В фокусе “Пояса и пути”. Исторический шанс

Euronews  перешёл границы

Седьмого сентября 2013 года во время своего первого государственного визита в Казахстан Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью в Назарбаев Университете. Тогда же он впервые обнародовал концепцию “Один пояс – один путь” (ОПОП), цели которой – содействие всесторонней открытости и укреплению сотрудничества Китая с другими странами. В этом году ей исполняется 11 лет.

С тех пор многие страны мира поддержали эту инициативу, рассчитывая на привлечение иностранных инвестиций и развитие своих экономик. Центральная Азия, будучи культурно, этнически и исторически связанной с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) КНР, занимает важное место в китайской инициативе. Во многом это обусловлено высоким транзитным потенциалом региона и наличием в нём значительных природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, а также минеральных руд. Проект Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП), предложенный руководством КНР, нацелен на то, чтобы более тесно связать Центральную Азию с Китаем, создать стратегически важный сухопутный транспортный коридор между КНР и Европой.

Инициативу Китая “Один пояс – один путь” поддержали почти все страны ШОС. Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан поддерживают инициативу “Один пояс – один путь” (ОПОП). Об этом было сказано в совместной Нью-Делийской декларации, подписанной по итогам заседания Совета глав государств ШОС.

Инициативу “Один пояс – один путь” в 2013 году выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин, она символически воссоздаёт древний Шёлковый путь. Её цели – выход Китая на рынки Центральной Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки и других регионов, активизация международных торгово-инвестиционных проектов с участием большого числа стран и использование капитала заинтересованных государств. К инициативе уже присоединились более 150 стран и международных организаций.

Основные компоненты коридоров “Пояса и пути” в Центральной Азии

В ЦА можно выделить следующие проекты и составляющие Экономического пояса Шёлкового пути.

Транзитный коридор “Западный Китай – Западная Европа”, проходящий от китайского порта Ляньюньган до Санкт-Петербурга через Казахстан. На данном маршруте реализованы отдельные автомобильные участки, однако основную роль в наземной перевозке китайских товаров через ЦА играет железнодорожное сообщение. В 2013 г. был достроен 293-километровый участок железной дороги Жетыген – Алтынколь – Хоргос, соединившей Казахстан с КНР. В 2014 г. начал действовать китайско-казахстанский логистический парк в Ляньюньгане, который впервые открыл центральноазиатским государствам выход к Тихому океану.

Транспортный коридор Китай – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Европа. Частично данный маршрут также связан с Транскаспийским международным транспортным коридором и железнодорожной линией Баку – Тбилиси – Карс. Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан в перспективе станет частью центрального и южного ответвлений ЭПШП через Южный Кавказ, Иран и Турцию в Европу. Считается, что это кратчайший путь от западных районов КНР до портов Персидского залива.

Ценность узбекского участка железной дороги для развития сообщения между КНР и ЦА значительно возросла после открытия в июне 2016 г. Камчикского тоннеля и электрифицированной железной дороги Ангрен – Пап, связавших Ферганскую долину с остальной частью Узбекистана, а также с железнодорожными системами Кыргызстана.

Автотрассы Китай – Кыргызстан – Узбекистан и Бишкек – Нарын – Торугарт. В КР в финальную стадию входит магистраль Север – Юг, которая призвана сократить расстояние между Бишкеком и Ошем, а также способствовать наращиванию транзита китайских товаров в Узбекистан и Таджикистан. В мае 2020 г. Ташкент изъявил желание присоединиться к Четырёхстороннему соглашению о транзитных перевозках между Китаем, Пакистаном, Кыргызстаном и Казахстаном для получения доступа к автомобильной инфраструктуре Китайско-пакистанского экономического коридора и выходу к порту Гвадар.

Газопровод Центральная Азия – Китай включает в себя три параллельные линии, пролегающие по территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и Китая. Протяжённость каждой нитки составляет 1830 км, общая пропускная способность – 55 млрд куб. м газа в год. Сейчас по магистрали Китай получает более 15% годового потребления газа, при этом более 80% объёма поставок газа в КНР обеспечивает Туркменистан.

Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос” и свободная экономическая зона призваны играть ключевую роль в транзите китайских товаров в Европу. В 2020 г. через Хоргос прошло 4,7 тыс. поездов Китай – Европа с 3,3 млн т грузов на $26,43 млрд. Рост числа перевозок и стоимости перевезённых товаров составил 38,8 и 58,6% соответственно.
Таким образом, все вышеупомянутые транспортные коридоры и объекты инфраструктуры
призваны повысить транзитный потенциал Центральной Азии и нарастить взаимодействие между странами региона и КНР.

Разные направления одного пути

На сегодня в рамках реализации ЭПШП в регионе особое внимание привлекают проекты четвёртой ветки газопровода Центральная Азия – Китай и железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, а также меры по развитию южных и юго-западных ответвлений Экономического пояса Шёлкового пути из ЦА. В соответствии с межправительственными соглашениями, после ввода в эксплуатацию четвёртой ветки газопровода Центральная Азия – Китай
поставки природного газа из Туркменистана в КНР возрастут до 65 млрд куб. м в год, а общая мощность газопровода увеличится до 85 млрд куб. м. Линия D будет проложена от границы Туркменистана по территории Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Её протяжённость составит около 1000 км, пропускная способность – 30 млрд куб. м газа в год. Уже завершено сооружение первого тоннеля таджикского участка газопровода.

Железная дорога Китай – Кыргызстан – Узбекистан интересна с точки зрения развития ЭПШП и прокладывания альтернативных сухопутных транспортных путей в Западную Азию и Европу.

Большие вложения

В Казахстан направляется около 62% капиталовложений КНР в регионе – 24 и 13% инвестиций в нефтяную и газовую отрасли страны соответственно. В 2016 г. Астана и Пекин заключили соглашения по 51 совместному инвестиционному проекту на сумму $26 млрд в самых разных направлениях.

С 2017 г. фиксируется рост инвестиционной активности КНР в Узбекистане: в середине мая указанного года Пекин и Ташкент подписали пакет экономических соглашений на общую сумму $23 млрд, ориентированных на расширение сотрудничества стран в газохимической отрасли и гидроэнергетике.

Китайская экономическая деятельность в Кыргызстане, где страна уже стала крупнейшим инвестором, направлена на улучшение транспортной и энергетической инфраструктуры двух государств. Финансовые вливания позволили связать между собой северный и южный регионы страны. Кроме того, республика – важнейший перевалочный пункт для китайских товаров в Таджикистан и Узбекистан.

В Таджикистане КНР активно инвестирует в гидроэнергетику, цементное производство, обрабатывающую промышленность, а также в сельское хозяйство. Традиционно китайские инвестиции в сфере гидроэнергетики направлялись на создание гидроэлектростанций преимущественно средней мощности.

Многие эксперты полагают, что республики ЦА могут получить максимальную выгоду от
реализации данного проекта при относительно небольших затратах. Обмениваясь транспортными коридорами, рынками сбыта, инвестициями, ресурсами и технологиями, Китай и государства Центральной Азии сообща работают над обеспечением устойчивого развития региона.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на пятой консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Душанбе подчеркнул, что регион вновь становится важным центром экономического роста и инвестиционной активности, восстанавливая свою историческую роль транспортного узла между Западом и Востоком, Севером и Югом.

Активное сотрудничество стран Центральной Азии по линии проектов ОПОП и укрепление связей с Китаем значительно способствовали позитивному развитию региона.

Саммит глав государств Центральной Азии и КНР, прошедший в 2023 году в Сиане, вновь подтвердил стремление сторон развивать сотрудничество в рамках ОПОП. Сианьская декларация и другие ключевые документы определили направления дальнейшего взаимодействия.

В условиях текущих мировых вызовов приоритетными точками соприкосновения становятся оптимизация процессов и углубление базовых контактов, а также успешное претворение в жизнь всех намеченных планов. И здесь особенно важную роль играет совместная деятельность в области цифровых технологий. В этом контексте выделяются строительство и дальнейшее использование преимуществ Цифрового Шёлкового пути, который, по сути, стал неотъемлемой частью более масштабного проекта “Один пояс – один путь”. В то время как ОПОП сосредоточен по большей части на материальном компоненте инфраструктуры, Цифровой Шёлковый путь акцентирует внимание на создании и расширении цифрового инфраструктурного кластера, базируясь на взаимовыгодной кооперации в области информационных технологий.

Компании КНР, равно как и власти страны, активно вкладывают инвестиции в развитие оптоволоконных сетей, технологий 5G и облачных решений, а также в промышленный интернет, искусственный интеллект, нанотехнологии и умные города. Страны Центральной Азии проявляют повышенный интерес к сотрудничеству по линии Цифрового Шёлкового пути, поскольку Китай зарекомендовал себя как лидер в этой области.

КНР активно реализует проекты в рамках Цифрового Шёлкового пути, включая строительство трансграничных кабелей и сетей, спутниковых станций и центров обработки данных. В этом деле участвуют крупнейшие китайские компании, что свидетельствует о важности повсеместного внедрения цифровых технологий для устойчивого экономического роста региона.

На саммите в Сиане узбекский лидер Шавкат Мирзиёев акцентировал внимание на необходимости углубления промышленной кооперации и внедрения цифровых технологий через прямые контакты с китайскими провинциями. В свою очередь руководитель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай поддерживает присоединение стран Центральной Азии к совместным программам в пределах запущенных им проектов “Пояса и пути”.

Сила цифры

Цифровой Шёлковый путь (ЦШП) представляет собой некую несущую конструкцию в архитектуре Экономического пояса Шёлкового пути. Центральная Азия в данный период находится в стартовом положении на длинной дистанции, которую займёт тотальная цифровизация национальных экономик и государственного сектора. С 2017-2018 годов установилась довольно крепкая сцепка Цифрового Шёлкового пути со стратегиями цифровой реорганизации государств региона, что ведёт к росту трансграничной торговли, сотрудничества в подготовке специалистов и обмену опытом в части информационно-коммуникационных технологий. Реализация стратегии ЦШП предполагает работу над проектами по цифровизации инфраструктуры, государственных органов и образовательной системы. Сотрудничество с КНР в сфере электронной экономики поможет государствам региона повысить экспортный потенциал, увеличить поставки сельскохозяйственной и промышленной продукции на внешние рынки. Попутно это также позволит сделать республики более привлекательными направлениями туризма.

ЦА: возрождение экономики

Экономический рост региона подтверждается достаточно высокими темпами, о чём свидетельствуют данные международных организаций, включая МВФ. А, к примеру, по прогнозам Европейского банка реконструкции и развития, экономика Центральной Азии будет расти более чем на 5 процентов в 2024 году, что во многом связано с увеличением экспорта сырья, товаров, продукции сельского хозяйства и активизацией взаимодействия с большим соседом.

В первые четыре месяца 2023 года торговля между Китаем и Центральной Азией возросла на более чем 37 процентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным Главного таможенного управления КНР. Двумя годами ранее товарооборот достиг $70,2 млрд, как сообщает Министерство торговли КНР. В прошлом году Китай увеличил импорт сельскохозяйственной, энергетической и минеральной продукции из Центральной Азии на 50 процентов, а доля экспорта машиностроительной и электронной продукции выросла на 42%.

Инициатива “Один пояс – один путь” положительно влияет не только на укрепление связей между странами и народами, расположенными по пути следования маршрута. Она также содействует общему экономическому развитию региона, особенно для Центральной Азии, не имеющей выхода к морю. Грузовые поезда направления Китай – Европа и международная логистическая портовая база Ляньюньгана открывают для стран региона
доступ к мировым рынкам.

По наблюдениям, жители

Центральной Азии положительно воспринимают причастность своих стран к глобальной инициативе Пекина. К людям пришло осознание, что “Один пояс – один путь”, помимо содействия экономическому развитию, меняет качество жизни в лучшую сторону, создаёт наиболее благоприятные условия для развития инфраструктуры и предоставляет больше возможностей для трудоустройства местного населения.

Многим уже стало понятно: внешняя политика Китая базируется на принципах добрососедства, невмешательства во внутренние дела и уважения к культуре и традициям народов.

КНР строго придерживается международного права, уважая суверенитет других государств, не влияя на внутренние и внешние ориентиры стран-партнёров.

КНР + ЦА. Формула успеха

Формат “Китай – Центральная Азия” играет важную роль в совместном развитии стран региона. Все участники этого формата – близкие соседи, и успехи или проблемы одной страны влияют на процветание или развитие всего региона. Поэтому важно объединить усилия для полного раскрытия совокупного потенциала. Например, Кыргызстан и Китай связывают многовековые исторические связи добрососедства и сотрудничества.

Важные проекты, реализуемые при поддержке Китая, имеют весомое значение для Кыргызстана. Строительство альтернативной дороги Север – Юг, ремонт более ста дорог в Бишкеке на китайский грант, а также введение в эксплуатацию ЛЭП “Датка-Кемин”, которая замыкает энергетическое кольцо страны, – яркие тому примеры. Кыргызстан также получил два нефтеперерабатывающих завода, один из которых, “Джунда”, предоставляет рабочие места около тысячи гражданам Кыргызстана. Завод производит бензин, дизельное топливо и сжиженный газ, соответствующий международным стандартам. В рамках глобального проекта “Возрождение обновлённого Шёлкового пути” ожидается значительное увеличение таких объектов и строительных площадок в Кыргызстане, что представляет собой исторический шанс для подъёма экономики и устойчивого развития на десятилетия вперёд.

Перспективные направления двустороннего сотрудничества охватывают такие сферы, как торговля, экономика, инфраструктура, транспорт, энергетика, перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и туризм.

Кыргызстан также заинтересован в укреплении связей с Китаем в области цифровой экономики и электронной коммерции. Реализация проекта строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан станет важным шагом к раскрытию транзитного потенциала региона и сыграет ключевую роль в совместном строительстве “Пояса и пути”. Улучшение транспортной инфраструктуры привлечёт дополнительные объёмы международных транзитных перевозок и существенно увеличит товарооборот между Китаем и Центральной Азией.

Окно в Поднебесную

Совсем недавно открылся КПП “Бедел” на границе двух стран. Этому придают такое большое значение как с китайской, так и с кыргызской стороны, причем на самом высоком уровне. Казалось бы, работают уже два КПП “Иркештам” и “Торугарт”, почему новый пункт пропуска вызывает повышенный интерес.

Во-первых, это расширение торговых и экономических возможностей между двумя странами. КПП создаёт дополнительный торговый маршрут и позволяет увеличить объём торговли между Китаем и Кыргызстаном. Это особенно важно в контексте разнообразия товаров и услуг, которые могут быть предложены обеими странами.

Во-вторых, способствует укреплению экономических связей и сотрудничества в рамках Шёлкового пути. Кыргызстан – ключевой партнёр для Китая в этом стратегическом проекте, и расширение инфраструктуры торговых путей способствует более глубокому экономическому интеграционному процессу.

В-третьих, может стимулировать развитие региональной инфраструктуры и экономики. Это приведёт к созданию новых рабочих мест, улучшению инвестиционного климата и общему экономическому росту в регионе.

Наконец, открытие нового пограничного пункта контроля способствует улучшению качества жизни местных жителей в приграничных районах, предоставляя им новые возможности для развития бизнеса, обмена опытом и культурного обогащения.

В целом, открытие КПП “Бедел” имеет большое стратегическое значение для обеих стран, олицетворяя их стремление к углублению экономического сотрудничества, развитию инфраструктуры и обеспечению благосостояния своих граждан.

Каким образом открытие пункта может повлиять на отношения Китая со странами Центральной Азии в формате “Китай – Центральная Азия” и инициативы “Один пояс – один путь”? Развитие экономики и выстраивающиеся отношения в области политики – это, безусловно, важные моменты как во взаимоотношениях между странами, так и для каждой страны. Но без дружеских отношений между их народами, без народной дипломатии трудно налаживать контакты в разных сферах. Можно сказать, что КПП “Бедел” – тот мостик, который сблизит наши народы.

“Один пояс – один путь” – дорога к процветанию

Инициатива ОПОП представляет собой современное возрождение древнего Шёлкового пути. Пекин готов инвестировать десятки миллиардов долларов в её реализацию. Подобный масштабный проект на Евразийском континенте ранее не имел аналогов. В рамках этой инициативы вдоль Шёлкового пути вырастут новые промышленные объекты, связывающие множество стран. Проект также включает выход к морю, что крайне важно для Центральной Азии, большую часть которой составляют горы, степи и пустыни. Железнодорожные маршруты, ведущие к морским портам и в сторону Европы, будут пролегать через республики региона.

Торговые пути, как правило, способствуют не только финансовому, но и духовному, культурному обогащению людей. Стратегия “Экономического пояса Великого Шёлкового пути” действительно служит общим интересам. Долгосрочное планирование национальной стратегии государств региона вполне может основываться на базовых принципах инициативы “Один пояс – один путь”. С уверенностью можно сказать, что реализация этого проекта – процесс неотвратимый, так как целое всегда превосходит сумму своих частей. “Экономический пояс Великого Шёлкового пути” неизбежно ждёт успех.

Поворот на Восток

Хотя многие устремляются на Запад, сейчас пришло время обратить внимание на Восток.

Именно там зарождаются глобальные процессы и формируется мощный вектор экономического развития, который раскроет потенциал Центральной Азии и свяжет её с Европой.

Китай демонстрирует готовность выстраивать экономические отношения на равных партнёрских основах. Однако страны Центральной Азии должны сами инициировать более глубокую интеграцию. Архитектура нового союза должна учитывать роль Китая как главного партнёра. В долгосрочной перспективе именно Китай может стать таким партнёром для всего региона, так как он создаёт благоприятные условия для сотрудничества. Формат взаимодействия КНР – ЦА позволяет упростить переговорный процесс, так как вместо многосторонних обсуждений можно наладить отношения с единым блоком стран, который, к тому же, не будет конкурировать с Китаем на мировых рынках.

Для развития политической интеграции с акцентом на Китай страны Центральной Азии могут укрепить свои дипломатические связи, создавая долгосрочные стратегические партнёрства.

Возможны также новые региональные форумы для обсуждения вопросов безопасности, экономики и культуры, включая сотрудничество в борьбе с трансграничной преступностью и терроризмом. Политическая интеграция с Китаем не потребует кардинальных изменений в системах управления стран ЦА, так как Китай поддерживает диалог со странами, имеющими различные формы государственного устройства.

Результатом этого проекта должно стать создание евразийской экономической зоны, связывающей Восток и Запад через Центральную Азию и способствующей поставкам товаров в Европу. Инициатива будет содействовать гармоничному сосуществованию и развитию как государств, так и целых цивилизаций, которые будут независимы в политическом и культурном плане, но взаимозависимы экономически.

Инициатива “Один пояс – один путь” охватывает пять ключевых областей сотрудничества, включая инфраструктурную взаимосвязь, политическую координацию, торговые обмены, укрепление духовного единства и свободное движение капитала. Открытость программы позволяет участвовать всем заинтересованным странам с приоритетом на регионы, где сотрудничество будет наиболее эффективно, среди которых – Центральная Азия.

Китай стремится развивать сотрудничество с центральноазиатскими странами через инициативу “Один пояс – один путь”, что создаст выгоды для всех сторон. Проект включает шесть международных экономических коридоров, среди которых наиболее значимым можно считать Новый Евразийский континентальный мост, который соединяет морские порты Китая с Европой.

Первый контейнерный поезд по этому маршруту отправился в 2011 году из Чунцина в немецкий Дуйсбург. С тех пор по этому коридору прошло более 5000 грузовых составов. Один из крупных проектов – высокоскоростная магистраль “Евразия”, связывающая Пекин с Берлином и создающая уникальную сеть для перевозки грузов и пассажиров.

Также в рамках Нового Евразийского континентального моста реализуется международный автодорожный коридор Западная Европа – Западный Китай, который значительно повысит эффективность коммуникации между странами и качество их экономического развития, сосредоточившись на транзитных перевозках из Китая в Европу.

Проекты, изменяющие мир

Китай активно сотрудничает со странами Центральной Азии в рамках экономического коридора Китай – Центральная Азия – Западная Азия, который протягивается от СУАР через Центральную Азию, Персидский залив, Аравийский полуостров и Средиземноморье до Африки. Цель этого коридора – углубление экономической интеграции между Китаем и государствами Центральной и Западной Азии. В рамках инициативы предполагается реализация ключевых проектов в транспортной, энергетической и топливной сферах.

Китайские инвестиции способствуют строительству современных автодорог, железнодорожных магистралей и трубопроводов, направленных на транспортировку ресурсов из Центральной Азии в Китай. Например, Туркмения экспортирует газ, который удовлетворяет около 20% потребностей Китая.

Для Казахстана рынок Китая является приоритетным, поскольку экспорт страны зависит от транзита через соседние государства. Развитие транспортной инфраструктуры позволяет казахстанским компаниям увеличить поставки сырья в Китай. В ближайшем будущем планируется создание новых железнодорожных маршрутов из Китая в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Китай также становится крупнейшим иностранным инвестором в этих странах, улучшая их транспортные и энергетические сети и соединяя разделённые районы.

Кроме того, Китай укрепляет связи в регионе через образовательные инициативы.

Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о выделении 30 тысяч стипендий в течение десяти лет для студентов стран-участниц ШОС, четыре из которых находятся в Центральной Азии. В рамках инициативы “Один пояс – один путь” увеличивается количество стипендий для студентов из этих государств.