Первый из могикан

Рейд по столице

“Убеждён: в природе взрыв –
это первый мощный импульс,
вызвавший жизнь во Вселенной”.

В. И. Нифадьев

 

“В моём понимании всё во Вселенной – на Земле и в Космосе – создано, произошло в результате взрыва. И только взрыва. Он характеризуется двумя параметрами – температурой и давлением. При сочетании этих параметров с какими-либо физическими материалами могут образовываться и биологическая клетка, и другие физические тела. Мы, люди, извратили это удивительное явление природы: у нас взрыв изначально нацелен на разрушение. В природе же взрыв, я убеждён в этом, – это первый мощный импульс, вызвавший жизнь во Вселенной. Уже потом – эволюция, а сперва – могучий всплеск, выброс энергии…”

 

В этих словах – весь Нифадьев, с его мировоззрением и мировосприятием, с его пониманием теории взрыва в его созидательном значении, с его пониманием самого понятия жизни.

 

Владимир Иванович Нифадьев – доктор технических наук, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики, профессор, заслуженный деятель науки и лауреат Государственной премии Кыргызской Республики – является известным и признанным специалистом в области взрывного дела. Он прошёл путь от инженера до директора Научно-исследовательского института физики и механики горных пород Академии наук Кыргызской Республики и ректора Кыргызско-Российского Славянского университета.

 

Под его руководством и при личном участии разработана методология исследования процесса детонации в полистиролсодержащих взрывчатых смесях, с именем В. И. Нифадьева связано развитие нового научного направления – теории промышленных взрывчатых веществ низкой и сверхнизкой плотности.

 

Результаты фундаментальных исследований академика В. И. Нифадьева имеют значительную практическую ценность и реализованы в виде новых технологий взрывных работ и новых методов и средств управления взрывом.

 

Актуальность и важность научной деятельности В. И. Нифадьева подтверждены авторскими свидетельствами на изобретения и патентами. Работа “Разработка, создание и внедрение новых взрывчатых веществ для высокоэффективных и безопасных технологий взрывных работ”, выполненная под руководством В. И. Нифадьева в 1998 г., удостоена Государственной премии Кыргызской Республики в области науки и техники.

 

Академиком В. И. Нифадьевым опубликовано более ста научных работ, получено 30 авторских свидетельств и патентов, под его руководством защищены две докторские и три кандидатские диссертации.

 

Российский академик Н. П. Лаверов заметил: “Нифадьев В. И. известен в кругу учёных-горняков бывшего Советского Союза как специалист в области взрывных работ. Начиная с 1973 года, его научная деятельность связана с изучением роли пенополистирола как одного из компонентов простейших взрывчатых веществ (ВВ). …Установление способности пенополистирола к взрывчатому разложению в самоподдерживающемся режиме послужило началом углублённых исследований по изучению механизма детонации низкоплотных и сверхнизкоплотных ВВ.

 

Разработанные им взрывчатые составы ФП и ФПА допущены …к постоянному применению на открытых горных работах, позволяя значительно увеличить производительность труда взрывников”.

 

Академик Национальной академии наук Кыргызской Республики А. В. Фролов отмечал: “Существенным вкладом В.И. Нифадьева, обогатившим горную науку, являются разработки, связанные с изучением механизма пульсирующей детонации взрывчатых смесей пониженной плотности. Применение синергетического подхода при исследовании неустойчивых режимов детонации привело к открытию ряда новых явлений, связанных с процессами самоорганизации в промежуточных продуктах детонации”.

 

Став директором Института физики и механики горных пород Академии наук, В. И. Нифадьев создал специальную лабораторию, работать в которую перешла вся группа исследователей, занимавшихся изучением эмульсионных взрывчатых веществ, подбором их компонентов и рецептуры, проблемами, связанными с разработкой низкоплотных взрывчатых веществ во Фрунзенском политехническом институте с 1986 г.

 

В 1998 г. коллектив сотрудников и инженеров-производственников, занимавшийся разработкой этой темы под руководством В. И. Нифадьева, удостоен Государственной премии КР в области науки и техники.
Именно такой учёный – “взрывной созидатель” – мог быть определён самой жизнью на пост, именно Пост, ректора первого в Центральной Азии Кыргызско-Российского Славянского университета, созданного в начале 90-х годов ХХ века.

 

В том далёком 1993 году ректор Владимир Иванович Нифадьев понял свою задачу – задачу ректора – так: “…создать в Бишкеке новый университет с великим и жизненно важным статусом для двух братских стран – России и Кыргызстана. Чтобы его деятельность была всецело подчинена особой задаче-предназначению: такой межгосударственный вуз должен давать своим молодым питомцам не только достойное образование, но ещё и главное – всем содержанием своей работы единить и крепить государственные кыргызско-российские отношения, расширить взаимовлияние культур двух народов…”

 

“Взрывным” оказался 1993 год для самого Владимира Ивановича.

 

Он защитил докторскую диссертацию в Москве и стал первым ректором университета, созданного в сердце Азии, вуза – новой интегрированной лаборатории знания – Кыргызско-Российского Славянского университета. В межправительственном соглашении специально оговорено: “Студентом Кыргызско-Российского Славянского университета может стать любой гражданин Кыргызстана или России, независимо от национальности, социального положения и политических взглядов”.

 

Первый ректор В. И. Нифадьев был наделён задачей следить за неуклонным выполнением этого соглашения. При этом в университете получают знания и студенты из стран Содружества, а также теперь из Индии, Пакистана и других стран дальнего зарубежья.

 

Саму идею создания университета в трудные годы, отмеченные парадом суверенитетов разбежавшихся республик Союза ССР, в нашем уже тоже независимом Кыргызстане Владимир Иванович считает дерзкой, “взрывной”…

 

И в нём первый ректор предназначен был выполнять особые, новые, “взрывные” государственно-культурные задачи, причём работа организована так, чтобы каждый факультет работал в своём конкретном перспективном направлении.

 

А умение работать с людьми, организовать наиболее инициативных из них на осуществление перспективных мероприятий проявилось у В. И. Нифадьева уже в первые месяцы создания университета.

 

Далеко не всегда история допускает счастливое, удачное стечение обстоятельств, когда у колыбели чего-то нового, имеющего в перспективе глобальное значение, находятся достойные люди, профессионалы, бескорыстно отдающие свои знания, силу, а нередко саму жизнь… В истории роль таких людей значительна.
Время, когда создавался наш университет, да собственно и суверенное государство Кыргызстан, находящееся ещё у своих истоков, было сложным, нередко противоречивым – время поисков, проб и ошибок.

 

В 1991 г. все бывшие республики СССР заявили о своей независимости. Из республики стали выезжать педагоги, врачи, специалисты промышленного и сельскохозяйственного производства. Выезжали рабочие, крестьяне, интеллигенция… Все боялись потерять работу и беспокоились о будущем своих детей, особенно в возможности получения качественного образования.

 

Само время диктовало необходимость открытия учебного заведения нового типа. Общее согласие на открытие такого вуза – Кыргызско-Российского университета – официально закреплено особой статьёй 22 Договора “О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией”.

 

Статья или Указ – это, конечно, важно документально, но напряжённо работать над созданием университета необходимо планомерно. Для разработки концепции университета была создана инициативная группа из представителей общественных организаций и фондов – профессионально подготовленные, инициативные и преданные самой идее создания университета нового типа.

 

Владимир Иванович, проработавший несколько лет в аппарате ЦК Компартии республики на “ниве науки и просвещения”, досконально владел всеми “за и против” в этой части. Как настоящий технарь, да ещё “взрывник”, просчитывал всё “до точки” в это ответственное время создания университета.

 

Указ Президента республики № VII – 284 “Об учреждении в городе Бишкеке Кыргызско-Российского (Славянского) университета” вышел 28 сентября 1992 г. А в марте 1993 г. во время совещания интеллигенции в “Белом доме” объявлено о назначении ректором Кыргызско-Россиского Славянского университета Владимира Ивановича Нифадьева.

 

Михаил Алексеевич Романов – первый Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Кыргызской Республике, “болея” искренне за судьбу будущего университета, способствовал этому делу своими “посольскими каналами”. Активно работал “Славянский фонд”, возглавляемый В. Вишневским, попечительский совет, возглавляемый академиком Н. Лаверовым.

 

Как вспоминает проректор по научной работе университета В. Лелёвкин, очень непросто было “достучаться” в то время до людей, от которых зависело финансирование. Но благодаря “взрывной” целесообразности характера ректора Владимира Ивановича Нифадьева финансирование университета стало возможным и регулярным в труднейшие 90-е годы – труднейшие не только экономически, но и политически.

 

Важнейшая заслуга ректора В. Нифадьева и его сотрудников – коллег, учёных – заключается ещё и в том, что с самого начала деятельности университета начал действовать учёный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. Именно действовать, основываясь на научных достижениях в различных направлениях. И начинались они с приглашения на работу в университет ведущих учёных республики, причём вместе со “своими” школами, лабораториями и… учениками.

 

Результат – сотни докторов и кандидатов наук составляют педагогический потенциал университета. Известные академики Национальной академии наук, лауреаты Государственной премии республики, заслуженные деятели науки и образования – становятся членами “педагогической семьи” КРСУ.
Непросто было в те трудные годы найти необходимое количество и “качество” профессорско-преподавательского потенциала, способного “двигать” дальше свои научные открытия и одновременно сеять Разумное, Доброе, Вечное, но Нифадьев смог привлечь чисто академических учёных и увлечь их педагогической работой, воспитанием новых людей нового общества, растить не только специалистов, но и профессионалов.

 

“Людей выдающихся немного. Их потому и именуют выдающимися, потому что их мало, и они известны”, – говорил Арон Абрамович Брудный – философ, один из выдающихся людей нашего времени. Следуя своему же вердикту: “Время живёт в людях, а не только люди во времени”, он включился в формирование кафедры психологии и философии в университете, создал её и оставил нам не только глубокие научные исследования, но и огромный заряд научной мысли, потенциальные программы новых поисков, идей, направленные на будущее.

 

Университет формировался в непростых исторических условиях. В. Тутлис, заведующий созданной кафедрой философии, вспоминал, что вообще в первые годы жизни университета первым его преподавателям дали возможность свободно “творить” новые программы дисциплин, которые предполагалось вводить в структуры факультетов. В это время осуществляется уникальное преподавание двух параллельных спецкурсов: истории русской философии и истории кыргызской философско-политической мысли под “неусыпным оком” ректора В. Нифадьева.

 

Академик А. Какеев вспоминал о том, как В. Нифадьев для организации преподавания исторических дисциплин в университете привлёк академика В. Плоских, преподавал в университете и экономист – академик Т. Койчуев.

 

Всем находящимся у истоков Кыргызско-Российского Славянского университета казалось тогда, что создаётся что-то подобное бывшему Царскосельскому лицею пушкинского времени, где воспитывали государственных людей, людей, служивших Отечеству беззаветно и ответственно. Неслучайно, наверное, в 1999 г. перед центральным корпусом университета установили памятник А. С. Пушкину.

 

История создания памятника А. С. Пушкину – это особая страничка в деятельности Владимира Ивановича на посту ректора.

 

“Открывая памятник гению русской словесности, – говорил Владимир Иванович, – уверены, что он станет местом поклонения великой русской культуре, местом встреч влюблённых, символом духовности и образованности. Отныне памятник становится и символом нашего Кыргызско-Российского Славянского университета…

 

Отмечая 200-летие Пушкина, возводя поэту памятник, мы мысленно выражаем признательность ему за то, что своей лирой добрые чувства пробуждал, за то, что он в свой жестокий век восславил свободу и милость к падшим призывал…

 

Сегодня Пушкин объединяет наши народы, и эти связующие нити не прервутся никогда…
Пусть он будет и с нашими потомками как светлый, незамутнённый источник духовных сил. А младое поколение пусть вдохновляется его жизнеутверждающей поэзией в строительстве светлого будущего”.
В те дни Владимир Спиваков – дирижёр Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы” воскликнул: “Пушкин – в Кыргызстане! “Звезда пленительного счастья” засияла над площадью перед Кыргызско-Российским Славянским университетом.

 

Я счастлив, что удалось принять участие в открытии этого прекрасного памятника и украсить его волшебной музыкой Моцарта и Чайковского…”

 

Пушкин и Университет – это ли не символы достойного преображения молодых людей, открывающих для себя новую жизнь на просторах двух дружественных стран – Кыргызстана и России. Как свидетельствует сегодняшнее время, и на просторах мирового пространства.

 

К моменту открытия памятника Кыргызско-Российский Славянский университет, уже шесть лет возглавляемый академиком В. Нифадьевым, становился уникальным центром науки, образования и культуры, а факультеты КРСУ – воплощением передовых идей и технологий.

 

Знаменательно, что создателями памятника стали преподаватели кафедры архитектуры нашего университета – народный художник Кыргызской Республики, скульптор В. Шестопал и профессор, доктор архитектуры Р. Муксинов…

 

Забота о духовном состоянии преподавателей, их профессионализме и ответственности – наверное, главная проблема, всегда беспокоящая ректора университета. В 1993 г., когда университет ещё “намеревался” быть, начинал утверждаться, Владимир Иванович говорил: “…Я страшно боюсь стабилизации. От неё полшага к самоуспокоенности. А это остановка, застой, смерть. Так погибли великие империи. Так разрушился Советский Союз… Начнись рыночные реформы ещё в брежневскую пору, и развала, падения можно было избежать.

 

Главным в деятельности университета является сочетание творчества и дисциплины, как плюсовых и минусовых зарядов. Именно они дают энергию развития…”

 

Работая с преподавателями и воодушевляя студентов, В. Нифадьев невольно, а может быть и вольно, вспоминает свой, мягко говоря, нелёгкий путь, от мальчика из далёкой северной деревни до академика. И, разумеется, своих учителей, наставников, а впоследствии коллег…

 

По биографиям первых преподавателей университета, его ректора можно изучать историю целой эпохи. Многие из них своё образование постигали в вечерних школах, на вечерних отделениях вузов, потому что надо было работать. Потому что с войны не вернулись домой отцы или вернулись инвалидами, и надо было помогать семье…

 

“Преодолели… Никто не обещал отдыха после войны. Надо было восстанавливать разрушенное. Война с разрухой была ещё одной войной, пусть и в условиях мира. И эта война требовала полной самоотдачи и от старших, вернувшихся с войны, и от подрастающего поколения.

 

Послевоенный период был особенно “густо населён” политико-идеологическими перегибами, сталинскими репрессиями и чистками”. И всё это как-то отразилось на судьбах многих первых преподавателей КРСУ, “чей труд влился в труд нашего университета”.

 

Вспоминая нелёгкую историю своей семьи, Владимир Иванович почему-то считал, что она, вся предыдущая его жизнь, проходившая через тяжёлые десятилетия отечественной истории, была нацелена на победу добра и разума.

 

В личном деле обнаружена довольно краткая рукописная автобиография. В ней всё звучит просто и обычно: “Я, Нифадьев В. И., родился 5 апреля 1947 года в Коми АССР, в посёлке Мещура Железнодорожного района…” – и далее скупо обозначены основные вехи его жизни и деятельности.

 

Но стоит оглянуться назад и подумать подольше, да сопоставить с историей страны, то окажется, что история их семьи – это не просто географическое пространство от Поволжья до холодных архангельских просторов Коми, сколько пересекающий его путь истории семьи: дорога деда, дорога отца, да и дорога внука – то есть его самого. Дорога репрессий той страны против человеческого характера, не терпящего беспредела, не приемлющего несправедливости. Сам Владимир Иванович говорит: “Ярость наша, родовая и нифадьевская, к избранному делу, к жизни – всё это ведь тоже во мне и от моих предков”.

 

История его семьи гласит, что глава рода, дед Яков, происходил из потомственных землепашцев приволжских полей, был трудолюбив, наделён недюжинным умом. Поэтому и считался в селе Чистовка крепким и зажиточным хозяином, и поэтому в 30-м году его многочисленную семью раскулачили. Иван и Наталья Нифадьевы отправились с семьёй в ссылку в Архангельскую область. В глухом таёжном посёлке – Мещуре – и родился сын Владимир. До 60-х годов семья Якова Нифадьева с ярлыком “раскулаченных” жила в этих суровых местах. В 1960 г. они перебрались в Казахстан, в Чимкентскую область, где Владимир окончил сельскую школу.

 

Потом будущий ректор во всех своих автобиографиях будет писать: “Трудовую деятельность начал в 1965 г. рабочим в шахте, карьере, на заводе”.

 

Биографии первых преподавателей, верных сотоварищей В. Нифадьева, говорят о том, что большинство из них – из поколения “бунтарей”, выступившего в своё время за обновление существующего порядка вещей. Наверное, “не случаен и такой факт в биографии первого ректора, созидателя, как прямая исследовательская приверженность к Взрыву в его созидательной роли”.

 

Согласно личному делу В. Нифадьева, с 1965 г. он тракторист на нефтепромыслах управления “Бориславнефть”, в 1966 – 1969 гг. – слесарь-ремонтник ремонтно-механического завода, затем работает под землёй на руднике “Молодёжный” в г. Каратау подземным специалистом, потом – подземным лаборантом. Позднее – инженером горных работ, но это уже в 1972 г., став дипломированным инженером после окончания Казахского политехнического института в Алма-Ате по специальности “Разработка месторождений полезных ископаемых”.

 

Почти десятилетие тянулся путь от тракториста до инженера горных работ – специальности, позволившей ему впоследствии стать инженером-экспертом треста “Союзвзрывпром” в г. Фрунзе. Как видно, даже география его рабочего пути довольно обширна.

 

Здесь, в Кыргызстане, определяется ведущая линия его профессиональных интересов: общая организация развития отечественной науки, собственно исследовательская – теория взрыва, научно-педагогическая – подготовка специалистов в лаборатории буровзрывных работ Фрунзенского политехнического института. И всегда наблюдается рост и развитие его профессионального уровня: младший, потом старший научный сотрудник, заведующий отделом… Причём с одновременной работой в полевых условиях: в течение 10 лет командировки на Север, в управление “Якуталмаз”, где В. Нифадьев вместе с сотрудниками лаборатории занимается проблемой сохранения алмазов при их добыче.

 

В 1980 г. В. Нифадьев защитил кандидатскую диссертацию в Днепропетровске. В 1993 г. – докторскую диссертацию в Москве, в том же году становится первым ректором открытого в сердце Азии университета нового типа – международного по сути вуза, новой интегрированной лаборатории Знания – Кыргызско-Российского Славянского университета.

 

В. Нифадьев частенько говорит: “Когда я задумываюсь над тем, чего же мы достигли, то, на мой взгляд, самым главным мерилом нашей работы, проделанной всем профессорско-преподавательским коллективом единомышленников, есть и будут наши питомцы. Выпускники Славянского и вчера, и сегодня – одни из самых востребованных. Они пополняют ряды именно работающих специалистов-созидателей, как в нашей республике, так и за её пределами. Причём мы заняли свою нишу в высшем образовательном пространстве республики. И, как говорят мудрецы Востока, накопили некоторый опыт – право учить и воспитывать так своих питомцев, чтобы они, прикладывая всё усвоенное ими в стенах университета, сумели выполнить поставленные перед ними задачи, не посрамив своих учителей”.

 

И добавляет: “Я оптимист. Верю, что придём в конце концов к мировой цивилизации. И надеюсь, что хотя бы шагом к этому будет наш университет!”

 

И мы, единомышленники, первые преподаватели нашего университета, разделяем и поддерживаем надежды нашего первого ректора Владимира Ивановича Нифадьева.

 

В. А. Воропаева,
профессор КРСУ.

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *