Служил родной земле в небе

(Окончание. Начало на стр. 20-21 в № 96)

…Гражданская авиация, усиливая потенциал СССР, превратилась в один из основных видов транспорта, неотъемлемую часть жизни народа. В 1966 г. КОАГ реорганизуется в Киргизское управление гражданской авиации.

Во главе новой ветви “Аэрофлота” – аксакал пилотов республики Ишенбай Абдраимов, командир центрального подразделения – Фрунзенского отдельного авиаотряда – Салих Шимов. Точно по расписанию взлетают самолёты, безаварийны полёты, доставляющие по назначению пассажиров и грузы.

Маршрутами дружбы

Ещё в октябре 1960 г. Советский Союз, активизируя свою международную политику, установил дипломатические отношения с африканской Республикой Мали – бывшей колонией Франции. Подписал Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве. В ставшей на путь независимости стране произошли бурные политические события, определившие её социалистическую ориентацию. Дальнейшее развитие Мали потребовало и национальную гражданскую авиацию. Основой её стали современные советские воздушные лайнеры.

В начале 1969 года для оказания помощи малийским авиаторам в овладении советской техникой в дальнюю страну направляется из Москвы группа специалистов. Возглавляет её киргизстанец Салих Сулейманович Шимов. Ему предстоит, кроме организационной помощи, лично подготовить к полётам, в том числе по межконтинентальным маршрутам, несколько национальных экипажей. Перед длительной – на 3 года – командировкой он изучил французский и английский языки.

В Москве зима, а в Бамако – столице Мали – по-летнему жарко. После дружеской встречи в аэропорту хозяева устраивают приезжих. Шимову с женой и маленькой дочерью отвели большую квартиру в новом высотном доме. Вошли и вздохнули: повсюду в комнатах занесённый ветром песок, в ванной – врассыпную крысы. С корабля на бал! С помощью соседок – жён работников посольства – принялись за наведение порядка. Бытовые трудности, связанные с климатом и тропическими болезнями, сохранятся до конца командировки.

На следующее утро группа авиаспециалистов в советском посольстве. Знакомство с обстановкой и многими острыми проблемами в стране. Затрагиваются вопросы бе-зопасности и бдительности, вызванные провокациями врагов существующей власти. Шимову вскоре придётся им реально противостоять.

Знакомство с коллективом национальной авиакомпании “Эр-Мали”, чей воздушный парк обновляется советскими Ил-18 и Ан-24. В республике 4 аэропорта, из которых один – в Бамако – международный. Здесь Шимов и создаёт учебный центр для малийских лётчиков.

Шимов – умелый пилот-инструктор. Сумел стереть первые шероховатости в отношении с малийскими учениками, вскоре ставшими его друзьями. Под руководством советского специалиста они подчиняют своей воле незнакомые ранее крылатые машины.

Интернациональный экипаж проложил маршруты в дальние города, среди которых Хартум и Джида, Браздавиль и Дакар, Анкара и Конакри, Абыджан, Касабланка и Париж. Сбывается и юношеская мечта шеф-пилота из Киргизии – облететь мир! И самое главное: безупречная работа лётчиков соответствует высоким международным стандартам, гарантирует безопасность полётов.

Пролетели три трудных и интересных города. Шимов ввёл в строй несколько экипажей национальной авиакомпании, что укрепило сотрудничество СССР и Республики Мали. Перед возвращением на родину торжественная встреча с руководителем дружественного государства, вручившего ему за плодотворный труд почётную грамоту.

Тёплый приём авиаспециалистов в советском посольстве. Салих Сулейманович – теперь как призёр в волейбольных, теннисных, бильярдных и шахматных сражениях в коллективе дипломатов удостоен почётной грамоты.

К новым высотам

Радостные известия ждут Шимова в родном авиапредприятии. Самое яркое – подготовка к строительству недалеко от столицы республики огромного аэропорта “Манас”, способного принимать и отправлять всё более совершенствующиеся воздушные лайнеры. Рвётся к новым высотам “Аэрофлот”! Как воздух нужны способные решать всё более усложняющие задачи специалисты. В 1972 г. Салих Сулейманович возглавил учебно-тренировочный отряд (УТО-25)
КУГА, где повышают квалификацию лётчики и работники наземных служб. В числе преподавателей “асы пилотажа” И. Филатов, В. Греховодов и А. Прудских.

В числе лучших авиаторов Киргизии командир УГО в феврале 1973 г. приглашён в Москву на торжественное собрание, посвящённое 50-летию Гражданского авиационного флота СССР.

Видит, как к его знамени прикрепляется новая награда – Орден Октябрьской революции. На праздничном концерте восхищённо аплодирует впервые увиденным вживую знаменитым артистам.

Чуть позже Шимову, ещё находящемуся в Москве, вручён в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР орден “Дружбы народов”. Он первый киргизстанец, удостоенный этой высокой награды.

Одна из важнейших задач “Аэрофлота” тех лет – введение в строй реактивного пассажирского лайнера Ту-154. Начальник КУГА вызвал командира учебно-лётного отряда Шимова.

– Посылаем вас в Ульяновскую школу высшей лётной подготовки переучиваться на Ту-154. В скором времени они поступят в Киргизию. Вам вводить в строй экипажи реактивщиков.

Задание Шимов выполнил успешно. Вскоре после возвращения во Фрунзе в КУГА поступает телеграмма из Западно-сибирского управления гражданской авиации. Просят откомандировать Салиха Сулеймановича в лётное подразделение Толмачёвского авиапредприятия для помощи в ведении в строй пилотов Ту-154.

– Что скажете?

– Я согласен, – хитровато улыбнулся Шимов. Но одно условие. Пусть со мной поедут несколько настоящих пилотов. Буду их учить одновременно с сибиряками. Когда промышленность поставит нам новые самолёты, будем иметь подготовленные экипажи.

Минуло два года. Командира УТО Шимова, недавно награждённого знаком “Отличник “Аэрофлота”, знакомят с телеграммой из крупнейшего в СССР авиационного завода: “Приезжайте получать сто пятьдесят четвёртый”.

В погожий весенний день 1977 года встречать турбореактивный лайнер из Москвы во Фрунзенском аэропорту собрались авиаторы, представители общественности, журналисты. В небе серебристый самолёт со скошенными крыльями. Сделав круг, идёт на посадку…

К начальнику Киргизского управления гражданской авиации, торжественно печатая шаг, подходит командир первого экипажа Ту-154, совершившего рейс Москва – Фрунзе, Салих Шимов, докладывает о выполнении задания.

Открыта новая страница “Аэрофлота” республики! О Салихе Сулеймановиче и его товарищах-лётчиках узнал народ. Постаралось телевидение и другие СМИ. Правительственная газета “Советтык Кыргызстан” публикует статью “Ту-154 самолётодун алгачкы рейси”. Здесь же фотография на фоне знаменитого лайнера его экипажа.

Спустя несколько месяцев Шимов вновь в Кремлёвском дворце съездов. Незабываемый миг вручения ему Председателем Президиума Верховного Совета СССР серебряного знака элиты Советской авиации “Заслуженный пилот СССР”. Вскоре к этой награде прибавилось звание “Заслуженный работник транспорта и связи Киргизской ССР”. Шимов конструктивно выступает на научно-практических конференциях в Академии ГВФ ССР и Ульяновском лётно-методическом центре.

Достойно представляет Киргизию на всесоюзных воздушных тренировках в неблагоприятных условиях высокогорья на Кавказе по программе Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Гордость Киргизии Чингиз Айтматов, интересовавшийся авиацией, знакомится с Салихом Шимовым. Судьбу известного лётчика великий писатель увидел на фоне реалий многонационального Советского Союза. Раздумья в полёте над Атлантикой в Нью-Йорке на сессию специального комитета ООН по борьбе с апартеидом и расовой дискриминацией ложатся в строки статьи, опубликованной в газете “Воздушный транспорт (7.11.82 г.):

– На востоке бытует такая поговорка: “Сила птицы в крыльях, а человека – в дружбе. Мудрость этих слов подтверждает каждый новый день страны Советов, в братском союзе с которой и моя республика. Стремительным было восхождение киргизского народа от родового строя в социализм, к могучим вершинам экономики, науки и культуры. Много интересного, нового можно увидеть на нашей земле с высоты горных вершин Тянь-Шаня. И тучные отары овец, и белоснежные облака хлопковых плантаций, и ажурные пики телевышек системы “Орбита”, поднявшихся у самых далёких пастбищ на высокогорной Алайской долине. Соперничают с ними по высоте нефтяные и газовые промыслы, огненными сполохами светятся корпуса современных заводов и гидроэлектростанций. Вековое стремление нашего народа к взлёту воплощено в архитектуре новых воздушных ворот столицы Киргизии – аэропорта, которому недавно дано название “Манас” в честь богатейшего эпоса, веками складывающегося в памяти народа.

В зарубежных поездках мне часто задают вопрос о судьбе национальных меньшинств в нашей стране. Я всегда отмечаю, что к этому термину мы относимся спокойно, но и редко им аппеллируем, в нашем обиходе он нам не так уже нужен. И привожу в качестве примера дунган, живущих в нашей республике. Недавно киргизские авиаторы отметили шестидесятилетие лётчика-дунганина Салиха Шимова – заслуженного пилота СССР, бывшего командира самолёта Ту-154, ныне руководителя учебно-тренировочного подразделения, наставника многих авиаторов нашей республики…
Салиху Сулеймановичу шестьдесят, он моложав и бодр. На парадном кителе среди других наград недавно вручённая от имени Президиума Верховного Совета СССР медаль “За доблестный труд”. Его юбилей проходит на фоне небывалого расцвета в республике гражданской авиации. В её составе четырнадцать Ту-154, шесть Ту-134, пятнадцать Як-40, четыре Ан-24, больше ста Ан-2, более двадцати вертолётов Ми-8. Напряжённо трудятся авиаторы. Только в 1983 г. в среднем на одно воздушное судно пришлось 3 тыс. лётных часов. Самый высокий показатель в Советском Союзе! Обеспечивается стабильная безаварийность полётов.
Известного пилота жители столицы избирают во Фрунзенский совет народных депутатов. Оценка его работы – повторное избрание депутатом.
Шестьдесят пять! Шимов переходит на преподавательскую работу в учебно-тренировочном центре, которым успешно руководил 16 лет. Его занятия с молодёжью нестандартны. С мудрыми обобщениями и выводами, освещающими различные грани любимой профессии.

Полёт по кругу

Конец 80-х. Провал “перестройки” Генсека компартии, а затем Президента СССР Михаила Горбачёва. В Советском Союзе и, конечно, в Киргизии жизнь всё больше показывает себя, как в песне Владимира Высоцкого “наоборот”.

Во всех сферах, как раковая опухоль, распространяется коррупция. Развал промышленности и сельского хозяйства. В госторговле исчезают ходовые товары, в том числе продовольственные, зато их полно у спекулянтов и “кооператоров”. Как в военное время, вводится карточная система. “Сухой закон” обернулся бесконечными “хвостами” очередей за водкой. На слуху весёлый шансон “А наш притончик гонит самогончик, никто сегодня не поставит нам заслончик…” Ошеломляющий взлёт цен на товары и услуги, знаменующий обнищание населения. Извращается мораль и нравственность.

Кыргызстанцы всё решительнее требуют улучшения жизни, “верха” ищут выход из зловещего тупика. 31 августа 1991 года. Провозглашение независимости республики, открывающей манящие демократические пути национального развития. Вся семья Шимовых вместе с торжествующими согражданами на центральной плащади столицы.

Трудны первые шаги молодой независимой республики. Мгновенного, по взмаху волшебной палочки, воплощения чаяний тружеников – кыргызстанцев не произошло. Многое, в том числе положение в гражданской авиации, ухудшалось. Шимов называет это “После взлёта полёт по кругу!.

Из газеты “Комсомольская правда” (июнь 1993 г.):

– Всё началось с эйфории независимости, одновременно с которой стали рождаться многочисленные авиакомпании. Враз отпала необходимость отвечать на многочисленные письма и соблюдать инструкции МГА, кому-то подчиняться и перед кем-то отчитываться.

Отрезвление наступило быстро: когда запчасти к сложной авиационной технике стало невозможно приобрести за рубли и даже за бартер. Авиазаводы, добившись суверенитета, предпочли иметь дело с иностранными партнёрами, рассчитывающимися за продукцию не лесом и сухофруктами, а долларами. Самолёты стали выходить из строя один за другим. К примеру, в авиапарке Республики Кыргызстан несколько Ту-154 ежедневно стоят на приколе. А часть и вовсе служит своеобразным складом “запчастей”: с них снимают всё, что может ещё послужить некоторое время…

…Затянувшееся выздоровление крылатой отрасли. В апреле 1992 г. создаётся Государственное агентство гражданской авиации Кыргызской Республики (ГУГА). В феврале 1993 г. открывается АО Национальная авиакомпания Кыргызстана “Кыргызстан аба жолдору”. Независимое государство становится членом Международной организации гражданской авиации ООН (ИКАО), а национальная авиакомпания вступает в Международную ассоциацию воздушного транспорта (КАТА). Определена поэтапная реконструкция международного аэропорта “Манас” Рейсы НАК вносятся во всемирное расписание полётов. Модернизируются аэродромы местного значения, восстановлены прежние внутренние маршруты. Заработал парк лёгких самолётов и вертолётов…

Позитивные процессы создают поддерживаемые правительством профессионалы, борцы за честь кыргызской авиации. Среди них и ветеран Шимов. Оставаясь преподавателем УТЦ, готовит пилотов по международным стандартам. Как эксперт участвует в разработке главных документов, регламентирующих возрождение любимой отрасли.

В 2000 г. в 77 лет Салих Шимов – персональный пенсионер. Свободное время заполняет давним увлечением – спорт, особенно бильярд. Большая фотография в газете “Моя столица” (2002 г.) под рубрикой “Наука выживать” – улыбающийся крепкий Салих Сулейманович, у плеча, как винтовка, бильярдный кий. Он победитель многих соревнований бишкекчан по бильярду.

Минуло 3 года. В Московской газете “Комсомольская правда” большая статья о прошлом и настоящем кыргызской авиации. На фотографии задумавшийся ветеран. Врезка: “Салиху Шимову осталось только вспоминать о величии киргизской авиации” Далее: “На вид лет 65. По паспорту – 82. Он заслуженный пилот СССР. Все его награды и почётные значки вместе весят килограмма три. А если к этому прибавить грамоты, удостоверения, благодарности, дипломы…

Хранятся эти реликвии в трёх больших пакетах. Салиха Шимова можно назвать миллионером – налетал 4 миллиона километров. За 30 лет у него не было ни одной аварии. О нём говорят как о человеке, который внёс неоценимый вклад в развитие кыргызской авиации…

Никто из его детей и внуков пилотом не стал.

– Внуки не пошли по стопам деда потому, что, когда развалился Союз, многие пилоты остались без работы, – сетует жена лётчика Светлана Амановна. Самолётов мало и летают редко… Кто пойдёт учиться на пилота, если летать не на чем…”

Но не в унынии Салих Сулейманович и его супруга. Видят в кыргызской авиации позитивные процессы. Производственные показатели ОАО “Международный аэропорт “Манас”, впечатляя внушительными цифрами, стабильно растут. Верят в солнечное будущее Кыргызстана и его грядущего воздушного флота. Монолитную основу этого заложил труд их предыдущего поколения!

Вскоре Салиха Сулеймановича не стало. В небе он служил родной земле. И многое сделал, чтобы жизнь на ней становилась лучше и счастливей.

Юрий ЗАЙЦЕВ.