Резиновые сапожки для тягача

И дружба, и бизнес

В Токмоке наладили переработку и восстановление использованных автопокрышек. Экологически безвредный и экономически выгодный проект запустило ЗАО “Кумтор Голд Компани”.

 

Автомобильная резина, как известно, имеет свойство изнашиваться или, как выражаются водители, “лысеть”. Любящий свою “ласточку” автолюбитель меняет шины на колёсах примерно раз в три-четыре года.

 

Если же говорить о специальной высокогабаритной автотехнике, которая работает на золоторудном месторождении, то “обувь” у неё соответствующая. Одна шина, бывает, высотой три метра, а то и больше. Сложные погодные условия, рельеф местности плюс большая нагрузка – и через год-полтора тягачу нужны новые резиновые “сапожки”, которые стоят несколько десятков тысяч долларов. И потом, куда девать старые? Утилизировать негде, а вывозить на переработку за рубеж – экономически нецелесообразно. Приходилось складировать. За 30 лет работы рудника там скопилось довольно приличное количество использованных шин.

 

Чуть больше двух лет назад в ЗАО “Кумтор Голд Компани” решили, что правильнее будет, если завод по переработке, а главное, восстановлению покрышек запустить в Кыргызстане. Так были бы решены сразу несколько задач.

 

Во-первых, резину, которая в удовлетворительном состоянии, можно восстановить, и тогда не будет необходимости покупать новую, что позволит сократить затраты “Кумтора” почти на 40 процентов. Во-вторых, новое производство сулит рабочие места для местного населения. В-третьих, экологическая безопасность. И наконец – пополнение бюджета в виде уплаты налогов.

 

Для организации нового производства идеально подошли заброшенные цеха бывшего Токмакского завода железобетонных изделий (ЖБИ). Это предприятие во времена СССР было флагманом промышленности Чуйской области. После развала Союза он, как и большинство подобных гигантов, стал медленно умирать.

 

Новый завод начал функционировать в тестовом режиме около двух месяцев назад. На полную мощность его планируют запустить в будущем году. Пока же здесь ожидают поставку специального оборудования, которое должно прибыть из Германии. Это автоклав для вакуумирования и наладки крупногабаритных шин, а также шероховальные станки для снятия верхних слоёв протектора.

 

…Попасть на предприятие человеку со стороны сложно. Здесь действует строгий пропускной режим, а уж о соблюдении техники безопасности (ТБ) и говорить не приходится.

 

Одним их первых на производстве побывал глава Кабмина Акылбек Жапаров. Он, как положено, выслушал инструктаж по ТБ, затем надел специальную каску, светоотражающий жилет и только потом прошёл в цех.

 

Журналистский десант тоже пропустили на территорию по такой же процедуре, включая облачение в специальную экипировку.

 

Для начала – экскурсия по цеху готовой продукции. В огромных сумках-мешках, которыми было заставлено больше 2/3 территории цеха, находилась резиновая крошка. По словам директора завода Александра Сметанина, весь её объём уже продан. Груз дожидается лишь транспортировки. Переработанные в крошку шины охотно скупают цеха, занимающиеся изготовлением наземного покрытия детских площадок, искусственных футбольных полей и другого. Кроме этого, резиновая крошка также используется в текстильном производстве.

 

– Когда мы пришли на ЖБИ, здесь были одни руины, как после бомбёжки, и нам пришлось начинать всё с нуля, – рассказал Александр Сметанин. – Между тем место здесь очень удобное. Территория расположена на значительном расстоянии от жилых кварталов, а значит, никому мешать не будем. Есть железнодорожные подъездные пути и автомобильная дорога. Словом, всё, что необходимо для работы масштабного промышленного предприятия. Восстановление шин – это огромная экономия средств. В Германии их восстанавливается до 60 процентов, в США – до 80, а в Кыргызстане – только один процент.

 

Цех, в котором происходит измельчение старых шин в крошку, чем-то напоминает кадры из фильма “Терминатор”. Шина, высотой около трёх метров, медленно поднимается по специальному конвейеру. Затем при помощи специальной гильотины разрезается на куски, которые потом отправляются в измельчитель, а после уже резиновая крошка фасуется в мешки.

 

– Важно отметить, что в производстве не используются никакие химикаты, следовательно, никого вреда для экологии нет, – продолжил Александр Сметанин. – Весь процесс чисто механический. Он также безвреден для здоровья рабочих. Мы используем современную технику, и нам нужны были специалисты, которые могли бы на ней работать. Для этого компания “Кумтор” оплатила ряду сотрудников обучение в Германии. Мы надеемся, что все затраты, как по закупке оборудования, так и подготовке кадров, окупятся в течение пяти лет. Сейчас перерабатываем шины автотехники, которая работает на месторождении “Кумтор”. Однако ряд других компаний, специализирующихся на золотодобыче, уже заявили о своём желании сотрудничать с нами.

 

Как заявил Александр Сметанин, как только завод начнёт работать на полную мощность, он сможет принимать на переработку также шины крупногабаритной техники из соседних стран. Причём успех международного сотрудничества вполне обеспечен. Ведь подобного производства нет ни в одной стране Центральной Азии.

 

***

 

Хотя завод только начал работать, хорошая традиция уже появилась – не отпускать гостей голодными. Повар Улан Сыдыков приготовил вкуснейший плов, а его супруга испекла потрясающие самсы. После длительной прогулки по цехам устоять перед таким угощением было просто невозможно.

 

Любовь БОРИСЕНКО.
Фото автора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *