. По мнению экспертов, в религиозном образовании как таковом ничего плохого нет. Большой вопрос, кто, что и как преподаёт и почему лица, так радеющие за исламские каноны, не идут в госорганы и не регистрируют своё учебное заведение и не утверждают учебные планы, как того требует светский закон? Почему им выгоднее работать в тени?

– Это опасная, но, к сожалению, обычная тенденция не только в Центральной Азии, но и во многих других государствах, – рассказал директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров. – Это не новое веяние, такое наблюдалось и в советское время, когда большое количество мечетей было под запретом. Подобного рода подпольные школы всегда существовали в Узбекистане и Таджикистане. На их базе потом возникли религиозные радикальные движения. И государство будет вынуждено прибегать к достаточно жёстким мерам, чтобы бороться с этим явлением. Однако в отдалённых регионах контроль всё же не такой сильный, отсюда и появление подобных, имеющих опасную тенденцию, школ. Государство будет контролировать ситуацию, боясь возникновения террористических группировок.

Беспокойство по поводу работы медресе возникает и внутри исламского сообщества.

Глава общественного объединения “Мутакаллим” Жамал Фронтбек кызы, чья организация регулярно работает с общинами женщин-мусульманок, призвала медресе включить в свои учебные программы математику, физику и обществоведение, чтобы лучше подготовить выпускниц к жизни, сделать их менее уязвимыми для гиперконсервативной и экстремистской идеологии. Однако этот процесс продвигается медленно.

СПРАВКА “СК”

По данным муфтията страны, в настоящее время зарегистрировано 130 учебных заведений, предоставляющих исламское религиозное образование, в том числе 34 медресе для девочек, окончивших девятый класс. Всего у нас (население страны – около семи миллионов) религиозное образование получают более шести тысяч студенток, как правило, в возрасте от 15 лет и старше. Для сравнения: в Казахстане, государстве, где проживают втрое больше людей, всего 12 государственных медресе, в том числе три для девочек и женщин. В Узбекистане с населением более 35 миллионов насчитывается всего 15 медресе, в основном рассчитанных на студентов университетского возраста.