Растём над собой?

Конец прошлой недели выдался богатым на мероприятия экономической направленности, а вести с финансовых полей приходили в основном со знаком “плюс”.

 

Купи-продай-произведи…

 

Увеличение импорта из Китая и рост сборов НДС привели к пополнению доходов в бюджет Кыргызстана. Об этом гласит отчёт Азиатского банка развития. В документе отмечается, что в 2023 году в республике наблюдался значительный прирост налоговых поступлений, в основном за счёт роста на 34,2% сборов НДС от резкого увеличения импорта. Эксперты также отмечают, что пошлины на импорт из Китая и других стран оказали значительное влияние на госдоходы за последние три года. При этом государственные расходы увеличились незначительно, чем объясняется профицит на уровне 1% к ВВП.

 

Экономисты АБР также вещают о сокращении экспорта из Центральной Азии в Россию. После начала украинского конфликта в 2022 году в государствах региона наблюдалась повышенная торговая активность в отношениях с РФ. Во второй половине 2023 года практически во всех странах ЦА наблюдалась тенденция к снижению экспорта и реэкспорта в РФ по отношению к тому же периоду годом ранее. Таким образом, внешняя торговля возвращается к привычному уровню.

 

Высокие темпы роста ВВП в первом квартале 2024 года отметил глава Кабмина Акылбек Жапаров. Экономика продемонстрировала рост на 8,8%, а без учёта Кумтора – на все 9,8%. Такие показатели превосходят прошлогодние более чем в три раза, объяснил А. Жапаров. Мы же попробовали сравнить темпы роста экономики КР с начала первой революции 2005 года и увидели следующую картину. Так, наиболее высокие показатели пришлись на период с 2021 по 2023 год, а самые низкие – с 2018 по 2020 год (во многом из-за пандемии COVID-19). Рекордные же 10,9 процента были зафиксированы в 2013 году (правда, этому предшествовала невзрачная одна сотая процента в 2012-м).

 

Глава Минэкономики Данияр Амангельдиев прокомментировал рост секторов экономики, выделив сферу услуг и строительства как ключевые драйверы роста за первый квартал 2024 года. Он отметил, что объём валовой продукции стройиндустрии значительно увеличился за счёт реализации крупных инвестиционных проектов, достигнув почти 27 млрд сомов. Сфера услуг продолжает оставаться основным компонентом, превышая половину всего ВВП. Рост объёма этого сектора достиг высоких показателей: более 8% против прошлогодних 1,5% за тот же промежуток времени. Амангельдиев называет основным источником экономического роста внутренний спрос, поддерживаемый увеличением денежных переводов, повышением среднемесячной номинальной заработной платы и среднего размера пенсии.

 

АБР также связывает рост с высоким внутренним спросом. При этом бан прогнозирует, что Кыргызстан вернётся к уровню 5%. Хотя темпы немного замедлились, они остаются высокими. В докладе АБР указана вероятность возвращения к потенциальному темпу роста в этом году и небольшому замедлению в следующем. Основные причины – снижение реэкспорта в РФ и притока россиян в республику.

 

…и переведи

 

Увеличиваются объёмы денежных переводов наших граждан из США, Европы и Турции, но основной поток, конечно же, идёт из России. В феврале из дальнего зарубежья поступило $15,4 млн (на 67% выше уровня февраля 2023 года). И, хотя рост заметный, эти суммы не идут ни в какое сравнение с денежными переводами из России, которая остаётся главным источником поступлений в нашу экономику. В феврале из России поступило немногим менее $190 млн, а по итогам полного 2023 года – $2,5 млрд. Это в 16 раз больше, чем из США, Турции и Европы вместе взятых.

 

Общий чистый приток денежных переводов (с учётом оттока за рубеж) в феврале вырос на 39% против февраля предыдущего года, следует из данных НБКР. Сумма поступлений за месяц превысила $156 млн. По итогам полного 2023 года объём чистых переводов вырос на 14,5% – до $2,1 млрд.

 

Нацбанк планку не снижает

 

Несмотря на то, что инфляция немного притормозила, в планы Нацбанка не входит снижение учётной ставки, заявляют в АБР. Курс сома к доллару США снизился всего на 5% в прошлом году. В последнем квартале 2023 года валюты большинства государств Центральной Азии укрепились благодаря интервенциям местных центробанков. К примеру, НБКР в этом плане совершил сделок на сумму около 6 миллионов долларов.

 

Финансовые власти стран ЦА перешли к более мягкой кредитно-денежной политике. Это свидетельствует о замедлении инфляции в регионе, что позволяет регуляторам принимать соответствующие меры. Некоторые из них, такие как Армения, Грузия и Казахстан, снизили свои учётные ставки. В то время как Кыргызстан сохраняет ставку на уровне 3,4%, начиная с 2022 года, и снижать её не собирается. Хорошо это или плохо – одному Богу известно, но финансовые гуру всего мира по сей день ломают копья над этим вопросом, находясь на разных полюсах мнений.

 

Авторынок

 

Для граждан Кыргызстана стоимость бензина и дизельного топлива в Казахстане увеличится. Соседи намерены противодействовать “серому импорту” бензина, перевозимого нашими соотечественниками в баках своих автомобилей. Министерство энергетики Казахстана планирует повысить цены на топливо для иностранных граждан, устанавливая ставки на уровне $0,54 за литр бензина АИ-92 и АИ-93, а также $0,69 за литр дизтоплива. В то же время цены для казахстанцев останутся неизменными: $0,45 и $0,65 соответственно.

 

Раз уж коснулись автотематики, то заметим, что Кыргызстан стал (возможно, временно), мировым игроком по импорту машин из КНР и их экспорту в Россию. Китай нынче – крупнейший в мире производитель автомобилей. В прошлом году там впервые в истории мирового автопрома произвели свыше 30 млн авто. И Кыргызстан занял шестую строчку в списке покупателей китайских легковушек в первом квартале этого года, хотя всего год назад мы занимали 43-е место.

 

По итогам января-февраля, Кыргызстан импортировал легковых авто из КНР на сумму $510,3 млн (в те же месяцы 2023-го эта цифра равнялась всего $23,3 млн). Выше нас в рейтинге активных покупателей продукции китайского автопрома всего 5 стран: Россия, Бельгия, Великобритания, Мексика, Бразилия.

 

Что любопытно, экспорт автомобилей из Кыргызстана резко вырос с 1 тыс. в 2022 году до 8,8 тыс. в 2023 году. Правда, далее они отправлялись преимущественно на российские просторы да в казахские степи. В декабре прошлого года республика заняла второе место по продаже новых легковых автомобилей в Россию после Китая.

 

Урмат КЕНЖЕСАРИЕВ.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *