Ругать, не ругая

Трудовые мигранты:   туда и обратно

Российский институт театрального искусства (ГИТИС), театральный институт имени М.С. Щепкина и Министерство культуры, информации спорта и молодёжной политики Кыргызстана продолжают серию совместных творческих проектов. В этот раз в составе творческого десанта – известный критик и главный редактор “Театрального журнала” Екатерина Кострикова. Она провела серию мастер-классов для студентов театральных вузов нашей страны. Охотно ответила и на вопросы нашего издания.

 

 

– Екатерина, для большинства обывателей театральный критик – этакий вечно чем-то недовольный субъект, который во всём видит только плохое. Так ли это?

 

– Да нет, конечно. Мы всегда смотрим на то, что происходит на сцене, под определённым углом, и, скорее всего, именно поэтому возникают такие представления, что критики всё и всех будут ругать. В год мы посещаем около 300 спектаклей. Не всегда постановки бывают удачные, да и охватить всё просто невозможно. Недостатки, пусть даже мелкие, всё равно бывают. Театральный критик больше пишет рецензии для зрителей, чтобы каким-то образом показать ему нужный ракурс понимания происходящего на сцене. Ни в коем случае не следует влезать в творческий процесс. Максимум – режиссёру можно подсказать что-то, а вот прислушиваться к советам или нет – это дело художника. Причём главное при этом – быть предельно тактичным. Другими словами, ругать, не ругая. Надо понимать, что над спектаклем работало много людей, и обесценивать их труд своим негативным мнением – неправильно.

 

– Однако, чтобы делать какие-то выводы по той или иной режиссёрской работе, нужно быть вундеркиндом во всех вопросах театрального искусства. И потом, хотите вы этого или нет, вы всё равно представите свою субъективную точку зрения. Не повлияет ли она на мнение зрителей?

 

– Театральному критику, в отличие от режиссёра, который не так много смотрит спектаклей, есть с чем сравнивать. Мы видим всё, что происходит на театральной карте. Здесь важны не только знания, но и понимание театра и, конечно, бэкграунд театрального критика.

 

– Они имеют право на ошибку?

 

– Разумеется, и крайне важно уметь её признать. Поверьте, это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В моей практике были такие случаи. Как-то я высказала несколько скептических замечаний по поводу одной постановки на театральном фестивале. Позже, когда стала понятна вся картина происходящего, мнение изменилось. В итоге именно этот спектакль мне заполнился надолго. Дело в том, что я вначале к нему выставила просто гамбургский счёт и разбирала его, именно исходя из такой оценки, а этого делать не надо было. Уже по возвращении в Москву я долго думала и в итоге признала, что это была одна из лучших работ на том фестивале. После, спустя насколько лет, при личной встрече с режиссёром того спектакля я рассказала ему об этом.

 

– Если мнение зрителя не совпадёт с вашим, и, даже несмотря на отрицательную рецензию к тому или иному спектаклю, люди будут ходить на него и восхищаться постановкой, как вы поступите?

 

– Я очень часто сталкивалась с тем, когда публика аплодирует той или иной режиссёрской работе, а в то же время у критика есть масса замечаний. Так ведь у него и задача несколько иная. Прежде всего он должен помочь зрителю сформировать правильное восприятие увиденного. К сожалению, это очень большая проблема, ведь большинство людей сегодня почти не разбираются в театральной кухне. Для них постановка – зрелище, но так быть не должно. Театр – это особое искусство, и его надо уметь воспринимать. Также важно знать, что история театра и каждой постановки будет создана именно критиком, а не зрителем. Но нельзя забывать, что всему своё время, которое я считаю единственным верным фильтром.

 

– Если ваши взгляды по одной и той же режиссёрской работе полярно разойдутся с коллегами, что тогда? И насколько критика на критику бывает оправданна?

 

– Так происходит очень часто, и я считаю, что это нормально. Профессионально разбирать мнения нужно, но делать это следует в рамках семинаров либо ещё каких-то мероприятий, но не доходить до личных оскорблений. Спор критиков, тем более, если в защиту точки зрения приводятся здравые аргументы, это обычное явление. Другие же отношения просто неприемлемы.

 

– Но если критики часто не сходятся во мнении, то о каком театральном воспитании зрителя можно говорить?

 

– По моему глубокому убеждению, каждое мнение имеет право быть. В своё время меня этому научил мой учитель Павел Андреевич Руднев. На одном из семинаров мы разбирали спектакль Константина Богомолова. Речь шла о его постановке “Братья Карамазовы”, которая для меня оказалась чужда. Я читала Достоевского, и у меня было своё восприятие этого романа. То, что представил Богомолов, мне показалось, духовным надругательством, и на тот момент мне казалось, что богомоловской интерпретации быть не должно. Тогда Павел Андреевич сказал: “Катя, вы назвали причины, по которым театра Богомолова не должно существовать. Но ведь тогда придёт кто-то другой и скажет, что есть убедительные обстоятельства, по которым не может существовать какой-то другой театр. И тогда вот эта идеология начнёт принимать масштаб власти, появляется цензура, самоцензура, и в этом случае начнётся необратимый процесс восприятия театра как искусства вообще, и в том числе как возможности режиссёрского самовыражения”. Сейчас, если я пишу о какой-то работе, то стараюсь, кроме того, что обязательно подходить к оценке спектакля максимально профессионально, делать это корректно и эстетически, и ни в коем случае не навешивать ярлыки.

 

– Некоторые театры практикуют приглашение на главные роли медийных личностей. Если помните, одно время очень широко обсуждался спектакль с участием Ольги Бузовой. Вы как театральный критик как к этому относитесь?

 

– По моему глубокому убеждению, такого быть не должно вообще. Это можно рассматривать как некое явление нашего времени, но воспринимать его серьёзно нельзя. И дело даже не в отсутствии или наличии соответствующего образования, а, скорее, театрального ума. Это очень важно, потому как достаточно много интеллектуалов ничего не понимают в театральном искусстве. В качестве примера приведу программу Владимира Познера, который пригласил к себе на интервью как раз Константина Богомолова. И, когда я услышала, какие вопросы задал ведущий, сразу поняла, что он далёк от театральной кухни и воспринимает происходящее на сцене больше как зритель. Безусловно, Владимир Познер – прекрасный интервьюер, выдающаяся личность, но даже он, на мой взгляд, не понимает театральных законов.

 

– Есть разница между театральным и кинокритиком?

 

– У нас в ГИТИС был предмет “История кино”, так вот моя преподаватель согласилась тогда поставить мне зачёт, но с условием, что я театровед и никогда не буду писать о кино. Хотя, признаюсь, я люблю о нём размышлять. Недавно я окончила киношколу, и только потом поняла, что киномир – это отдельная вселенная, и пока она неведома для меня.

 

– Вы как кинокритик как относитесь к тому, что уже известные произведения современные режиссёры либо переснимают в кино, либо заново ставят на сцене?

 

– Почему нет? Есть целая плеяда молодых режиссёров, у которых современный взгляд на то или иное произведение, другое восприятие. И зритель тоже. Может быть, ему именно в современной интерпретации классика покажется ближе, а главное, понятнее. Здесь, как говорится, на вкус и цвет. К примеру, новый вариант фильма “Мастер и Маргарита”. Мне как зрителю он не понравился, но я знаю многих людей, которые восприняли его с большим воодушевлением. И потом, существует разная оценка самого произведения. Если делать это с точки зрения биографии самого Булгакова – это одно, если же рассматривать роман как художественное произведение, то совсем другое.

 

– Когда иностранные режиссёры ставят российскую классику, насколько это удачно? У них ведь совсем другое восприятие культуры, традиций.

 

– Но ведь наши режиссёры тоже ставят спектакли по зарубежным классическим произведениям. Здесь вопрос вкуса. Если же говорить о национальной культуре, то, по моему наблюдению, когда народ видит в той или ной постановке свои корни, то произведение получается всё же сильнее, этническое восприятие того, что происходит на сцене, намного сильнее.

 

Любовь БОРИСЕНКО.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *