Дальнобойщики попали под раздачу, или Почему в ЕАЭС не соблюдают правила свободной торговли

Октановый кризис

Что это было? Огромные потери. По несколько миллионов на каждый КПП. Государству следовало взять на себя обязательство для решения форс-мажорной ситуации, которое (обязательство) должно выражаться в подсчёте реальных убытков и подготовке механизмов взимания затрат. Бизнесмены, предприниматели, фермеры не должны стать жертвами межгосударственных отношений… Так нужно бы начать письмо “турецкому султану”, доведись оказаться в числе водителей большегрузов, застрявших на границе с Казахстаном.

 

Уже с 20 августа дальнобойщики стали сообщать о задержках и крайне медленном пропуске фур на КПП. В погранслужбе нашей страны 21 августа заявили, что грузовики на границе не пропускает казахская сторона. Соседи отреагировали: причиной скопления автотранспорта может быть операция по задержанию наркотических средств. При этом сами дальнобойщики уверены, что страдают из-за нерешённых между правительствами политических вопросов, в числе коих называют поливную воду.

 

Ситуация не разрешилась ни 23, ни 24 августа. А 25-го члены Евразийской экономической комиссии и представители Минэкономики Кыргызстана пытались (пытались!?) попасть в Казахстан, чтобы выяснить, почему на трёх КПП задерживается пропуск большегрузных автомобилей. По словам зампредседателя Ассоциации международных грузоперевозчиков Игоря Голубева для всех-всех СМИ, ранее казахская сторона не пропустила на свою территорию проверяющую рабочую группу. Ситуация на 26 августа да и позже не изменилась. На трассе скопились сотни фур, до пятисот. Многие стоят здесь неделю, количество машин растёт.

 

 

ОПЕРАЦИЯ “ЛИКВИДАЦИЯ”

 

 

Татьяна Дубровская, представитель ЕЭК, считает, что нарушен режим пропуска машин Казахстаном. И, мол, тамошние коллеги подтвердили, что приложат все силы для ликвидации простоев.

 

Арзыбек Кожошев, член коллегии, министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК: “В правительство Казахстана направлено письмо с просьбой объяснить ситуацию. Данный факт не красит ЕАЭС, нарушается принцип свободного передвижения товаров. На следующей неделе, во вторник, 29 августа (то есть, сегодня. – Г. К.), на совещании Совета ЕЭК премьер-министры доведут свою информацию”.
Назарбек Малаев, замминистра экономики и коммерции нашей страны, сказал, что “представители Евразийской экономической комиссии всё видели своими глазами. С Казахстаном не решён вопрос”.

 

Ерулан Жамаубаев, министр финансов РК: “Насколько я знаю, проходила операция по задержанию наркотических средств. Сейчас идёт тщательная проверка, скорее всего, пограничной службой и КНБ”.

 

На прошлой же неделе в Армении состоялось заседание Евразийского межправительственного совета. На нём глава Кабмина Акылбек Жапаров говорил, что нужно снять контроль на границе и применять только навигационные пломбы. И пора придать больше компетенции ЕЭК и суду ЕАЭС.

 

В свою очередь глава российского правительства Михаил Мишустин рассуждал о развитии транспортно-логистической инфраструктуры. В частности, о бесшумных и беспрепятственных транспортных коридорах.

 

Но шуму наш коридор наделал много. До такой степени расшумелся, что вынужденно вмешался даже Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Он поручил своему правительству урегулировать ситуацию, возникшую на границе, в духе партнёрства и братских отношений между двумя странами, “подчеркнул необходимость продолжения переговоров с кыргызской стороной по более активному внедрению цифровизации и автоматизации для недопущения нелегальной провозки товаров через границу”, – сообщила его пресс-служба.

 

 

РАЗЛЕЙ ВОДА

 

Происходит подмена понятий. Министр по энергетике ЕЭК говорит, что данный факт (сотни машин на КПП) не красит ЕАЭС. Президент Токаев делает акцент на недопущении нелегальной перевозки. А наши чуть ли не в один голос утверждают, что вся эта свистопляска случилась из-за воды, которую перестали подавать соседям.

 

Тотчас выступил по радио и телевидению директор службы водных ресурсов при Минсельхозе Алмазбек Сокеев: “С 5 августа воду не подавали. Это по решению обеих стран. Причём по просьбе казахской стороны”. То есть казахи попросили поставить обговорённый объём не до 20 августа, а до 5, что и сделано. Потому что у них в Жамбылской области пострадали сельхозугодья.

 

А директор НИИ ирригации Улан Чортонбаев выставил в Сети даже пост-обращение: “Дорогие братья казахи! Вы не пропускаете наши машины через таможенные посты, заставляете их стоять в длинных очередях. Вы объясняете негласно это тем, что мы перестали подавать воду. Так вот, с весны мы непрерывно подавали воду из Кировского и Орто-Токойского водохранилищ. Даже если у нас не оставалось воды, мы полностью исполнили обязательства в рамках соглашений и протоколов между двумя странами. Как видите, это первый спутниковый снимок Кировского водохранилища весной, когда воды было много. Второе фото – сегодняшнее состояние. Воды почти нет. Что мы можем дать вам, если её нет? Не думайте, что намеренно не подаём воду, имея её. Сейчас XXI век, всё можно увидеть через спутник. В оставшейся на дне воде есть рыба. Если спустим и эту воду, она умрёт. В конце концов, и у рыбы есть право на жизнь”.

 

В Орто-Токойском водохранилище самый за 10 лет минимальный приток воды. На 1 августа было 230 млн кубометров, 64 млн пошло местным фермерам. После 20 августа несколько похолодало, и приток замедлился.

 

Климатические изменения непременно влияют на сложившуюся ситуацию в нашей стране. И это продолжится и дальше. Причём повсеместно. Так, по прогнозам ООН, к 2030 году спрос на воду может превысить предложение на 40 процентов. К 2050 году каждый второй землянин начнёт испытывать дефицит влаги. Поэтому уже сегодня, пока с водой терпимо, надо научиться разговаривать друг с другом о рациональном использовании водных ресурсов и внутри страны, и между странами.

 

Скажете, при чём тут тётины калоши, то есть заторы на дорогах, ведущих в Казахстан. И мы о том же. В Астане 26 августа прошла очередная встреча министров энергетики Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана по развитию сотрудничества в водноэнергетической сфере.

 

Обсуждались вопросы реализации трансграничных гидроэнергетических проектов, в частности, строительство ГЭС “Камбар-Ата-1” и укрепление связей, сотрудничество в осенне-зимний период с взаимной поставкой электроэнергии и других ресурсов.

 

Вот и реализуйте! Сколько уже говорилось о возведении “Камбар-Аты-1”, но всё пока на стадии разговоров. Сколько эксперты доказывают, что вода тоже должна иметь статус товара, как газ, нефть, уголь. Но этого нигде в межправительственных документах не закреплено. Почему-то считается, что вода от Бога. А она также нуждается в добыче, для чего необходимы немалые усилия. И всё сваливать только на плечи одной страны, Кыргызстана, где ледники, – всё равно, что погонять навьюченного до крайности коня. Быстрее не пойдёт, а упадёт.

 

А тут ещё караваны на казахской границе. С 20 августа вместо 10-15 в час проходило только 2-3 большегруза. Да, для водителей организовали палаточные пункты помощи, горячее питание. Скоропортящиеся продукты шли через КПП вне очереди. Так решили сами дальнобойщики… И лишь где-то к 27 августа пробка немного рассосалась. А могла бы и не появиться, потому что ничем практически не мотивирована. Ну, разве что – “помидорами не отделаетесь”.

 

ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ ДВАЖДЫ…

 

Это стало уже каким-то казахским брендом. Соседи периодически устраивают “душняк” именно дальнобойщикам, какие бы там проблемы между нашими государствами ни возникали. Вспомним октябрь 2017 года. О, это получилась грандиозная акция отмщения!

 

Автомобильные заторы, очереди и задержания товаров продолжались на кыргызско-казахской границе больше недели.

 

 

Журналисты собрали в одном материале все заявления и действия властей двух стран, из-за которых ухудшилась ситуация на контрольно-пропускных пунктах.

 

С 10 октября на кыргызско-казахской границе начали появляться очереди и автомобильные заторы. Каждый день Пограничная служба Кыргызстана сообщала, что на всех пограничных пунктах с Казахстаном скапливаются более 150 человек. Грузовые фуры, которые перевозят товары в Казахстан, стоят по несколько суток, чтобы проехать через границу, из-за чего образуются заторы в несколько километров.

 

Что предшествовало ухудшению ситуации?

 

 

19 сентября. Встреча Бабанова с Назарбаевым

 

Кандидат на пост Президента и экс-премьер-министр Омурбек Бабанов во время агитационной кампании встретился с Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

 

Кыргызские власти посчитали это “попыткой вмешательства” Казахстана в выборы Президента. Страны обменялись взаимными нотами протеста.

 

МИД Кыргызстана расценил слова поддержки Назарбаева в отношении Бабанова как “явное отражение предпочтения казахстанской стороны относительно будущего Президента”.

 

“Кыргызская сторона расценивает указанные высказывания, а также широкое освещение казахстанской стороной данной встречи, как попытку повлиять на выбор народа Кыргызстана и вмешательства во внутренние дела”, – говорится в сообщении МИДа.

 

Министерство иностранных дел Казахстана ответило, что встреча Бабанова и Назарбаева соответствует международной практике, и назвало “домыслами” заявление кыргызского МИДа о вмешательстве в президентские выборы.

 

7 октября. Речь Атамбаева о казахских властях и Назарбаеве

 

 

Во время награждения учителей экс-Президент Алмазбек Атамбаев раскритиковал власти Казахстана – он рассказал о “любви” руководства страны к семье свергнутого экс-Президента Курманбека Бакиева.

 

“Я понимаю, что хочет нам навязать таких руководителей именно казахская власть. Они любят Бакиева. Бакиевы до сих пор проводят свои праздники у них в Алматы. Я неоднократно слышал от самых высших людей Казахстана, что Бакиев правильно расстреливал людей”, – сказал Атамбаев.

 

Казахская сторона не оставила без внимания слова кыргызского Президента. Министерство иностранных дел в тот же день выразило “решительный протест” и назвало слова Атамбаева “недопустимыми”.

 

“Выражаем уверенность, что безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения в предвыборных целях Президента Кыргызстана не смогут нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами”, – говорилось в заявлении ведомства.

 

Премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев назвал речь Атамбаева “провокационной, безответственной и лживой”. По его мнению, ложные утверждения экс-Президент высказал в “предвыборных целях”.

 

“Безответственные, провокационные по своей сути и ложные утверждения Президента, сделанные в предвыборных целях, не должны нанести ущерб многовековым узам дружбы и взаимной помощи между нашими странами”, – заявил Сагинтаев.

 

10 октября. Проблемы с пересечением кыргызско-казахской границы

 

С вечера 10 октября на контрольно-пропускном пункте “Ак-Жол” (“Кордай”) начали образовываться большие очереди и автомобильные заторы. Похожая обстановка складывалась и на других КПП кыргызско-казахской границы.

 

Казахская сторона заявила, что перешла на “усиленный режим” работы – по их словам, они проводят операцию по выявлению нелегалов и контрабандистов.

 

11 октября. Встреча Исакова с Президентом Казахстана

 

Премьер-министр Сапар Исаков поручил установить палатки и обеспечить горячим питанием и водой людей, застрявших на границе. Возле КПП начали дежурить бригады медиков.

 

В этот же день Исаков на встрече президентов стран СНГ в Сочи заявил, что разговаривал с Назарбаевым о ситуации на границе. По его словам, после разговора казахский Президент “пообещал разобраться” с этим вопросом.

 

12 октября. Опровержение казахского правительства

 

Казахское правительство опровергло сообщение Кабмина Кыргызстана о переговорах Сапара Исакова с Назарбаевым. В пресс-службе заявили, что переговоры по приграничным вопросам не проходили и Назарбаев не давал никаких поручений.

 

“На самом деле, правительству Казахстана поручено провести межправительственную консультацию по данному вопросу (по заторам и очередям на кыргызско-казахской границе. – Прим. ред.)”, – сказали в правительстве.

 

Кыргызское правительство в свою очередь заявило, что Назарбаев разговаривал с Исаковым об очередях и заторах на кыргызско-казахской границе. “Назарбаев проявил понимание и отметил, что даст соответствующее поручение снять все образовавшиеся вопросы”, – сказано в сообщении.

 

13 октября. Атамбаев назвал “блокадой” ситуацию на границе

 

Атамбаев заявил, что Кыргызстан не испугается “трёхдневной блокады” властей Казахстана, когда выступал перед военнослужащими в Баткенской области. Это стало его первой реакцией на усиленные проверки на кыргызско-казахской границе.

 

По его словам, Казахстан своими действиями “нарушает все нормы и соглашения Евразийского экономического союза”.

 

Атамбаев также обвинил казахские власти в “покупке” и “навязывании” Кыргызстану своей “шестёрки” в качестве главы государства на грядущих президентских выборах 15 октября. Под словом “шестёрка” он, скорее всего, имел в виду политика Омурбека Бабанова, участвовавшего в выборах.

 

15 октября. Атамбаев заявил, что обратится в ЕАЭС по ситуации на границе

 

На пресс-конференции в день выборов Атамбаев сказал, что “усиленный режим” работы казахских пограничников связан с президентскими выборами. Он призвал собрать внеочередное совещание глав государств Евразийского экономического союза, если после выборов ситуация на границе не изменится.

 

16 октября. Обращение Кыргызстана в ВТО и ответ Казахстана

 

Утром 16 октября Министерство коммуникаций Казахстана объявило о запрете на ввоз молочной продукции пяти кыргызских компаний. Власти пояснили, что запрет наложили из-за “усиления ветеринарного контроля” на кыргызско-казахской границе.

 

По данным министерства, это случилось после обнаружения нарушений при проверке ввозимой в Казахстан продукции. Контроль товаров, по словам казахской стороны, проводится по законодательству ЕАЭС, чтобы сократить объём “серого импорта”.

 

В тот же день Министерство экономики Кыргызстана заявило, что Казахстан не соблюдает нормы права Евразийского союза. Кыргызское правительство в свою очередь обратилось во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кабмин заявил, что Казахстан нарушает “ключевые” нормы соглашения по тарифам и торговле.

 

“Мы действуем в рамках нашего законодательства. И в рамках тех обязательств, которые взяли себе в ЕАЭС”, – сказал министр экономики Казахстана Тимур Сулейманов.

 

По его словам, казахские власти защищают свои экономические интересы, и у любой страны есть право вводить “внутренние меры” в случае необходимости.

 

Министр иностранных дел Казахстана Кайрат Абдрахманов заявил, что усиление контроля на кыргызско-казахской границе связано с “процессами дальнейшей интеграции” в Евразийском экономическом союзе.

 

18 октября. Атамбаев обвинил Казахстан в попытках развалить ЕАЭС

 

Премьер-министр Сапар Исаков выехал в Астану с рабочим визитом на фоне усложнившихся отношений между Кыргызстаном и Казахстаном. Пока неизвестно, с кем встретится Исаков и что обсудят.

 

В этот же день на награждении президентских стипендиатов Атамбаев признал, что был не прав, когда эмоционально раскритиковал Назарбаева 7 октября. Однако он заявил, что некоторые действия Казахстана “направлены на развал ЕАЭС”.

 

“Назарбаев, наверное, такой же доверчивый человек, как я, только проблем больше. Переход с кириллицы на латиницу – это отрезание от России, это совместные учения казахской армии и морпехов США на границе с Россией. Мы видим, последние несколько лет действия Казахстана оказались направлены на развал Евразийского экономического союза”, – сказал он.

 

Количество убытков так и не стало известно. Экономист Искендер Шаршеев оценил их как минимум в 3,5 млн долларов на каждом из шести КПП. Видимо, не меньше убытков понесли предприниматели и на сей раз.

 

 

ВМЕСТО РЕЗЮМЕ

 

Прошёл в печати анонс, что в середине сентября в столице Таджикистана пройдёт пятая консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Напомним, что четвёртая встреча президентов состоялась в прошлом году в Чолпон-Ате. Тогда Эмомали Рахмон и Сердар Бердымухамедов не стали подписывать ключевой документ – Договор о дружбе и добрососедстве, сославшись на необходимые для согласования процедуры.

 

И вот – Душанбе. Возможно, будет сделан очередной какой-либо шаг к сближению, интеграции или там конфедерации (есть и такое экспертное предложение). Во всяком случае, главное: решать спорные вопросы исключительно путём диалога, создания соответствующих механизмов взаимодействия, если потребуется.

 

Но в нашем случае, с большегрузами, история повторилась уже дважды: один раз в виде фарса, другой раз в виде фарса, а в третий раз, не дай Бог, повторится в виде трагедии? Свят-свят!

 

И потом, а что это за ЕАЭС такое с ЕЭК? Почему не могут эти структуры навести порядок в транспортных коридорах? Это если бы представители Европейского совета (аналог ЕЭК) не пустили, скажем, в Германию. Нонсенс! А у нас какие такие полномочия имеет ЕЭК? Ниже пограничников, что ли? Насоздавали структур, а их влияние – ноль. Хотели по-взрослому, а получается по-пацански…

 

Геннадий КУЗЬМИН.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *