Академик розы ветров

На тропе войны

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения известного советского учёного Альберта Болотова. Тяжёлый недуг не позволил дожить ему до юбилея. Он ушёл из жизни в расцвете своей научной карьеры, оставив более 150 авторских свидетельств на изобретения, свыше 300 научных публикаций. И это не считая тысяч учеников, которым он дал путёвку в их “электроэнергетическое” будущее. Его открытия в области ветровой энергетики мировое научное сообщество сочло уникальными, изобретения запатентованы во многих зарубежных странах.

 

 

КУДА ПОДУЕТ

 

Для того чтобы рассказать об одном детище Альберта Болотова – виндроторе, – нужно немного вернуться в историю.

 

Древность и средние века трогать не будем, хотя там тоже были попытки приручить ветер, а начнём со знаменитого ленинского плана ГОЭЛРО, который предусматривал строительство ветрогенераторов. Такие были и успешно работали. Созданные в то время установки позволяли обеспечить электроэнергией небольшие сёла, что было настоящим прорывом в науке.

 

С началом Великой Отечественной войны стало не до этого, а после все силы бросили на строительство ГЭС и атомных электростанций.

 

В 1986 году Центральный комитет партии поручил Совмину, Госплану СССР, а также другим министерствам и ведомствам разработать меры по увеличению использования нетрадиционных источников электроэнергии в народном хозяйстве.

 

Год спустя в СССР приняли Государственную научно-техническую программу “Экологически чистая энергетика”, рассчитанную до 1990 года.

 

К сожалению, ветроэнергетика осталась вне этих документов. Её второе рождение определило постановление Совмина СССР “Об ускоренном развитии ветроэнергетической техники в 1988-1995 годах”. По нему предполагалось к 1995 году ввести в эксплуатацию 57 тысяч ветроустановок.

 

На эти цели предусмотрели государственные централизованные капитальные вложения, предназначенные для развития производственной базы. Однако руководство головной организации “Ветроэн”, филиал которой открыли в Киргизской ССР, оказалось не готово к масштабной задаче, и задания не были выполнены.

 

– Я познакомился с Альбертом Васильевичем Болотовым ещё в 1968 году, – рассказал “СК” ветеран-энергетик Владимир Алексеенко. – Тогда во Фрунзе открывался Киргизский научно-исследовательский отдел энергетики (КирНИОЭ), подразделение Министерства энергетики СССР. У нас только прошло заседание учёного совета, где среди прочих вопросов, стоявших на повестке дня, обсуждали тему исследования и рационального использования возобновляемых источников энергии, ветровой в том числе. Меня тогда отправили в командировку в Алма-Ату. Там мы с ним и встретились. Потом он несколько раз приезжал к нам. В одну из таких встреч и зашла речь ветряках. Альберт Васильевич в то время вернулся из поездки на какой-то научный симпозиум и рассказал, что об этом направлении думают коллеги-энергетики в европейских странах. Оказалось, о том, что ветряки создают определённые трудности, знали уже тогда, но значения этому не придали.

 

Несмотря на неудачу с “Ветроэном”, вопрос строительства ветропарков с повестки дня не снимался. Минэнерго СССР предполагало построить экспериментальные системные ветростанции общей мощностью 58,5 МВт к концу 90-х годов.

 

Но… СССР канул в Лету с большинством советских научных достижений.

 

Активно ветроэнергетика начала возрождаться лет 15 назад, когда всерьёз заговорили о зелёной экономике. Ветряки стали востребованы настолько, что, увлёкшись перспективой их строительства, напрочь забыли о последствиях.

 

Сейчас европейские страны уже пожинают плоды такой беспечности. Одна из проблем – куда девать отработанные лопасти ветряных станций? Утилизации они практически не подлежат, следовательно, приходится закапывать в землю. Однако начиная с 2025 года это процедура будет под запретом. Так решил Европарламент.

 

В нашей стране активно готовятся к запуску нескольких ветропарков. С их помощью власти надеются решить проблему дефицита электроэнергии и ряд экологических проблем. С последними, правда, не совсем понятно. Если уж в продвинутой Европе не знают, что делать с отработанными лопастями, что тогда уж говорить о бедной нашей науке?

 

К этому стоит добавить низкую и довольно длительную окупаемость ветряков, вредные для человека шумы, создание помех телевидению и прочим системам связи, нанесение вреда птицам в случае размещения в местах их гнездования и на пути миграции.

 

К сожалению, у нас больше предпочтения отдают западным технологиям, забывая о достижениях некогда великой страны.

 

 

БАШНЯ БОЛОТОВА

 

Ответ на вопрос, как сделать ветряки экономически выгодными и экологически безвредными, Альберт Болотов нашёл ещё в конце 80-х. Несколько сконструированных по его чертежам установок виндроторов, или, как их называют, “башни Болотова” успешно работают в Казахстане и сегодня.

 

Они, как и привычные ветровые генераторы, используют для выработки электроэнергии силу ветра, но имеют ряд особенностей. Одна из них – монтаж установки под ветровую активность конкретной местности.
Традиционные ветропарки чаще всего устанавливают в местах, где направление ветра и его сила более-менее определены, например, в прибрежных зонах. Однако совсем другое дело, когда роза ветров непредсказуема, как это бывает в высокогорье, и тут обычным ветрякам уже не справиться. Здесь необходима установка, которая сможет маневрировать по направлению ветра.

 

Ещё одна особенность в том, что, в отличие от обычных ветрогенераторов, виндроторы при работе издают шум до 35 децибел на расстоянии 5 метров, то есть не громче шёпота.

 

В основе установки – осевая роторная турбина с двумя вращающимися в противоположных направлениях модулями, расположенными на разной высоте. Они вращаются не по кругу, как в пропеллере, а друг за другом по горизонтали, превращая в энергию ветер любой силы, интенсивности и направления.

 

Кроме этого, на установки Болотова встроены солнечные батареи, чтобы вырабатывать энергию даже в полный штиль.

 

Как указано в научно-проектном сопровождении учёного, ветровая турбина развивает мощность, не зависящую от направления ветра, способна работать на ветрах малой скорости, сильных, ураганных и порывистых с быстро меняющимся параметрами.

 

Плюс ко всему виндротор имеет возможность использования турбин мощностью от единиц до сотен киловатт, а также модульный принцип конструкции, что позволяет при необходимости изменять её мощность независимо от установленных модулей.

 

Важно также и то, что возведение “башни Болотова” возможно в непосредственной близости к потребителю. Это исключает необходимость строительства дорогостоящих линий электропередачи и трансформаторных подстанций.

 

Установка, не имеющая связи с централизованной энергетической линией, в современных условиях становится выгодным альтернативным источником электроэнергии, способным покрыть её дефицит, особенно в отдалённых сельских населённых пунктах.

 

И самое главное, детали “башни Болотова”, когда выйдет срок их действия, практически полностью перерабатываются, не нанося никакого вреда экологии.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото “Деловой Казахстан”.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *